ФИЛОСОФИЯ
Основные идеи
и принципы
Популярный очерк
Издание второе,
переработанное и дополненное
Москва
Издательство политической литературы
1990
ПРИГЛАШЕНИЕ К ФИЛОСОФИИ |
ББК 15 Ф56 |
Под общей редакцией
доктора философских наук А. И. РАКИТОВА
Авторский коллектив
доктора философских наук А. И. Ракитов (руководитель; введение,
главы !, § 1, III, § 4, IV, VII, § 2, VIII,XII—XV, XVII); В. М. Богуславский
(главы I, § 2—5, II, VI, IX, XI); кандидаты философских наук
В. Е. Чертихин (главы III, § 1—3, X, XVI);
Г. И. Эзрин (главы V, VII, § 1, 3, VIII).
Философия. Основные идеи и принципы: Попул.
Ф56 очерк/Под общ. ред. А. И. Ракитова.— 2-е изд., перера-
бот, и доп.— М.: Политиздат, 1990.— 368 с.
ISBN 5—250—00321—4
В книге излагаются основы философии, методологии познания и деятель-
ности, философские проблемы естественных и общественных наук,дается
анализ основных черт современной немарксистской философии. Авторы
рассматривают революционные изменения, происходящие в советскомоб-
ществе, новые явления в науке, возможности информатизации общества,
закономерности перехода к новой цивилизации, пути формирования твор-
ческой личности. Книга написана живым языком и содержит богатую инфор-
мацию о развитии Вселенной, общества, культуры.
Рассчитана на широкий круг читателей.
ББК 15 |
0301040000-248
* 079(02)—90
Заведующий редакцией В. И. Кураев
Редактор П. П. Апрышко
Младшие редакторы Ж. П. Крючкова и Е. С. Молчанова
Художник О. А. Карелина
Художественный редактор А. Я. Гладышев
Технический редактор Е. Ю. Куликова
ИБ № 7726
Сдано в набор 04.09.89. Подписано в печать 13.02.90. Формат 60Х90:/п,. Бумага книжно-
журнальнаяофсетная.Гарнитура «Журнальнаярубленая». Печать офсетная.Усл. печ.
л. 23,0. Усл. кр.-отт. 23,5. Уч.-изд. л. 26,28. Тираж 100 тыс. экз.Заказ№ 4995. Цена 1 р. 30 к.
Политиздат.125811, ГСП, Москва, А-47, Миусская пл., 7.
Издательство«Горьковская правда». 603006, г. Горький, ул. Фигнер, 32.
ISBN 5—250—00321—4 |
С) ПОЛИТИЗДАТ, 1990
1. СОВА МИНЕРВЫ
«Есть много, друг Горацио, на свете, что и не снилось нашим
мудрецам»,— говорил Гамлет. Что же «не снилось» мудрецам,
современникам Гамлета? Над какими вопросами билсядатский
принц? Ответить на вопросы типа: который сейчас час? каково
расстояние от Лондона до Парижа? — совсем нетрудно. Нетрудно
это было и во времена Шекспира. Очевидно, что датского принца
мучили куда более сложные вопросы. Это были вопросы о цели
жизни, о возмездии за преступление, о любви и дружбе, о смерти
и бессмертии, о сущности человека, о смысле бытия.
Мир, в котором жил принц, был миром сложным, эпохой пере-
хода от средневековья к новому времени, эпохой Возрождения
Старые устои, принципы и идеалы, нравственные ценности и освя-
щенные веками традиции, избавлявшие от сомнений и регламен-
тировавшие поведение и намерения, уходили в прошлое. Возни-
кали новые ценности, новые подходы к жизни. По-новому расстав-
лялись фигурки на шахматной доске, называемой жизнь, и игра
велась по новым, не до конца сформулированным и не до конца
понятным правилам. И з личной, и вобщественной жизни совер-
шалось нечто беспрецедентное. При решении новых проблем
нельзя было опереться на прежний опыт, на прежнюю накоплен-
ную зеками мудрость.
Но ведь вопросы, мучившие принца, возникали и раньше. Мно-
гие из них мы можем встретить уже в поэмах Гомера и Гесиода.
Мучили они и христианских мыслителей, создававших для их ре-
шения сложнейшие теологические учения, в которых природа,
бог и человек, добродетель и порок, добро и зло, вера и грехопа-
дение выстраивались в сложную продуманную систему. Казалось
бы, что все ответы на вопросы давно найдены и людям остаются
лишь простые проблемы, возникающие в повседневной жизни,
для решения которых достаточно повседневного опыта и незачем
обращаться к мудрецам и богословам. Домашние хозяйки и куз-
нецы, корабелы и домостроители, полковые командиры и финан-
совые чиновники легко справлялись с ними, опираясь на опыт и
профессиональные знания. На первый взгляд эта призрачная про-
стота вообще устраняет, делая ненужными и смешными вопросы,
над которыми бился датский принц. Но стоило произойти глубин-
3
ным переменам в жизни человека или переломам в судьбах на-
родов и государств, чтобы иллюзия ясности и «решенности» ис-
чезла и перед затерянным в мире человеком, а порой и перед це-
лым обществом снова возникли тревожные, сжимающие сердце
вопросы о смысле бытия, о борьбе добра и зла, о торжестве не-
справедливости, об эфемерности и недостижимости счастья.Сой-
дя с проторенной тропы, человек, прокладывающий новую исто-
рическую траекторию, оказывается перед сложным выбором,
перед осознанием новых социально значимых и личных целей.
Он должен был понять, в чем причина прежних заблуждений и что
такое заблуждение и истина вообще. Он должен был уяснить, за-
чем живет и какова цена жизни, является ли он ничтожной части-
цей или центром мироздания. Ему следовало понять, игрушка ли
он в руках слепой судьбы или гигант, способный вступить в поеди-
нок с окружающим миром и в грандиозных космических сраже-
ниях подчинить себе мир и сделать его разумным. Но для этого
нужно было понять и что такое разум, в чем разумность мира.
Каждый такой вопрос поднимал десятки других.
Неверно было бы думать, что мыслители прошлого не предла-
гали ответов, не давали продуманных и аргументированных реше-
ний. Как раз наоборот. История сохранила немало имен мудре-
цов, которые предлагали интереснейшие ответы на фундамен-
тальные вопросы человеческого бытия. Эти ответы обобщали весь
накопленный к тому времени опыт человечества, всю культуру,
все знания данной эпохи. А так как мудрецы были живыми людь-
ми, различавшимися одаренностью, темпераментом, социальным
положением, то и ответы были весьма и весьма различными. Но,
взятые в совокупности, они создавали особый, присущий лишь
данной эпохе умственный резервуар, культурный фонд, великую
библиотеку мудрости, из которой каждый мог черпать основы для
личных взглядов и нравственных установок. Современники нахо-
дили в этом «фонде» материал, формирующий мировоззрение,
критерии, с помощью которых измеряли ценность поступков, до-
стоинство, меру величия и низости совершенных деяний. Они на-
ходили там особые духовные навигационные приборы, позволяв-
шие им прокладывать свои личные маршруты по бурному житей-
скому морю. Они находили, наконец, в этой мудрости утешение
в минуты нравственных потрясений или неудач.
Человеческая история не развивается по прямой. В жизни
отдельных людей и общественных групп, как и в жизни целых на-
родов, время от времени совершаются коренные переломы, ме-
няются устои жизни, рушатся старые ценности, а вместе с ними
ветшает и начинает казаться беспомощной прежняя мудрость,
обобщающая давно исчерпавший себя личный и исторический
опыт. И тогда вновь возникают мучительные проблемы и вопро-
сы, «которые не снились нашим мудрецам». В такие-то перелом-
ные эпохи и перед отдельным человеком, и перед целым обще-
ством встает нелегкая задача: обрести утерянную ясность, разо-
гнать надвигающийся сумрак сомнений, тревог и непонимания.
4
Древние греки изображали богиню Афину, покровительницу
мудрости, с совой, сидящей на плече. Эта птица, как известно, хо-
рошо видит в сумраке, в ночной тьме. Бесшумно совершает она
полет, когда это недоступно всем другим пернатым. Поэтому
римляне, называвшие Афину Минервой, говорили: «Сова Минер-
вы вылетает в сумерки». Этим подчеркивалось, что подлинная
мудрость, способная ответить на вечные и самые сложные вопро-
сы, не возникающие при благополучном течении жизни, важнее
всего, когда это течение нарушается и все находится в смятении,
крутой ломке, а прежняя ясность сменяется духовным сумраком.
Именно в такой ситуации и находился датский принц, в жизни ко-
торого тесно переплетались личные и общественные проблемы и
как бы резонировали смутные мелодии эпохи и личного бытия.
Но и в наши дни, на исходе XX в., на стыке тысячелетий, гамлетов-
ские проблемы, одновременно вечные и сиюминутные, вновь об-
ретают смысл, получая вполне современное звучание.
В истории человечества не раз случались гигантские перело-
мы, определявшие исторические судьбы на тысячелетия вперед.
Таким был переход от кочевого образа жизни к оседлости, по-
рожденный развитием земледелия и ремесла. Другой гигантский
перелом связан с промышленной революцией XVII—XVIII вв.
И каждый раз эти перевороты порождали глубокие изменения в
жизни, культуре и мировоззрении людей, в их понимании окружа-
ющего мира, в их познании самих себя. Еще более глубокие пере-
мены должен повлечь за собой быстро нарастающий научно-тех-
нологический прогресс и лежащая в его основе информационная
революция, современниками и участниками которой мы являем-
ся. Вечным вопросам о смысле бытия, о развитии общества, о
жизни и смерти, о познании истины, о добре и зле этот последний
перелом в истории человечества придает особую окраску и зна-
чение. Вопрос: «Быть или не быть?» — носил для Гамлета личный
характер. Теперь он имеет общечеловеческое звучание, о кото-
ром и не подозревали мудрецы прошлого. Ведь только сейчас че-
ловечество благодаря мощи своего разума создало оружие,
способное в считанные минуты уничтожить навеки все живое.
И если Земля единственный островок жизни во Вселенной, то
вопрос этот приобретает не только земное, но и космическое
звучание. Веками люди восхищались красотой природы, стреми-
лись постичь ее тайны, овладеть ее богатствами и стать ее госпо-
дами. Еще несколько десятилетий назад можно было услышать
призыв: «Не ждать милостей от природы, а взять их — вот наша
задача». А теперь господство над природой обернулось своей
негативной стороной — экологическим кризисом, угрожающим
человечеству. В этих условиях вопрос об отношении человека к
миру, к природе звучит совсем не так, как всего лишь несколько
десятилетий назад.