Смекни!
smekni.com

Шпаргалк по Философии (стр. 22 из 28)

Индивид – Человек как индивид – это существо материальное, природное, телесное в его целостности и неделимости. Индивидные характеристики – возрастно-половые и индивидуально-типические, нейродинамические свойства мозга; функциональная геометрия мозга (ассиметричность). Познание человека как индивида предполагает рассмотрение природных основ человеческой жизни, его психологии. Высшая интеграция индивидуальных свойств человека представлена в темпераменте и психологических задатках.

Личность – основная форма развития. Личностные свойства человека – жизненный путь человека, его социальная биография. Человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная Личность, реализующая себя в творческой Деятельности. Если Личность - есть вершинный уровень человека, то индивидуальность – это его глубинное измерение.


46. Творческий потенциал личности как интегральное единство сознания, сфер подсознания, бессознательного и самосознания индивида.

Как в практической, так и в теоретической деятельности личность реализует свои творческие способности. Творчество, творческая деятельность является высшей формой самореализации личности. Тот мир, в котором мы живем, с одной стороны, представляет собой естественную природу, появившуюся и существующую вне и независимо от нас. Но, с другой стороны, этот мир есть результат работы ума и рук человека, результат его творческой деятельности. Это так называемая искусственная природа, представляющая собой мир созданных человеком предметов и вещей, явлений и процессов. Причем масса их постоянно увеличивается, растет, становится разнообразнее. Люди создали лук, колесо, паровую машину, печатный станок, дизельный двигатель, пароход, паровоз, самолет, автомобиль, компьютер, видеомагнитофон, космический корабль и многое другое. Созданные, сотворенные человеком вещи делают его жизнь богаче, насыщеннее, интереснее, а в чем-то драматичнее и трагичнее. Действительно, люди создали также гильотину и электрический стул, автомат и пушку, химическое и биологическое оружие, атомную и водородную бомбу и т.д. Сегодня человек стал заложником, жертвой своего творчества. Так, ядерным оружием, произведенным и накопленным в ряде стран, можно уничтожить все живое на нашей планете. Многое из того, что люди имели в прошлом, имеют сегодня и будут иметь в будущем является результатом их творческой деятельности.

Что же такое творчество? Обычно творчеством называют такую форму человеческой деятельности, следствием которой является нечто новое, не существующее в действительности. Творчество - это создание на основе того, что есть, того, чего не было и нет. В творческой деятельности человек выходит за границы привычного, шаблонного, стандартного. Она проявляется в оригинальных идеях, нестандартных решениях, перспективных гипотезах, научных открытиях и т.п. Посредством творчества человек прокладывает дорогу в мир неизведанного, непознанного, таинственного, в мир предметов, явлений и процессов, выступающих продуктами его воображения, фантазии, полета мысли. Результатом творчества является мир идей и созданный на его основе мир предметов и вещей. Свои творческие способности, свой творческий потенциал человек проявляет в создании новых научных теорий и социальных проектов, правовых законов и произведений искусства, средств и орудий труда, технологических процессов. Создание новой вещи на основе новой идеи венчает творческий процесс.

Прогресс в экономике, политике и культуре, в технике, науке и искусстве обеспечивается прежде всего творческой деятельностью людей и ее результатами. Творческими способностями в той или иной мере обладает каждый человек. Другое дело, может ли он их проявить, реализовать. Любой ребенок, познавая новый для него окружающий мир, овладевая формами мышления, правилами языка, нормами поведения, культурой, по существу занимается творчеством. Правда, с точки зрения взрослых, он открывает для себя мир уже открытого другими, мир известного. Поэтому новое для индивида не всегда является в действительности новым, новым для общества. Творческие способности у людей далеко неодинаковы. У одних они представлены в малой степени, других природа ими не обделила, а третьих богато наградила. Эти последние либо талантливы, либо гениальны. Каждый человек вносит свой, посильный ему вклад в общее дело, в прогресс человечества.


48.Диалектическое единство чувственной и рациональной сторона познания. Критика сенсуализма и рационализма.

Процесс познания включает получение информации через органы чувств (чувственное познание), переработку данной информации мышлением (рациональное познание) и материальное освоение познаваемых фрагментов действительности (общественная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в ходе которой происходит материализация (опредмечивание) творческих устремлений людей, превращение их субъективных замыслов, идей, целей в объективно существующие предметы, процессы.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны между собой и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. При этом указанные стороны познания не существуют изолированно ни от практики, ни друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом; разум же функционирует на основе той исходной информации, которую поставляют ему органы чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, то можно в известном смысле говорить о них как о ступенях, этапах процесса познания. Каждая из двух этих ступеней познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Чувственное познание реализуется в виде непосредственного получения информации с помощью органов чувств, которые прямо связывают нас с внешним миром. Основными формами чувственного познания являются: ощущение, восприятие и представление.

Ощущения возникают в мозгу человека в результате воздействия факторов окружающего мира на его органы чувств. Каждый орган чувств представляет собой сложный нервный механизм, состоящий из воспринимающих рецепторов, передающих нервов-проводников и соответствующего отдела мозга, который управляет периферийными рецепторами. Восприятие — это целостный чувственный образ предмета, формируемый мозгом из ощущений, непосредственно получаемых от этого предмета. В основе восприятия лежат сочетания различных видов ощущений.

На основе ощущений и восприятий в мозгу человека складываются представления. Если ощущения и восприятия существуют лишь при непосредственном контакте человека с предметом (без этого нет ни ощущения, ни восприятия), то представление возникает без непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Рациональное познание (от лат. ratio — разум) — это мышление человека, являющееся средством проникновения во внутреннюю сущность вещей, средством познания закономерностей, определяющих их бытие. Дело в том, что сущность вещей, их закономерные связи недоступны чувственному познанию. Они постигаются только с помощью мыслительной деятельности человека.

Именно “мышление осуществляет упорядочение данных чувственного восприятия, но отнюдь не сводится к этому, а рождает нечто новое — то, что не дано в чувственности. Мышление соотносит показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида, более того — со всем совокупным опытом, знаниями человечества в той мере, в какой они стали достоянием данного субъекта.”

Формами рационального познания (мышления человека) являются: понятие, суждение и умозаключение.

“Понятия - это воплощенные в словах продукты социально-исторического процесса познания, которые выделяют и фиксируют общие существенные свойства; отношения предметов и явлений, а благодаря этому одновременно суммируют важнейшие свойства о способах действия с данными группами предметов и явлений”. В понятиях могут фиксироваться существенные и несущественные признаки объектов, необходимые и случайные, качественные и количественные и т. п.

“Суждение — это та форма мышления, посредством которой раскрывается наличие или отсутствие каких-либо связей и отношений между предметами (т. е. указывается на наличие или отсутствие чего-либо у чего-то)”. Являясь относительно законченной мыслью, отражающей вещи, явления объективного мира с их свойствами и отношениями, суждение обладает определенной структурой

Умозаключение содержит в своем составе суждения, а следовательно, и понятия), но не сводится к ним, а предполагает еще их определенную связь. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми человек располагает и пользуется в процессе своей жизнедеятельности. Это — знания непосредственные и опосредованные.

Из понимания процесса познания как диалектического единства чувственного и рационального следует, что сенсуализм и рационализм являются односторонними гносеологическими течениями, абсолютизирующими одну из сторон этого единства. Сенсуалисты абсолютизируют роль чувственного познания, считая, что все знания происходят из опыта, из чувственного восприятия. Рационалисты абсолютизируют рациональное познание, считая, что только разум способен познать существующее. Если эмпирики - материалисты (Бэкон, Гоббс, Локк, Гельвеции, Гольбах и др.) исходили из признания материального мира, образами которого являются ощущения, то эмпирики-идеалисты (Беркли, Мах, позитивисты) ограничивали опыт комбинацией ощущений, признавая ощущения единственной реальностью. В учениях рационалистов, стоящих на идеалистических позициях (например, в философии Гегеля) под разумом понимается не разум человека, а абсолютный разум, мировой дух. Вместе с тем, отстаивая тезис об активности мышления, его способности к безграничному познанию, рационализм в любой его форме противостоит различным течениям иррационализма, принижающим рациональное дознание, интеллект, выдвигающим на первый план сверхразумные способы освоения действительности.