Смекни!
smekni.com

Шпаргалк по Философии (стр. 13 из 28)

Уильям Джемс (1862—1910) — американский философ и психо­лог, один из основоположников прагматизма. Согласно Джемсу, философ ищет такой мир, который подходил бы к его темперамен­ту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. В зна­чительной мере история философии есть история своеобразного столкновения человеческих темпераментов. Темперамент влияет на ход мыслей философа несравненно сильнее, чем любая из его безукоризненно объективных предпосылок. Мы встречаем в философии два интеллектуальных типа. Один из них — «мягкий»: ра­ционалист, оперирующий «принципами», интеллектуал, идеалист, оптимист, верующий, индетерменист, монист, догматик; другой — «жесткий»: эмпирист, оперирующий «фактами», сенсуалист, ма­териалист, пессимист, неверующий, детерминист, плюралист, скептик. Но мы хотим посредствующей системы: рационализм дает религию без фактов, эмпиризм дает факты без религии, мы же хотим соединить честное научное обращение с фактами со старой верой в человеческие ценности. Такой посредствующей системой является прагматизм, который способен оставаться религиозным, подобно рационализму, и в то же время сохранить интимнейшую близость с фактами.

Джон Дьюи (1859—1952) — американский философ, один из виднейших представителей прагматизма. Фундаментальным поня­тием философии этого мыслителя был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. По мысли Дьюи, философия возникла не из удивления, как полагали еще в древности, а из социальных напряжений и стрессов. Поэтому задача философии заключается в такой организации жизненного опыта, прежде всего уклада социального бытия, который способствовал бы улучшению образа жизни людей, их бытия в мире. Средством для этого должен стать метод науки и разума, который служил бы орудием, инструментом, соответствующим нашим прагматическим устремлениям. Такой метод состоит в установлении испытываемого затруднения или проблемы, которые возникают во всевозможных жизненных ситуациях и ставят человека перед задачей поиска средств для целесообразного их решения. При этом идеи, теории призваны выступать в роли жизненно необходимых интеллектуаль­ных инструментов. Отсюда и стержневая идея мыслителя, опреде­ляющая суть его философии, — инструментализм. По Дьюи, ис­тинны те идеи, концепции и теории, которые являются результа­тивно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоя­тельствах, ведут к достижению прагматических целей. При этом средства, которые избираются для решения соответствующих про­блем, должны быть не субъективными и. произвольными; они должны отвечать характеру проблемы и поставленной цели, ибо неадекватные средства могут извратить самые лучшие намерения и цели.

26. Иррационализм западно-европейской философии XIX столетия: А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор, Ф Ницше.

Одной из самых ярких фигур иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788—1860), который так же, как и Л. Фейербах, был неудовлетворен оптимистическим рационализмом и диалекти­кой Г. Гегеля. Но он не принял и фейербаховской концепции. Шо­пенгауэр тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой. Он преклонялся перед философией И. Канта и философскими идеями Востока (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая фигурка Будды).

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет эмоций и, главное, абсолютизированно понимаемой им воли, он оспорил само понятие разума как области осознанной ментальной деятель­ности человеческого сознания, введя в него бессознательно-ирра­циональные моменты. Это уже не было бессознательное в кантовском понимании, когда бессознательное действовало «рука об руку» с рассудком и могло быть осознано разумом (как у И. Фихте и Ф. Шеллинга) в своей структуре, это уже было бессознательное как универсальная иррациональная стихия, неподвластная никаким рациональным методам исследования. Интеллект, согласно Шо­пенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по своему ра­циональному плану, но по указаниям воли, которая признается еди­ной энергийной основой всех личных воль и самого объективного мира: для него интеллект — это лишь, орудие воли к жизни, как когти и зубы зверя. Интеллект утомляется, а воля неутомима. Таким образом, Шопенгауэр, с одной сторны, стремился, как и Фейербах, к расширению наших представлений о мире человечес­кой психики, сводимой ранее преимущественно к рациональному началу, а с другой — он остался на позициях объективного идеа­лизма Гегеля, заменив на «посту» первопричины мира рациональ­ную абсолютную идею на иррациональный момент человеческой психики — метафизическую первоволю. Реальна только одна кос­мически громадная воля, которая проявляется во всем течении со­бытий Вселенной: мир — только зеркало этого воления, высту­пающее как представление.

Серен Кьеркегор (1813—1855) — датский теолог, философ, представитель философии жизни, и писатель. Как и А. Шопенгау­эр, он высказывал недоверие к разуму. Он отрицал единое идеальное начало мира, — будь то воля, разум или что-либо другое из области абсолютизированных моментов сознания. Кьеркегор вы­двинул идею «экзистенциального мышления». В отличие от науч­ного мышления, исходящего из теоретических принципов (оно аб­страктно и безлично), экзистенциальное мышление связано с внут­ренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживания­ми: именно такое мышление только и может быть подлинно кон­кретным, имеющим настоящий человеческий смысл. В то время как объективное мышление, согласно Кьеркегору, безразлично по отношению к мыслящему субъекту и его экзистенции, субъектив­ный мыслитель как экзистенциальный заинтересован в своем мыш­лении: он существует в нем. В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному как таковому, незатро­нутому» человеческой субъективностью. Вместе с тем Кьеркегор обращал пристальное внимание на неустойчивость человеческого бытия, его обреченность на смерть, фиксируя это в понятиях «страх», «сомнение», «трепет» и т.д. Чрезвычайно сложная и пол­ная противоречий человеческая жизнь не поддается усилиям рас­судка понять ее, результатом чего является «бессилие мысли», подлинный «скандал для рассудка», а отсюда — переход к мифу.

Фридрих Ницше (1844 — 1900) — немецкий философ и филолог, яркий проповедник индивидуализма, волюнтаризма и иррациона­лизма.

Для творчества Ницше характерно необычное употребление общепринятых в философии понятий. Его идеи, как правило, обле­чены в форму фрагментов и афоризмов. Ему чужды всякие попытки построения философской системы. Согласно Ницше, мир есть по­стоянное становление и бесцельность, что выражается в идее «веч­ного возвращения одного и того же». Лишь понятие «вещи» вы­ступает как некий момент устойчивости в хаосе становления. Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как дви­жущую силу становления, как порыв, как «волю к власти», волю к расширению своего Я, к экспансии. Ницше переносил идеи Ч. Дар­вина о борьбе за существование животных на жизнь человеческого общества. Центральным понятием у Ницше является идея жизни. Он родоначальник направления, именуемого философией жизни. В человеке он подчеркивал принцип телесности и вообще биологи­ческое организменное начало. Интеллект же есть лишь высший слой, необходимый для сохранения организменных образований, в первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует мир в той мере, в какой это нужно для практической потребности.

Теория познания в ее классическом смысле не была предметом особого внимания мыслителя. А некоторые его высказывания по этим вопросам проникнуты субъективизмом и агностицизмом.

27. Феноменология как философское направление. Э. Гуссерль

Эдмунд Гуссерль (1859—1938) — выдающийся немецкий мысли­тель, родоначальник одного из основных направлений современной философии — феноменологии, что буквально означает учение о феноменах, понимаемых им как возникающие в сознании смыслы предметов и событий. По Э. Гуссерлю, феноменология — это «строго научная философия» о феноменах сознания как о чистых «сущностях, образующих мир идеального бытия», о «самоочевид­ных логических принципах», дающих возможность очистить созна­ние от эмпирического содержания, во всей его частной конкретике, что осуществляется с помощью многоступенчатого метода «фено­менологической редукции». В результате из рассмотрения исклю­чаются (или «заключаются в скобки») весь окружающий мир, все существующие взгляды, научные теории и сам вопрос о существо­вании того, что является предметом исследования. И лишь этим путем мы как бы возвращаемся «к самим вещам» в виде сферы сознания, свободной от отношения к реальности, но сохраняющей все богатство своего содержания. Такая редукция являет собой прием обоснования, идеализации. Следовательно, феноменология по своей сути является наукой факта — предельно обобщенного и идеализированного. Сам Гуссерль называет ее дескриптивной, т.е. описательной, наукой.

Он выступал с резкой критикой скептицизма и релятивизма, обвиняя их в психологизме, когда всякий познавательный акт оп­ределяется по своему содержанию структурой эмпирического со­знания. Если так, то ни о какой истине, которая бы не зависела от нашей субъективности, нечего и говорить: она невозможна. В первом томе своих «Логических исследований» Гуссерль ата­кует психологизм своей эпохи, критикует попытку обосновать логику психологией, говоря, что логические законы не психоло­гичны по своей природе. По Гуссерлю, науки о природе и обще­стве непременно нуждаются в определенном философском обо­сновании. Вслед за рационалистом Р. Декартом Гус­серль стремился отыскать последние самоочевидные, собственно логические принципы, чтобы очистить сознание от эмпирическо­го содержания, что осуществимо лишь с помощью редукции, т.е. сведения высшего к низшему, простому. Для этого философия призвана освободиться от всех догматических принципов, кото­рые вырастают на почве обычной «естественной установки» со­знания в своем отношении к миру. С его точки зрения, филосо­фия призвана стать борцом и за необходимое человечеству само­сознание: как раз это и было основанием всего логического зда­ния его системы. Гуссерль призывал к свершению «эпохе» — воздержанию от какого-либо утверждения. В результате редук­ции остается последнее неразложимое единство сознания — интенциональность, т.е. направленность сознания на предмет (заметим, что со времен древних мыслителей так и понимали от­ношение сознания к объекту). Гуссерль под интенциональностью понимал такую направленность сознания на предмет как обоб­щенно-чистую структуру сознания, свободную от индивидуально-, психологических, социальных и иных факторов. Таким своеоб­разным способом Гуссерль стремился решить гносеологический вопрос о связи субъекта и объекта. Феноменология" призвана служить своего рода связующим звеном между ними, быть одно­временно представителем духовного мира и трансцендентного мира сущего. В этом мыслитель видел метод постижения сущности со­бытий. Правда, сами сущности у Гуссерля выступают как «зна­чения», не обладающие собственным, самодостаточным стату­сом существования. В последний период жизни он обратился к идее «жизненного мира», что вело его к философии жизни. Он выступал против господства сциентизма2 и натуралистически-по зитивистского мировоззрения вообще. Идеи Гуссерля послужили одним из источников экзистенциализма и герменевтики.