Смекни!
smekni.com

Шпаргалк по Философии (стр. 14 из 28)

28. Герменевтика как философское направление. В. Дильтей, Э. Гуссерль, Х.Г. Гадамер.

В собственно теоретико-познавательном смысле под герменевти­кой имеется в виду истолкование, понимание текстов. Этот термин стал употребляться в философском смысле в раннем немецком ро­мантизме. Герменевтика с самого начала была связана с идеями интерпретации и понимания. Представители современной фило­софской герменевтики (Э. Бетти, Х.Г. Гадамер, М. Ландман) видят в ней не только метод гуманитарных наук, но и способ толкования определенной культурно-исторической ситуации и человеческого бытия вообще. Усматривая основную проблему философии в про­блеме языка, они отвергают объективное научное познание, без­гранично доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощен­ным в речи, прежде всего письменной. Знаменитый деятель эпохи немецкого романтизма Ф. Шлейермахер (1768—1834) осмыслил герменевтику прежде всего как искусство понимания чужой инди­видуальности — «другого». Предметом герменевтики выступает "аспект выражения, ибо именно оно есть воплощение индивидуаль­ности в ее проявлении.

Как метод собственно исторической интерпретации герменев­тика разрабатывалась крупным мыслителем Вильгельмом Дильтеем (1833 —1911). В. Дильтей — немецкий историк культуры и философ, представитель философии жизни, основоположник пони­мающей психологии и школы истории духа (истории идеи) в немец кой истории культуры. Центральным для Дильтея является понятие «жизнь», культурно-исторические реалии. Человек, по Дильтею, не имеет истории, он сам — история. Она-то и раскрывает, что он такое. От человеческого мира истории мыслитель резко отделял мир природы. Задача философии (как науки о духе) состоит в том, чтобы понять «жизнь» исходя из нее самой. В этой связи Дильтей выдвинул метод «понимания» как непосредственного постижения некоторой духовной целостности — в смысле целостного пережи­вания. Понимание, родственное интуитивному проникновению в жизнь, он противопоставляет методу объяснения, применимому в науках о природе, где мы прибегаем к рассудочному доказательст­ву. Понимание собственного внутреннего мира достигается путем интроспекции, т.е. самонаблюдения, рефлексии. Понимание же «чужого мира» осуществляется путем «вживания», «сопережива­ния», «вчувствования». По отношению к культуре прошлого пони­мание выступает как метод интерпретации, названный Дильтеем герменевтикой. Основой герменевтики он считал понимающую психологию: ее особенность состоит в непосредственном постиже­нии целостности душевно-духовной жизни личности. Основная проблема герменевтики состоит, по Дильтею, в раскрытии того, как индивидуальность может стать предметом общезначимого объ­ективного познания в чувственно данном проявлении чужой уни­кальной жизни. Именно этим путем пошел Э. Гуссерль. Ведь при любом исследовании далекой от нас, тем более чужой, культуры важно прежде всего реконструировать «жизненный мир» этой культуры, вжиться в него, только в этом свете можно понять смысл ее памятников. Дальнейшую разработку этой проблемы осущест­влял немецкий философ Х.Г. Гадамер, ученик М. Хайдеггера, ко­торый понимал герменевтику широко — как учение о бытии, как онтологию, пожалуй, скорее как теорию познания.

Многое заимствуя у Дильтея и Хайдеггера, Гадамер придал гер­меневтике универсальный смысл, превратив проблему понимания в саму суть философии. Предметом философского знания с точки зре­ния герменевтики является мир человека, трактуемый как область че­ловеческого общения. Именно в этой области протекает повседнев­ная жизнь людей, создаются культурные и научные ценности.

29. Философская антропология на рубеже; ХIХ-ХХ столетий. М. Шелер и П. Тейяр де Шарден.

Философская антропология — это достаточно влиятельное те­чение современной философской мысли, в центре внимания кото­рого — проблема человека, а главная идея — создание интеграль­ной концепции человека; его основные представители — М. Шелер, А. Гелен, Г. Плесснер, Э. Ротхаккер. Это течение, объ­явив себя основополагающей философской дисциплиной, пытается на основе тех или иных особенностей человека найти способы по­становки и решения по существу всех философских проблем. В противовес рационалистическим учениям философская антропо­логия вовлекает в сферу исследования душевно-духовную жизнь человека — эмоции, инстинкты, влечения, что зачастую приводит к иррационализму: представители данного направления абсолюти­зируют эту сторону внутреннего мира человека, умаляя разумное начало.

Из всех представителей философской антропологии сосредото­чимся лишь на Шелере. Макс Шелер (1874— 1928) — немецкий философ, один из основоположников философской антропологии как самостоятельной дисциплины, социологии и аксиологии — учения о ценностях. Шелер испытал значительное влияние фило­софии жизни и феноменологии Э. Гуссерля, позже обратился к ре­лигиозной философии, в дальнейшем эволюционировал к метафи­зике персоналистского типа. Он остро ощущал кризис европейской культуры, источник которого он усматривал в культе выгоды и рас­чета. По Шелеру, формирование преимущественно экономических форм контроля в современном обществе ведет к господству науч­но-технических форм познания, враждебных реализации иерархи­чески более высоких ценностей. Он решительно отрицал идеоло­гию и практику социализма, возлагая надежды на «третий путь» — пробуждение чувства нравственной ценности в сознании людей. Пытаясь построить иерархию объективных ценностей, он ввел раз­личие между абсолютными ценностями и «эмпирическими пере­менными»: относительны не ценности как таковые, а их историчес­кие формы.

Шелер рассматривал феноменологический подход не как спо­соб превращения философии в «строгую науку», а как экзистенци­альную возможность «прорыва к реальности», поэтому его с пол­ным правом можно назвать предшественником фундаментальной онтологии М. Хайдеггера.

Пьер Тейяр де Шарден (1881 —1955) — французский ученый, философ и теолог. Его книга «Феномен человека» внесла сущест­венный вклад в разработку философской антропологии. В этой книге он выразил свои мысли, которые оказались несовместимыми с общепринятыми идеями томизма как основополагающего учения католической церкви, за что автор был лишен права преподавания и публикации философско-теологических работ.

Тейяр де Шарден предпринял попытку синтеза научного и ре­лигиозного опыта с целью раскрытия эволюции Вселенной, при­ведшей к появлению человека с присущими ему разумом и чувст­вами. Он полагал, что этот результат эволюции является заранее запланированным свыше итогом космического процесса как едино-цельной системы. Стремление уяснить диалектику «всеединства», охватывающего явления сущего, сопряжены у него с пантеистичес­кой установкой, со стремлением найти Бога, как бы растворенного в мире и проникающего во все «поры» сущего мощью своего аб­солютного смысла: духовное начало, пронизывая мир, направляет его развитие. Для своего анализа Тейяр де Шарден использовал термин «энергия», которую мыслил как неотъемлемое свойство материи, задающее импульс эволюции Космоса. Психоэнергети­ческий феномен лежит в обосновании автором божественного ис­точника космической эволюции. Высшим ее выражением является разумный человек. Мыслитель считал эту энергию естественной формой божественной благодати. Точка «Омега» — это финаль­ная цель, символизирующая собой Христа, сопричастного мирозда­нию. Человек, концентрирующий в себе психическую энергию, творит ноосферу.

30. Философия экзистенциализма. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр.

Мартин Хайдеггер (1880—1976) — немецкий философ-экзис­тенциалист. Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — сущест­вование) — «философия существования», одно из самых модных философских течений в середине XX в., явившее собой «самое не­посредственное выражение современности, ее затерянности, ее безысходности... Экзистенциальная философия выражает общее чувство времени: чувство упадка, бессмысленности и безысходнос­ти всего происходящего... Экзистенциальная философия — это философия радикальной конечности».