ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Удмуртский государственный университет»
Институт экономики и управления
Кафедра философии
Реферат по предмету философия
Философские идеи Джордано Бруно
Выполнил:
студент гр. 0-061100-11
Д.О. Миронов
Проверил:
доцент, кандидат философских наук
О.А. Шнырева
Ижевск - 2009
Содержание
Введение……………………………………………………………………….……3
1.Историко-биографические данные………………………………………...……4
2.Основные философские идеи……………………………………………...…5-12
Заключение…………………………………………………………………..…….13
Используемая литература…………………………………………………..…….14
Введение
Этот реферат посвящен итальянскому ученому и философу эпохи Возрождения – Джордано Бруно.
Целью работы является ознакомление с основными философскими идеями Бруно, с его отношением к Вселенной, Богу, познанию и т.д. В работе использовались такие произведения, как: «Изгнание торжествующего зверя», «О причине, начале и едином» и «О бесконечности, вселенной и мирах» и некоторые другие.
В работе так же присутствуют личные комментарии и добавления, материалы из других научных работ по этой теме.
Джордано Бруно, наверное, это имя знакомо каждому школьнику. С детства нас учат, что «итальянский ученый установил, что не Земля, а Солнце является центром планетарной системы,…за это же открытие он впоследствии был жестоко наказан церковью». На этом школьные знания о Джордано Бруно и исчерпываются. Большинство и не знает, что это был не только и не столько ученый, а сколько философ. Об этом не знал и я!
Я выбрал эту тему, во-первых, потому что она относится к эпохе Возрождения. Что эпоха Возрождения, что эпоха Средневековья, по сути, очень интересные, потому что в них присутствует и религия, и магия, и мистика, много того, чего не было или уже не будет в других эпохах.
А, во-вторых, мне хотелось узнать Джордано Бруно как философа, поэтому я остановил выбор на этой теме. Она показалось мне интересной, очень познавательной, ведь я познакомлюсь с идеями итальянского ученого-философа. Так же мой выбор пал на эту тему потому что, мне показалось, что она будет, в некоторой степени, легче, чем все остальные.
1.Историко-биографические данные
Джордано Бруно родился в Ноле в 1548 г. При крещении ему дали имя Филиппе; имя Джордано он получил в монастыре Сан-Доменико в Неаполе совсем молодым, а с 1572 г. стал священником.
Еще в годы студенчества проявился его характер мятежника, и в 1567 г. против него был начат процесс, который остался незавершенным. В 1576 г. было возбуждено новое дело, не столько по подозрению в ереси, сколько из-за убийства одного из собратьев-монахов, который донес на него. Он был изгнан из монастыря. Бруно бежал в Рим, затем Ноли, Турин, Венеция, далее Швейцария, Франция, где и примкнул к свите французского короля.
На протяжении всей его жизни, его сопровождали конфликты, ссоры, недопонимания, изгнания. Наверное, так о себе давал знать мятежный характер и итальянский темперамент.
В Швейцарии сблизился с кальвинистами, но был изгнан позже, затем в Англии его обвинили в плагиате и использовании чужих лекций, которых так и не поняли англичане. После этого последовала бурная стычка с последователями Аристотеля уже во Франции. В 1589 году в Германии он вступил в лютеранскую общину, и вновь через год его изгнали
Во Франкфурте он через книгопродавцев получил приглашение от знаменитого венецианца, Джованни Мочениго, желавшего изучить мнемотехнику, в которой Бруно знал толк. Он неосторожно принял приглашение и вернулся в Италию в 1591 г. Но Мочениго донес на Бруно в Священную канцелярию. Ученого арестовали, так начался процесс над Бруно, который завершился его осуждением и казнью 17 февраля 1600 года.
«Быть может, вы с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю!"
2.Основные философские идеи
Идеи о Боге
Идеи о Боге у Джордано Бруно очень своеобразны, здесь странным образом переплетаются христианство, египетские верования, идеи «о Боге, как о мировой материи», «Бог – всеобщий ум», «Бог – единство Вселенной и Природы», «Бог в вещах». По Бруно, следует восстановить культ природных богов Греции и религию, с помощью которой египтяне постигли божественные идеи, божественное Солнце, Единое неоплатоников.
"Вот, значит, никогда не обоготворялись сами по себе крокодилы, петухи, лук, репа, но боги и божество в крокодилах, петухах и прочем; божество, которое с течением времени, от места к месту, постепенно, то тут то там, проявлялось, проявляется и будет проявляться в различных предметах, хотя бы они и были смертны: египтяне смотрели на божество, как на близкое и дружественное им, а не как на высшее, заключённое в себе самом, не пребывающее в сотворённых вещах. Смотри же, как простое божество, которое находится во всех вещах, плодоносная природа, мать хранительница вселенной сообразно различным своим проявлениям отображается в различных предметах и принимает различные имена. Смотри, как к ней единой, различным образом должно восходить, приобщаясь к различным дарам: иначе напрасно будешь черпать воду сетями и ловить рыбу лопатой.
Для всего этого, конечно, необходимы та мудрость и суждение, то искусство, деятельность и пользование духовным светом, каковые духовное солнце открывает миру в иные времена больше, в иные – меньше. Вот этот обряд и называется Магией, и поскольку занимается сверхъестественными началами, она – божественна, а поскольку наблюдением природы, доискиваясь до её тайн, она – естественна, срединной и математической называется, поскольку исследует силы и способности души…"
"Ты не знаешь, о Асклепий, что, как Египет — образ неба... так наша земля — мировой храм. Но, увы, наступит время, когда станет ясно, что Египет тщетно старался быть ревнивым хранителем божественного. <...> О Египет, Египет, от твоих религий останутся только легенды. <...> Темноту предпочтут свету, смерть будут считать полезнее жизни, никто не станет возводить очи к небу, на верующего будут смотреть как на безумного, кощунника считать благоразумным, неистового сильным, наихудшего лучшим. И, поверьте мне, будет осужден на смерть тот, кто религии предпочтет рассудок; потому что возникнет новый суд, новые законы, не останется ничего святого, ничего почитаемого: не будет слышно слова, достойного неба и небожителей. Останутся только падшие ангелы, которые, смешавшись с людьми, принудят несчастных к дерзости на всякое зло, как если бы оно было справедливым, начнутся войны, грабежи, обман и все противное душе и природной справедливости: наступят старость, расстройство мира, утрата веры. Но будь спокоен, Асклепий, потому что после того, как все это случится, Отец и Господь Бог, правитель мира, всемогущий покровитель... несомненно, положит конец безобразию, призвав мир к его исконному образу".
Так Джордано Бруно отзывается о католицизме и предлогает свое видение религии.
"Вера требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы, в то время как философские доказательства, имеющие в виду раскрытие истины относительно природы и превосходства творца ее, адресованы не простому народу, а только мудрецам, которые способны понять наши рассуждения". "Мы иным образом, нежели негодяи и глупцы, определяем волю Бога... Нечестиво искать его в крови клопа, в трупе, в пене припадочного, под топчущими ногами палачей и в мрачных мистериях презренных колдунов. Мы же ищем его в неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство".
Бруно говорит о жизни души и о вселенском разуме, который есть Бог, или Божественное.
"Божественное полностью необъяснимо в физическом плане, лишь в бесконечном, и только в нем оно проявляется в собственной универсальности, в соответствии с бесчисленными видами и согласно расположению бесконечного, везде начало сходится с концом, а центр со всех сторон связан с бесконечным. То, что идет от вечного, божественного, согласно всякому бытию, как распространение бесконечной доброты, есть результат божественного всемогущества".
"Магия, в той мере, в какой она обращается к сверхъестественному, является божественной; а в той, в какой она обращена к созерцанию природы и к раскрытию ее секретов, она природная; и она выступает математической посредницей в том, что касается рассуждений и действий души на границе телесного и духовного, духовного и интеллектуального".
У Бруно Бог становится имманентным, а жизнь космоса — божественной жизнью или бесконечным ее распространением. Поэтому становится понятным, как совпадают понятия Бога и природы, формы и материи, действия и силы, так, что Бруно смог написать:
"Отчего становится нетрудно принять в конце концов, что все, в соответствии с субстанцией, едино, что, может быть, и имел в виду Парменид, вульгарно трактуемый Аристотелем".
"Парменид сказал, что единое со всех сторон равно самому себе, а по Мелиссу оно бесконечно; между ними нет противоречия, но один, скорее, уточняет другого".
"Я же вижу образ Бога в виде сферы, с центром повсюду и без периферии".
"Я говорю, Бог, безусловно, бесконечен, ибо он сам исключает всякий конец, и всякий его атрибут один и их бесконечно много; и я говорю, что Бог полностью бесконечен, ибо Он весь во всем мире и в каждой его части бесконечно и полностью — в противоположность бесконечности вселенной, которая полностью во всем, но не во всех частях".