Смекни!
smekni.com

Платон величайший филосов древности (стр. 5 из 6)

Платон не считает всех людей одинаково хорошими. Напри­мер, не каждый способен к политической деятельности. Однако он полагает, что всеобщая система образования и воспитания обеспечит каждому мужчине и каждой женщине отвечающее их способностям место в обществе, где они смогут выполнять обще­ственную функцию, для реализации которой подготовлены наи­лучшим образом. Одаренные мудростью будут править обществом, обнаружившие мужество будут защищать общество. Проявившие умеренность и заботливость будут производить необходимые об­ществу продукты. Когда каждый занят тем, для чего он подходит наилучшим образом, и когда все социальные функции реализу­ются наилучшим (по Платону) способом, то общество является справедливым. Справедливость является добродетелью, связанной с сообществом, и есть гармония трех следующих добродетелей.

1.Мудрость

2.Мужество Справедливость

3.Умеренность (послушание)

Следует добавить, что это идеальное общество не мыслилось, исходя только из теоретических и моральных требований. Справед­ливое общество является обществом для взаимного удовлетворения потребностей. Мудрые думают, мужественные защищают и уме­ренные производят. При условии, что разные люди имеют разные способности (добродетели) и соответственно выполняют различ­ные общественные функции, они дополняют друг друга. Тем самым каждый участвует в удовлетворении естественных потребностей (то есть потребностей, которые Платон считал естественными для го­рода-государства). В этом положении содержатся зерна теории раз­деления труда и теории классов. Платон не рассматривает разде­ление труда и классы как присущие обществу по природе или по высшему установлению. Он пытается, исходя из соображений об­щественной эффективности и различных способностей членов обще­ства, обосновать разделение труда и классовое расслоение.

Итак, Платон обосновывает разделение труда соображениями эффективности. Было бы крайне неудобно, если бы каждый лич­но производил все необходимое для себя, как-то: пищу, обувь, одежду, жилье и т.п. Специализация обеспечивает лучшие резуль­таты для всех. Помимо прочего, каждый, кто занимается одной профессией, будь то сапожник, каменщик, скульптор, и т.п., постоянно совершенствуется в ней. Это открывает возможность достижения более высоких стандартов совершенства посравнению с ситуацией, в которой каждый занимался бы мно­гими делами. Специализация ведет к совершенству. В принципе, совершенство имело бы место и без специализации, если бы люди обладали одними и теми же способностями. Однако так как люди обладают разными способностями и талантами, то становится вы­годной специализация каждого в тех занятиях, которые лучше всего отвечают его природным задаткам.

Профессиональная специализация связана с торговлей. Сапож­ник продает обувь земледельцу, земледелец — сапожнику продук­ты питания. Каждая профессиональная группа зависит от других. Как уже отмечалось, Платон в качестве основных выделяет груп­пы производителей, управляющих и правителей. Каждая из них включает многочисленные профессиональные подгруппы с осо­быми видами деятельности. Подобное разделение труда по взаим­но предполагающим друг друга профессиям обеспечивает значи­тельную степень эффективности. Поэтому можно сказать, что все общественно необходимые виды деятельности являются одина­ково важными. В идеальном государстве имеет место разделение труда, но не иерархическое деление на классы как принцип.

Платон полагал все же, что некоторые общественные задачи и профессии являются качественно более важными, чем другие. Мыш­ление важнее управления, которое, в свою очередь, важнее про­изводства. Эти качественно различные виды деятельности осно­вываются на качественно различных способностях каждого отдель­ного человека. В хорошем обществе каждый занят тем делом, ко­торое он может выполнять наилучшим образом. Это подразумева­ет согласованность как общественно более важных видов деятельно­сти и высших способностей, так и менее важных видов деятельно­сти и средних способностей. Различия в общественном положении людей обусловлены их природными различиями. Таким образом, по Платону, классовое устройство общества обосновывается как этически (нравственно), так и с точки зрения способностей от­дельного члена общества.

Справедливое государство характеризует гармоническое взаи­модействие классов и функций. Разделение труда и классовые различия предполагают главнейшую политиче­скую добродетель — справедливость.

Можно подумать, что Платон нашел то, что он искал, а имен­но идеальное общество, в котором совпадают власть и компе

тентность. Это общество имеет вид «пирамиды», «подвешенной за свою вершину» посредством невидимой связи между правителя­ми и идеей добра. Эта связь является неразрушимой, поскольку идея добра полностью воплощена в правителях.

Даже если теоретически Платон и разрешил проблему взаимо­связи власти и компетентности, он все-таки испытывал сомне­ния по поводу того, что предлагаемая им система образования и воспитания может предотвратить общественную фрагментацию и усмирить эгоистические интересы. Именно в них, наряду с неком­петентностью, Платон усматривал главную причину вырождения демократии в современных ему Афинах. Предложенное им лекарст­во заключалось в запрещении частной собственности и упраздне­нии института семьи для двух высших классов, которые обладают политической властью. При этом он мыслил следующим образом. Богатство и семейная жизнь являются источниками эгоистиче­ских интересов, которые могут противоречить общественным ин­тересам. Семейная жизнь является частной жизнью. Богатство по­рождает зависть и конфликты. Все это ослабляет общество.

Платон смотрел на экономику преимущественно с политиче­ской стороны. Неравномерное распределение богатства, значительная дифференциация между очень богатыми и бедными являются опасными для стабильности общества. Политики с собственными экономическими интересами могут действовать вопреки обще­ственным интересам. Поэтому Платон считал, что стабильность полиса обеспечивается следующими факторами: компетентностью правителей (образование); лояльностью граждан по отношению к обществу (отсутствие у правителей частной собственности и семьи), самодостаточностью (баланс между численностью насе­ления и территорией) и наступательной обороной.

Как и для большинства греков, для Платона полис (polis, го­род-государство) и эйкос (oikos, домашнее хозяйство) были ос­новными понятиями. Главным условием хорошей жизни в сооб­ществе было устойчивое и гармоническое ведение общего хозяй­ства в соответствии с жизненным циклом и внутри определенных пределов. Разумное управление хозяйством считалось очень важ­ным. Согласно Платону, полис должен был обладать постоян­ным населением — в Законах он говорит о 5040 жителях (хозяе­вах) и территории, достаточной только для их самообеспечения.

Для Платона экономика является фактором процветания и упад­ка полиса. По известным историческим причинам он не понимает ее в качестве аспекта линейного исторического развития — ведь сам Платон находится лишь в его начальном пункте.

Используя современные термины, можно сказать, что Платон мыслил «политико-экологически», а не «историко-экономически». Политика должна руководить производством, а не наоборот. Не могут быть допущены никакие изменения (или развитие), которые выводят общество из стабильного состояния. Конечно, долж­но быть развитие, с одной стороны, в виде биологических про­цессов созревания урожая и, с другой, в виде изменений, связан­ных с реализацией добродетельной жизни. Собственно, вся поли­тическая философия Платона нацелена на человеческое развитие каждого индивида (как он его понимал), на его подготовку к доб­родетельной жизни в стабильном и гармоническом сообществе в городе-государстве, где существуют разделение труда и классовые различия.

Таким образом, по Платону, эгоизм является не просто мо­ральной ошибкой. Эгоизм выражает тот факт, что люди принци­пиально не понимают, что означает быть человеческим существом. Они не понимают того, что личные интересы и общественные интересы совпадают; что общество не есть нечто внешнее по от­ношению к самодостаточному индивиду; что человек существует всегда в сообществе. Эгоист подобен душевнобольному, который считает, что он может стать ногами в бадью и расти, как дерево. Он абсолютно не понимает, что значит быть человеком. Выразим это другими словами. Противопоставление эгоизма и альтруизма предполагает различие между индивидом и обществом, против которого возражает Платон. Индивид и общество самодостаточны только в абстракции. В реальности люди и общество не существуют друг без друга.

Так называемое противоречие между желаниями индивида и об­щественным долгом является, по Платону, заблуждением. В пра­вильном обществе то, что желает индивид, является тем, что тре­бует от него общество, а именно: каждый человек стремится к реализации своих наилучших качеств и удовлетворению своих дей­ствительных потребностей посредством разделения труда, осно­вывающегося на справедливом распределении профессиональных обязанностей.