Смекни!
smekni.com

Взгляды Платона на воспитание 2 (стр. 1 из 8)

Взгляды Платона на воспитание

Введение

Труды Платона отражают эпоху, в которую они были

написаны, а потому представляют большой интерес для

историков. Период V – IV вв. до н. э. Завершился для

Греции кризисом полисной организации. Одной из причин

этого кризиса, явились события Пелопонесской войны (431

– 404 гг.), которая разделила всю Элладу на два

враждебных лагеря — под главенством Афин и под

главенством Спарты. Эта война положила начало новому

этапу межполисных отношений, которые теперь стали

отличаться насыщенностью военных столкновений,

негативно сказывающихся на внутренней жизни самих

полисов. Это вылилось в неспособность к решению остро

назревших экономических, политических и социальных

проблем. Изменилась и прежняя система ценностей,

которая была гарантом единства и согласия граждан.

Поиск выхода полиса из кризиса все больше занимал умы

людей, в частности — Ксенофонта, Исократа, Антисфена,

Аристотеля.

Платон видел выход из кризиса в построении полиса

на идеальных началах. И, по его мнению, не последнюю

роль в этом должно играть воспитание граждан. Тема

воспитания всегда была важной. Платон изложил свои

взгляды в двух наиболее обширных и фундаментальных

сочинениях — «Государство» и «Законы».

Произведение «Государство» написано в форме

диалога — разговора реальных людей, живших в Греции

того времени — и состоит из десяти книг. Мыслитель писал

этот труд в течение довольно длительного промежутка

времени, основная же часть была написана в 70 – 60е гг.

IV в. до н. э. Целью написания этого диалога являлось

изображение идеального, с точки зрения Платона, полиса, и

воспитанию отводилась вполне определенная роль, одного

из основных структурообразующих элементов. Идеальный

полис представлялся им как коллектив граждан,

разделенный на три сословия. Воспитание должно быть

привилегией двух сословий — “стражей”. Вопросам

воспитания Платон отводит, приблизительно, половину

всего объема книг в своем произведении. Мыслитель

уделяет внимание искусству в деле воспитания стражей,

подробно рассматривает вопрос отборе детей, пригодных

по физическим, умственным и возрастным параметрам для

дельнейшего совершенствования. Он говорит о знаниях,

необходимых стражам для управления идеальным полисом

и рассуждает о том, какие виды искусства могут нести

воспитательную нагрузку.

«Государство» дает лишь теоретические установки, а

практические аспекты воспитания рассматриваются

Платоном в другой его работе, в «Законах». Она была

написана в основном в 354 г. до н. э. и относится к

произведениям позднего периода его творчества.

«Законы» написаны в диалогической форме и состоят из

двенадцати книг. Цель написания диалога — представить

второй по совершенству тип идеального полиса, который

более приближен к реальности. В этом варианте нет уже

того резкого разграничения граждан на три сословия.

Платон уделяет большое внимание детальному анализу

законов, которые необходимы для достижения идеалов.

Ряд предлагаемых Платоном законов имеет прямое

отношение к проблемам воспитания граждан полиса. Таким

образом, воспитание занимало важнейшее место, и в

новом построении Платона этому вопросу посвящены пять

книг. Здесь отмечена зависимость “истинного”

законодательства от общественного и личного воспитания.

Платон обращает внимание на хороводное воспитание. Для

Платона участие в хороводах является мерилом

воспитанности. Так же, он приводит перечень всех

должностных лиц, которые должны заниматься вопросами

воспитания в идеальном государстве. Платон говорит о

необходимости различных состязаний, как способа

проверки умственного, душевного и физического развития

человека.

В анализе работ Платона существуют некоторые

сложности. Ввиду того, что Платон не ставит своей целью

написание педагогических трактатов, вопросы воспитания

рассматриваются им в русле других аспектов жизни

полисов. Идеи Платона о воспитании разбросаны по

разным частям его произведений, что представляет

трудности для уяснения концепции воспитания у Платона в

целом. Плюс ко всему, позиции мыслителя по вопросам

воспитания, излагаемые в двух диалогах, отличаются друг

от друга. Возможно, сложность анализа источника

предопределила незначительную степень интереса среди

историков и антиковедов к данной проблеме. Поэтому

основная масса работ, ее затрагивающих — это труды по

истории философии, истории искусства, истории

педагогической мысли.

В данной работе взгляды Платона на воспитание

рассматриваются в неразрывной связи с исторической

действительностью. В работе были использованы методы

исторической науки: сравнительно-исторический,

системный, метод обобщения, а также генеральный

принцип историзма. Целью работы является анализ

взглядов Платона на воспитание, изложенных в его

трактатах, рассмотрение исторических условий,

повлиявших на формирование взглядов Платона на

воспитание и выделение различных аспектов системы

воспитания Платона, рассмотрение их точки зрения

содержания, влияния традиционных систем (афинской и

спартанской) воспитания, а также средств и методов

воспитания.

Исторические условия

Как уже говорилось ранее, в IV в. до н. э. случился

кризис полисной системы в Греции. Это было

последствием Пелопонесской войны (431–404 гг.), которая

привела к падению общественной морали и размыванию

традиционных ценностей. Произошло разрушение

существовавших ранее в обществе социальных связей,

резко повысилась социальная мобильность, что привело к

дифференциации общества.

Платон предложил свою концепцию переустройства

государства. Оформление основ нового общества не

мыслилось Платоном без разработки и воплощения в жизнь

широкомасштабной воспитательной политики. Он уделил

особое внимание разрешению наиболее острых

социальных проблем, что в свою очередь нашло

отражение в его идеях об изменении прежней социальной

структуры полиса. Существующая действительность,

однако, резко расходилась с его воззрениями. Греческий

полис, представлял собой замкнутую гражданскую общину,

наследственная принадлежность к которой давала ряд

преимуществ. Другими словами, отношения между

государством и отдельным его членом определялись

целой системой взаимных прав и обязанностей.

Важнейшим из них следует считать права на земельную

собственность, на участие в защите родных рубежей и на

участие в политической жизни. Только обладание

перечисленными правами давало возможность считаться

гражданином полиса. Это означало – быть собственником

своего земельного участка, воином-защитником своей

собственности и полиса в целом, и “политиком” — активным

участником общественной жизни, носителем политических

прав.

Несмотря на имевшую место имущественную

дифференциацию, все граждане потенциально обладали

равными правами и обязанностями.

Право собственности:

Все члены гражданского общества владели

различными участками земли. В связи с тем, что 74%

территории Балканского полуострова составляет горная

местность, ощущался серьезный дефицит земляных

участков. Это обуславливало бережное отношение

собственников к своим наделам. Труд на земле считался

делом чести, но не средством обогащения. Занятие

земледелием было почетной обязанностью. В период

после Пелопонесской войны перемены в земельных

отношениях нарушили исконную связь гражданина с землей.

Появились граждане, которые не имели земельной

собственности вообще. Происходила купля-продажа, и

концентрация земли в одних руках, разорявшая других.

Платон думал о том, чтобы выделить в оьдельное

сословие граждан, занимающихся физическим трудом.

Возможно, на такую идею автора диалогов натолкнул образ

жизни граждан Спарты. Мыслитель нарекает людей,

занятых общественным трудом, “дельцами” или “стадом” и

отводит им “деловую” функцию в своем совершенном

государстве. Они “подобно скоту — пишет Платон —

...всегда смотрят вниз, склонив голову к земле и стопам,

могут лишь пастись, обжираться и совокупляться”. Это

сословие философ называет еще — “толпа”. В этом

заметно влияние кризиса полиса. Платон считает, что это

“стадо”, “толпа”, или “дельцы” должны подчиняться и

повиноваться.

В «Законах», мыслитель подошел к земельной

реформе более реалистично. “Пусть будущих граждан

будет 5040. Это число подходящее: так земледельцы

смогут отразить врага от своих наделов. Настолько же

частей будут разделены земля и жилища; человек и участок,

полученный им по жребию, составят основу надела”. Но тут

есть ряд условий: “Более, чем дети о своей матери,

должны граждане заботиться о родимой земле: ведь она

богиня-владычица смертных созданий”, “каждый

получивший по жребию надел должен считать свой надел

общей собственностью государства”. Купля-продажа земли

должна была быть запрещена.

Воинская обязанность:

До Пелопонесской войны армия представляла собой

гражданское ополчение. Но во время военных действий

полисы стали прибегать к наемничеству, что впоследствии

полностью поменяло характер и роль армии. У этого

явления две стороны. Наемничество явилось одним из

проявлений кризиса полиса, когда обозначился разрыв

между армией и коллективом граждан, в силу того, что

многие граждане отказывались исполнять свою

обязанность. Помимо этого, наемничество усиливало

финансовые трудности полиса, и в целом понижало