Смекни!
smekni.com

Платон величайший филосов древности (стр. 6 из 6)

Согласно Платону, жалующиеся на недостаток свободы в иде­альном государстве не понимают, в чем заключается их собствен­ное благо, что свобода заключается в свободной реализации их собственной жизни, а это возможно только в сообществе. Полага­ющие, что Платон посягает на основные человеческие права, не понимают (сказал бы, вероятно, Платон), что права в отличие, скажем, от зубов и волос, не являются тем, чем люди обладают независимо от сообщества. Права неразрывно связаны с ролью и функциями, которые люди выполняют в обществе.

Не содержит ли политическое учение Платона вызывающие опасение моменты авторитаризма? В определенной степени — да, если его понимать буквально и сделать нашим современником. Помимо прочего, «сторонник авторитарной власти» обнаруживается в платоновской убежденности в том, что он знает, какие «учебные дисциплины» мы должны изучать и какие «эк­замены» сдать, чтобы стать «компетентными»! Платон не позво­ляет людям обсуждать предпосылки своего учения о государстве. Его граждане не имеют никакой возможности для постановки трациональных вопросов относительно главных принципов этого учения. Свободное и критическое размышление как таковое не допускается.

В защиту Платона можно сказать, что, в сущности, он никог­да не стремился полностью реализовать в жизни свое идеальное государство (даже в Сиракузах). Для Платона оно было пре­имущественно дискурсом об идеале, утопией. Более того, трудно быть уверенным, что Платон не желал, что­бы обсуждали его собственную философию, как это представ­лено выше. Напротив, платоновские диалоги свидетельствуют о его способности и готовности рефлексировать над собствен­ным мышлением. Следовательно, Платон не был «закончен­ным» сторонником авторитаризма (в упомянутом выше значе­нии этого слова).

Платоновские взгляды на место женщины в идеальном госу­дарстве проясняют его понимание взаимосвязей как биологиче­ского и культурного, так и частного (oikos) и публичного (polis).

Платон устанавливает широко простирающееся равенство жен­щин и мужчин. Это особенно примеча­тельно, если принять во внимание положение женщин в совре­менном ему греческом обществе. Такая позиция объясняется тем, что Платон толковал биологические различия между полами как несущественные по отношению к тому, какие общественно полез­ные задачи способен выполнять человек. То обстоятельство, что женщина рожает детей, не оправдывает основанное на различии полов разделение труда, при котором женщины занимаются только домашним хозяйством, а мужчины исполняют общественные обя­занности.

На этом основании Платон может быть рассмотрен как один из первых защитников равноправия полов. Выступая против обы­чаев и нравов своего времени, Платон отстаивал равные возмож­ности образования для юношей и девушек, равные возможности для каждого заниматься профессией, для которой он наиболее подготовлен, и занимать социальное положение, отвечающее его способностям. Он также выступал за равные возможности соци­ального общения, равные для всех юридические и политические права, равные права на собственность и выбор партнера в том смысле, что собственность и моногамные половые отношения были запрещены как для женщин, так и мужчин, принадлежавших к двум высшим классам. Конечно, это не значит, что Платон оперировал понятием всеобщих прав личности в том смысле, как их понимали в Новое время Локк и Милль. Согласно Платону, эти права определялись местом человека в обще­стве.

По Платону, человек является преимущественно духовным су­ществом — разумным и политическим. В его воззрениях на челове­ка биологическое занимает подчиненное место. Вот почему он не поддерживает разделение труда и иерархию, основанные на био­логических различиях. Отсюда возникает естественный вопрос: по­чему женщины не могут заниматься публичной деятельностью столь же успешно, как и мужчины?

Разумеется, подобное изображение Платона как теоретика рав­ных прав достаточно условно. В его работах имеются и типичные для его времени мысли, выражающие пренебрежительную оцен­ку женщин по сравнению с мужчинами [см. Тимей 42, где мужчи­ны трактуются как высший пол, или Государство 395, 548 b и Законы 781 а-b, где он рассматривает женщин как источник со­циально опасных пороков].

Основываясь на двусмысленности высказываний Платона при обсуждении отношений между полами, некоторые авторы утвер­ждают, что Платон с опаской относился к женщинам и тем функ­циям, которые они выполняют в обществе, рожая детей и зани­маясь присмотром за ними. Здесь в сфере воспроизводства и соци­ализации главенствующее место принадлежит природе и частной жизни! Эта сфера находится вне рационального контроля. Вот по­чему эта сфера должна быть поставлена под контроль. Обществен­ная (публичная) жизнь должна стать всеохватывающей, а частная жизнь должна быть фактически запрещена. Поэтому не допускается никакой частной собственности, никаких моногамных отноше­ний и никаких связей между родителями и их кровными детьми. Все должно быть общим и иметь публичный характер. Сказанное не позволяет рассматривать Платона как сторонника феминизма. Верно, что он предоставлял равные права мужчинам и женщи­нам, но это происходило как раз потому, что он устранял тради­ционно женскую сферу деятельности. По сути, Платон развенчи­вает женщин, поскольку боится их как неконтролируемого и не­управляемого фактора воспитания детей и юношества в частной сфере.

Мы не собираемся решать, какая из интерпретаций взглядов Платона на проблему пола является более правильной. По край­ней мере, очевидно, что Платон отдавал приоритет как публич­ной жизни над частной, так и уму и образованию над биологиче­ской природой.

В работах Законы и Политик (Politikos) Платон больше внима­ния уделяет трудностям реализации идеалов. Он рассматривает еще один тип идеального государства, в котором каждому разрешает­ся иметь определенную частную собственность и семью. Это об­щество также управляется законами. Причем, по мнению Плато­на, наилучшей формой правления является сочетание монархии (компетенция) и демократии (общественный контроль).

Эти модификации ведут к Аристотелю, придававшему особое значение возможному, которое может быть реализовано, а не иде­алу, представленному Платоном в Государстве.


Заключение

Платон - древнегреческий ученый идеалист. Учение Платона - первая классическая форма объективного идеализма. Идеи (высшая из них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание - есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до её соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство", "Теэтет" (теория познания), "Парменид" и "Софист" (диалектика категорий), "Тимей" (натерфилософия).

Платоновская Академия - древнегреческая философская школа, основана Платоном около 387 г. до н. э. в Афинах; существовала до 1 в. до н. э. Традиция Академии возобновилась в Афинской школе среднего платонизма (середина 1-2 вв.) и неоплатонизма (4-середина 6 вв.). В эпоху Возрождения Платоновская Академия учреждена во Флоренции (1459-1521) во главе с М. Фичино.

Платонизм - в широком смысле слова - идеалистические течения в философии, находящиеся под влиянием Платона (прежде всего его учения об идеях); прямое или косвенное воздействие Платона испытала вся европейская идеалистическая философия. В более узком смысле направление в древнегреческой философии с 4 в. до н. э. (с 3 в. - неоплатонизм).

Платонический (от имени Платон) - чисто духовный, не связанный с чувственностью (например, платоническая любовь), в переносном смысле - неосуществляемый на практике, отвлечённый.

Литература:

1. Лосев, Алексей Федорович. Платон. Аристотель [Текст] / А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи. - М. : Молодая гвардия, 1993.

2. Платон Диалоги [Текст] / Платон. - Харьков : Фолио, 1999.

3. Платон Федон ; Пир ; Федр ; Парменид [Текст] / Платон ; под ред. А. Ф. Лосева ; пер. с древнегреч. С. А. Ананьина, С. К. Апта, Т. В. Васильевой. - М. : Мысль, 1999

4. Скирбекк Г., Гильс Н. История философии : учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2003.

5. Ильин В. В. История философии : учебник для вузов. – СПб., 2003.