Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.
Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.
Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.
Изучение философии – необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.
Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком. «Как плодородное поле – писал Цицерон, - без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души – это и есть философия. Она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей – сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай». [12]
Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно-деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.
Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.
Человек как мыслящая материя все глубже осознает себя активно действующим фактором социальной и окружающей его природной среды, всего бытия в масштабах мироздания. Это определяет представление о человеке как сознательном соучастнике мировой эволюции, делает ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на первый план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Возрастающее значение приобретают его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегулирования духовной сферы, овладение знаниями функционирования интеллекта, установление контроля за результатами своей деятельности. [13]
Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно-технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления – современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.
Переход человечества на качественно новый виток развития в социальном, духовном, культурном отношениях – на сегодняшний день лишь реальная возможность выхода его из глобального кризиса, но далеко еще нереализованное состояние. Трудности и опасности в осуществлении этой задачи проистекают в основном от самого человека: невысокого уровня сознания, непонимания обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений в их взаимодействии как специфически особых элементов единого мирового бытия. Человечество должно овладеть в полном объеме достижениями духовной культуры, наукой разумного управления и регулирования мировыми процессами. Эта задача не может быть решена вне современного философского знания о мире.
ГЛАВА II
РОЛЬ ФИЛОСОФИИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА
2.1. Роль философии в жизни общества
Прежде всего, каково значение философии для общества?
Общественное значение философии определяется значимостью духовной культуры в обществе. Ведь философия – один из основных компонентов духовной культуры. Отсутствие духовной культуры сначала устраняет условия для развития общества, а затем ведет к его деградации, постепенному разложению.
Какую же роль выполняет философия в системе духовной культуры? Прежде всего, роль высшего синтезатора знаний. Философия может выполнить свои функции (мировоззренческую и методологическую) только в том случае, если она постоянно обобщает результаты деятельности всех остальных форм общественного сознания, синтезирует их знания и ценности, находит формы их интегрированного выражения. Философия интегрирует систему духовной культуры в некоторую целостность, предает ей единство, стабильность, тотальность. «Всякая истинная философия, - писал К.Маркс, есть духовная квинтэссенция своего времени, ... она представляет собой живую дуду культуры». Благодаря философии отделение формы общественного сознания становятся взаимодополняющими, между ними появляются каналы трансляции знаний и ценностей, возникает взаимопонимание. [14]
Характерная особенность философии – ее предельная критичность. Философия критична по своему существу. Критицизм заложен в самой сути философского отношения к миру. Оборотной стороной критицизма является сомнение. Философия ставит под сомнение все, что не получает убедительного, очевидного, рационального обоснования. Любое сомнение есть основание для критики. Философия должна постоянно критически анализировать общественное сознание, с тем, чтобы выделить в нем элементы, отражающие содержание высших уровней отношения человека к миру. При этом отсеивается все то, что имеет не мировоззренческий, а более частный характер. Критицизм – главное средство, оружие философии. Если философия перестает быть критичной, она оказывается бессильной перед натиском постоянно расширявшегося опыта человечества. Некритическая философия рано или поздно растворяется в какой-то другой форме общественного сознания. Обычно в той, которая в данной исторической обстановке стала наиболее влиятельной, устойчивой, господствующей. Философия критикует всех, но и все критикуют философию. Это неизбежно. Поэтому настоящее философствование требует мужества. Многие философы доказывали истинность своих идей, отстаивали общественную значимость философии ценой своей жизни (Сократ, например). [15]
Интегрированная философией, целостная система духовной культуры становится более динамичной, подвижной, разнообразной, многосторонней, разноликой и внутренне богатой. Критическая синтезирующая философская деятельность стимулирует поиск нового, творческого начала в обществе. История показала, что не может быть глубоко творческой духовной атмосферы и внутренних импульсов к развитию в таком обществе, в котором нет условий для философского творчества. [16]
В творческом созидании новых элементов духовной культуры проявляется высшее предназначение человека. Человек по своей сути творец. Но не всегда и не везде он имел и имеет (материальные и социальные) условия для творчества. Велика роль философии в нахождении образов и путей создания такого общества, в котором каждый человек мог бы полностью реализовать свои способности к творчеству.
Исторически сложившиеся идеалы капитализма и социализма – это, прежде всего образы такого общества, которое создает необходимые (материальные и социальные) условия для развития творческих способностей личности. В любом обществе всестороннее развитие творческих способностей каждого человека является условием всестороннего развития способностей всех остальных людей. Такая цель – высокая и благородная. Сейчас ясно, что ее достижение – отнюдь не простая задача. Она гораздо сложнее, чем об этом у нас до последнего времени, до перестройки говорили с некоторых официальных трибун.