Санкт-Петербургский университет МВД России.
Кафедра философии.
Контрольная работа по этике
На тему: «Мораль и право в правоохранительной деятельности».
Выполнена:
слушателем группы № 513
Малютиной Ириной Владимировной
мл. сержантом милиции
милиционером батальона милиции
ОВО при УВД по Кировскому району
г. Санкт-Петербурга
тел. 252 28 55
Санкт-Петербург
2007
Содержание.
Введение
Введение.
Социологи и психологи отмечают, что люди, различающиеся по чувству собственного достоинства, по тому, дорожат ли (или не дорожат) своей честью, в сходных ситуациях ведут себя по разному.
Все зависит от того, какой смысл человек вкладывает в понятие «честь» и «достоинство». Задумывается ли он над тем, что такое честь, а что такое бесчестье. Правильно ли он понимает, какие последствия влечет за собой потеря чести или утрата человеком личного достоинства, а вместе с ним позитивной репутации, завоеванного авторитета, доброго имени. Задает ли себе эти вопросы человек наедине со своей совестью или для него имеет значение только то, как он выглядит в глазах окружающих – в любом случае (а лучше – в обоих) отношение к своей чести, осознание личного достоинства прямо влияет на характер поступков и поведения, определяет его престиж в обществе, или, как теперь часто говорят «имидж». Во все времен это было важным для всех людей, представителей всех профессий.
Но есть такие профессии, посвятив себя которым, человек становится обязанным не только думать о своей чести и личном достоинстве, но и оберегать честь других, охранять и защищать достоинство каждого гражданина. Именно такой, на мой взгляд, является профессия работника милиции. Так может ли он допускать, чтобы о нем говорили: «Ни чести , ни совести»? Нет, не может.
Чего больше в оценке его другими людьми хотел бы услышать работник милиции: чтобы его уважали (граждане, сослуживцы, начальники) или чтобы его одни боялись, сторонились, а другие – относились с уважением, почтением? Нормальная ли это потребность, чтоб тебя уважали, ценили, видели в тебе хорошего человека и специалиста, достойного всеобщего уважения? А как большинство людей относится к человеку в милицейской форме? Что главного в нас, работниках милиции, они выделяют в первую очередь? И почему эти оценки других людей не так уж нам безразличны? Хотим ли мы, чтоб окружающие понимали специфику нашей работы и воспринимали лично каждого из нас по доброму, нормально, по крайней мере, считались бы с тем, что и нам тоже трудно, что и мы не «железные».
Меняются времена, но не меняется смысл таких понятий, как честь и человеческое достоинство работника милиции. Однако одного только внутреннего чувства чести и желания быть человеком чести еще мало. Для этого нужно быть проффесионалом высокого класса, мастером своего дела, человеком, преданным своей профессии, своему служебному долгу. Но время формальных лозунгов безвозвратно прошло. Чтобы иметь право сказать: «Честь имею!», надо еще много знать, нужно быть хорошо подготовленным и информированным по большому кругу вопросов проффесиональной милицейской этики, они отнюдь не самоочевидны и не элементарны, не так просты, как это иногда кажется.
Кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ – основа профессиональной деятельности ОВД.
Почему профессионально-этические кодексы обычно называются КОДЕКСАМИ ЧЕСТИ? Уже само по себе понятие «кодекс» указывает здесь на существенную взаимосвязь правовых и моральных норм. Однако словосочетание «этический кодекс», «кодекс чести» подчеркивают, что это не тот кодекс, который определяет «сколько и за что дают», а тот свод норм и правил, которой определяет и регулирует нравственные отношения конкретной профессиональной группы в рамках профессиональной морали.
Юридическая норма, как известно, содержит указания на последствия, которые повлечет за собой его нарушение: лишение свободы, возмещение ущерба, взыскание штрафы и прочее. Другими словами, нормы права принудительны. Моральные правила нельзя заставить выполнить силой. Им следуют по внутреннему убеждению. На страже их стоит не суд и прокуратура, а совесть и общественное мнение. Нравственные нормы несут в себе частицу опыта, признанных социальных идеалов. Идеалы воплощаются в нормах, предписывающих, настоятельно рекомендующих осуществлять определенное поведение. Юридические правила устанавливает государство и каждый обязан их выполнять, независимо от того, хочет он этого или нет.
Нравственная норма профессионала представляет собой образец, мораль поведения, предписываемого общественным мнением, обществом, профессиональной группой к обязательному исполнению на основе осознания, понимания, желания быть достойным представителем данной профессии.
Нормы морали профессиональной группы могут быть и системой «неписаных законов», но жизнь подтверждает необходимость их изложения в некотором письменном своде правил, принципов, этических требований. Иначе откуда молодой работник милиции сможет узнать о тех этических нормах, которые исторически сложились и стали общепринятыми в большой профессиональной группе работников милиции? Чтобы моральные нормы кодекса чести стали понятными, были восприняты, как говорят «душой и сердцем», их надо знать, изучать, осмыслить. Только тогда они станут руководством к действию, внутренним побуждением, позволят проникнуться сознанием профессионального достоинства, гордости за принадлежность к стражам порядка.
Профессиональный кодекс чести рядового и начальствующего состава ОВД РФ – это обобщение целого ряда моральных норм, наиболее необходимых и общепризнанных. Здесь могут быть только те моральные нормы, которые одобряются обществом, населением, а также сотрудниками ОВД, рассматриваются ими как необходимые для моральной ориентации кадров, укрепления авторитета, поддержания престижа, воспитания молодых сотрудников, обеспечения единства моральных требований, предъявляемых ко всем работникам системы МВД России.
Требования к кадрам ОВД России изложены в самых различных документах: Присяге, Законе о милиции, Положении о службе, в приказах МВД РФ, должностных инструкциях и функциональных обязанностях. Наиболее сжато, лаконично эти требования изложены в Присяге сотрудника ОВД РФ, которая хотя и является сугубо правовым документом, предусматривает установленную законами уголовную ответственность за ее нарушение; но также имеет и глубокий нравственный смысл, раскрыть который не позволяют сами рамки юридической точной и краткой клятвы на верность народу.
В Положении о службе в ОВД прямо говорится о том, что кроме многих правовых требований к сотруднику системы МВД, например, к его служебной дисциплине, ко всем, кто принимается на службу, является работником ОВД, предъявляется и целый ряд моральных требований. Так, в статье 58 Положения о службе записано, что одним из оснований для увольнения из ОВД является «совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми и личным, нравственным качествам сотрудника ОВД».
Сами эти моральные, нравственные качества не были ранее указаны ни в каком другом документе, кроме их краткого перечисления в Присяге. Здесь отмечены такие необходимые качества работника ОВД:
Верность народам РФ в выполнении служебного долга;
Добросовестность в выполнении приказов начальников и своих служебных обязанностей;
Способность достойно (с достоинством) переносить трудности, связанные со службой;
Честность, мужество, бдительность;
Способность хранить государственную и служебную тайну.
Несколько сложнее представить в виде моральных качеств работника ОВД способность и стремление соблюдать Конституцию и законы РФ. Более точную моральную нагрузку имеет положение Присяги об обязанности, а значит и о нравственном, по сути требовании к сотруднику «уважать и соблюдать права и свободы человека и гражданина».
Все эти требования к нравственным качествам работника ОВД подлежат раскрытию и комментарию. В интересах практики работы с личным составом по разъяснению положений Присяги, ее морально-этического смысла, пропаганде и аргументации ее лаконичных фраз, за которыми скрыто глубокое содержание, необходим и другой, несколько более подробный документ, уже не правовой, а этический. Более подробным, освещающим как систему нравственных качеств сотрудника, так и достаточно более полную систему специфических для работника ОВД профессионально-этических норм поведения является кодекс чести. Само понятие кодекса чести более близко к нашей российской практике, к нашим отечественным традициям. Истории известны различные кодексы чести офицера российской армии, кодексы чести инженера, этические кодексы врачей, педагогов, учителей, юристов. То же достаточно подробно рассматривают различные этические кодексы (законы этики, деонтологические кодексы) зарубежной полиции.
Закон и служебный долг. Моральные принципы в деятельности сотрудников ОВД.
Независимо от личных политических пристрастий каждый, кто носит погоны,
должен быть сторонником политики, которую проводит власть через закон. Он служит
закону. Закону о безопасности, закону об общественном порядке, закону об обороне, закону
о неприкосновенности наших границ, закону о правах личности наших граждан и т.д. Это
тоже одна из гарантий нашего патриотизма - служение закону, уважение закона.К сожалению, в обществе наблюдаются и иные настроения. Закон нередко попросту игнорируют на любых уровнях. А вот англичане, к примеру, до сих пор считают своим основным законом Великую Хартию вольностей 1215 года.