Если через потребление осуществляется связь человека с миром, то производство для Булгакова есть прежде всего система объективных действий, посредством которых хозяйствующий субъект запечатлевает себя в предмете, объективирует в нем свою цель. В результате грань между субъектом и объектом стирается. Субъект хозяйственной деятельности предстает лишь во взаимодействии с объектом, как субъект-объект: Я в мире или в природе, а природа во мне. Поэтому и самое Я не есть законченное и неизменное, но непрерывно растущее, развивающееся, живущее собственной жизнью. Следует отметить, пишет Булгаков, что и сам объект (природа) в силу своей софийности охотно отвечает на вызов человека и как бы идет на сотрудничество с ним. «Природа человекообразна, она познает и находит себя в человеке, человек же находит себя в Софии и через нее воспринимает и отражает в природу умные лучи божественного Логоса, через него и в нем природа становится софийна»[25]. В этом Булгаков усматривает ответ на вопрос: «как возможно хозяйство?».
Таким образом, человеческое творчество — в знании, в хозяйстве, в культуре, в истории — софийно. В этом видится Булгакову разгадка смысла исторического существования человечества, несмотря на метафизическую незавершенность его судьбы. Однако в более поздних работах этот гуманистический оптимизм сменяется ортодоксальным эсхатологизмом, согласно которому история принадлежит «веку сему», находящемуся в преддверии «жизни будущего века». В этом смысле история есть лишь момент становящегося абсолюта. Нестыковку этих двух различных подходов — научного и христологического — почувствовал В.В. Зеньковский. Отмечая разрыв софийности тварной истории человечества с законами ее эмпирического бытия, он заключает: «Синтез науки, философии и религии так же не удался Булгакову, как не удался он Соловьеву, — как он вообще не может удаться в линиях метафизики всеединства». Это заключение, высказанное с позиций ортодоксальной религиозной философии, может быть повторено и с позиций философии научной, что, впрочем, не меняет ценности философских исканий мыслителя.
Соратники и последователи | Бердяев Н.А., Флоренский П.А., Струве П.Б., Франк А.С., Изгоев Б.А., Кистяковский Б.Л., Зандарев Л.А. |
Основные идеи Булгакова С.Н. | 1.Булгаков ратует за активное участие Церкви в политической жизни.2.Идея «Философии Абсолюта».3.Идея системы всеединства и учение о святой Софии, воплощение которой Булгаков считал богоматерь.4.Идея священной царской власти с особым почитанием помазанника Божья.5.Идея «Общения имуществ».6.Идея «Безусловного отрицания всех определений, всякого ДА, всякое и абсолютное НЕ ко всему, но всякому, что полагается Абсолютным как единственное его определение.7. Идея « О предсуществовании мира в идеальном плане, в мыслях бога. |
Основные теории Булгакова С.Н. | 1.Теория о совместности социализма и христианства.2.Теория трех социализмов.3.Теория «Богочеловечества».4.Теория о хозяйстве, в сферу которого включается экономическая и научно – практическая деятельность человека. |
Отрывок | ….Идея священной царской власти с особым почитанием помазанника Божья для меня испарилась, и хуже того, получила отвратительный невыносимый привкус казенщины, лицемерия. Я, возненавидел её, в единомыслии со, всею русской революцией, и постольку разделяю с нею и весь грех её пред Россией. Однако грех этот состоит не столько в свободолюбии и в этом смысле революционности, сколько в нигилизме и историческом своеволии, в последнем счете, самочинии с отсутствием чувства меры…Меня заинтересовало это высказывание Булгакова С.Н., потому что тема взаимоотношений народа и власти актуальна и по сей день. В России часто возникает социально-политическое напряжение из-за постоянного недоверия, разочарования и недовольства народа, проводимой государством политикой в тех или иных сферах жизни общества. Это говорит о том, что из сознания большинства людей представление о честной власти и ее «божественности» исчезло, причем, наверное, навсегда. |
5. Характерные черты философии ХХ века
Впишите имеющиеся понятия в соответствующие графы таблицы.
Таблица – Характерные черты философии ХХ века
Экзистенциализм | Позитивизм |
трагизм | рационализм |
мировоззренческий нигилизм | интерес к проблемам критериев истины |
проблема свободы как важнейшая | |
антропоцентризм | интерес к проблемам логики |
утверждение уникальности человеческого бытия | внимание к проблемам чувственно-практического опыта |
анализ языка | |
эмпиризм |
6. Эссе «Философия плюшевого мишки»
Мой прадед был набит опилками, я — шариками с силикагелем. Но суть от этого не меняется. Быть чьим-то мишкой — посильнее, чем быть самураем. То же служение повелителю, та же безмолвная покорность. И нет разницы, какого типа на мне доспехи — ламиллярные или ламинарные. Нет на мне доспехов! Но я и в облезлой плюшевой шкуре всегда на своем посту, даже если мой пост на пыльном шкафу.
Преданность без унижения, служение сюзерену в любой ситуации, пока сюзерен не найдет себе другого — лишь малая часть моего существования. Я верен не только хозяину, но и его детям, внукам, правнукам, всяким племянникам и даже просто его гостям, если этого требует ситуация.
Оторвали мишке лапу, уронили мишку на пол… Детский лепет.
Попробуйте собрать оторванной лапой оторванные глазки.
Попробуйте заплакать оторванными глазками потому, что твой хозяин вырос и оставил тебя стоять на том самом посту — на шкафу.
Вот, может быть, тогда и поймете, каково быть плюшевым мишкой.
Список используемой литературы
1. Ивин А.А. Философия истории: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2000. - 528 с.
2. Козловский П. Современность постмодернизма //Вопросы философии. 1995. №10. С. 89, 90.
3. Новикова Л.И. Русская философия истории: курс лекций – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 399 с.
4. Основы современной философии. Изд. 2-е доп. Серия «Мир культуры, истории и философии»/А. Олексенко - СПб.: Издательство «Лань», 1999. — 352 с.
5. Словарь философских терминов/научная редакция проф. В.Г.Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2007 г. – 731 с.
6. Спиркин А.Г. Философии: учеб. – М.: Гардарики, 2002. – 368 с.
7. Философия: курс лекций/науч. рук. докт. фил. наук В.Л.Калашников – М.: ИЦ ВЛАДОС, 1997 г. – 384 с.
8. Смирнов И. Н., Титов В. Ф. Философия: Учебник для студентов высших учебных заведений. Издание второе, исправленное и дополненное.– М.: 1998.– 288 с.
[1] Словарь философских терминов/научная редакция проф. В.Г.Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2007 г. – С. 135
[2] Основы современной философии. Изд. 2-е доп. Серия «Мир культуры, истории и философии»/А. Олексенко - СПб.: Издательство «Лань», 1999. — С. 114
[3] Основы современной философии. Изд. 2-е доп. Серия «Мир культуры, истории и философии»/А. Олексенко - СПб.: Издательство «Лань», 1999. — С. 115
[4] Словарь философских терминов/научная редакция проф. В.Г.Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2007 г. – С. 195
[5] Основы современной философии. Изд. 2-е доп. Серия «Мир культуры, истории и философии»/А. Олексенко - СПб.: Издательство «Лань», 1999. — С. 115
[6] Словарь философских терминов/научная редакция проф. В.Г.Кузнецова. – М.: ИНФРА-М, 2007 г. – С. 135
[7] Козловский П. Современность постмодернизма //Вопр. философии. 1995. №10. С. 89, 90.
[8] Спиркин А.Г. Философии: учеб. – М.: Гардарики, 2002. – С. 37
[9] Спиркин А.Г. Философии: учеб. – М.: Гардарики, 2002. – С. 38
[10] Новикова Л.И. Русская философия истории: курс лекций – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 308
[11] Хоружий С.С. Идея всеединства от Гераклита до Бахтина// После перерыва. Пути русской философии. – СПб.: Питер, 1994 г. С. 33.
[12] Новикова Л.И. Русская философия истории: курс лекций – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 309
[13] Новикова Л.И. Русская философия истории: курс лекций – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 309
[14] Зандер Л.А. Бог и мир (Миросозерцание отца Сергия Булгакова). Париж, 1948. Т 1. С. 181.
[15] Булгаков С.Н. Свет невечерний. М, 1994. С. 159.
[16] Новикова Л.И. Русская философия истории: курс лекций – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 310
[17] Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994. С. 180.
[18] Новикова Л.И. Русская философия истории: курс лекций – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 311
[19] Новикова Л.И. Русская философия истории: курс лекций – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 313
[20] Булгаков С.Н. Алокалиптика и социализм//Соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 424-425
[21] Новикова Л.И. Русская философия истории: курс лекций – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 313
[22] Булгаков С.Н. Философия хозяйства//Соч. в 2т. М., 1993. Т. 1.С. 139, 143-145
[23] Там же. С. 87.
[24] Новикова Л.И. Русская философия истории: курс лекций – М.: Аспект-Пресс, 1999. – С. 314
[25] Булгаков С.Н. Философия хозяйства//Соч. в 2т. М., 1993. Т. 1.С. 88