Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Философии (стр. 13 из 28)

небольшую часть истории

человечества. Первобытно-общинный строй сменился государственным

строем. Трактовки сущности государства и соответственно модели его

возникновения различны:

1)Теологическая (религиозная)( Аврелий Августин (354-430 н.э.))—го сударство

Возникает и развивается как осуществление Божественного замысла.

2)Патриархальная (Аристотель(384-322 до н.э.)— осударство возникает в

результате разрастания семьи. Государственная власть-продолжение

отцовской (патриархальной) власти, которая первоначально распространяется

только на семью, а уже затем – на все население страны.

·Данная теория обосновывает утверждение "отцовской" власти

монарха в обществ

3)Договорная (естественно-правовая)(Гуго Гроций(1583-1646),голландский

мыслитель,теоретик права Джон Локк,(1632-1704),английский философ-просветитель

Томас Гоббс (1588-1679) —-общественный договор как результат свободного соглашения

народа -- главная причина возникновения государства. Сущность

договора: народ отказывается от своей свободы в обмен на гарантии личной

безопасности.

Содержание договора: ·воля народа является источником любой политической

Власти в обществе; · верховенство закона; взаимная ответственность государства

и личности; обеспечение прав и свобод личности в рамках государства.

4)Органическая( Герберт Спенсер(1820-1903), английский философ и социолог.)—

Отождествление строения и функций государства со строением и функциями живого

организма. Государство—общественный организм, состоящий из людей, как живой

организм из клеток.

5)Насилия ( (Шан Ян (390-338 до н.э.), древне-китайский государственный деятель Евгений

Дюринг (1833-1921), немецкий философ.)—г осударство возникло в результате применения

Внешнего и (или) внутреннего насилия одних людей над другими. · Внешнее насилие --

завоевание одного народа другим. ·Внутреннее насилие—экономическое и

политическое господство одних членов общества над другими.

6)Психологическая (Лев Петражицкий (1867-1931) польский социолог и правовед,

основатель психологической школы прав)— психическая потребность людей

жить в организованном обществе—основанная причина, порождающая государство.

7)Классовая (экономическая)( Карл Маркс(1818-1883),немецкий философ, основоположник

Диалектического и исторического материализма. Фридрих Энгельс (1820-1895), не-

мецкий философ, основоположник диалектического и исторического

материализма. Владимир Ульянов(Ленин)(1870-1924),российский

политик, лидер РСДРП, позднее РКП(б), один из основателей

Советского государства.)— государство—результат действия объективных процессов

экономического развития общества.

Общественное разделение труда, появление прибавочного продукта, частной

Собственности приводит к расколу общества на классы с противоположными

экономическими интересами.

Государство, возникая использует средства подавления и

управления, обеспечивает интересы экономически господствующего

класса.

Современная юридическая наука характеризует государство - как особая

политическая организация, располагающая аппаратом подавления и

управления, придающая своим велениям обязательную силу для населения

всей страны и обладающая суверенитетом.

Взаимоотношения государства и общества развивались сложно. Первые

государства Древнего Востока возникали как деспотичные государства, в

которых у личности практически не было ни каких прав, а была только

обязанность подчиняться государству. Тоже

можно сказать и про абсолютную монархию (во Франции это времена

мушкетеров, в России -Петра Великого И Екатерины, а также весь XIX в.).

Личность должна жить только для блага государства. Она не имела права распоряжаться

собственной жизнью.

Поэтому дуэли кардиналом Ришелье приравниваются к преступлению,

а в России даже покушение на самоубийство уголовно каралось, при чем

неудачного самоубийцу казнили. Начинаю, с 18 в. формируется представление

о естественных правах человека, о взаимной ответственности государства

и личности. В конечном итоге это сформировалось в представление о гражданском

обществе. Под гражданским обществом понимается сфера

самостоятельных (т.е. относительно не контролируемых со стороны

государства) сфера самодеятельности самостоятельных индивидов и их

добровольных ассоциаций и организаций.

Элементы гражданского общества:

- негосударственные предприятия

-политические партии, общественные движения

-сфера воспитания

-негосударственные средства массовой информации

- семья

- церковь

Признаки гражданского общества:

- полное обеспечение прав и свобод гражданина

- самоуправляемость

- свободное формирование общественного мнения

- многоукладность экономики

- легитимность и демократический характер власти

- правовое государства

Свобода личности, возможность полностью реализоваться - ключевая идея

правого государства. Гражданин в государстве, где есть гражданское

общество имеет широкий комплекс прав и свобод, которые реально

воплощаются, а не декларируются на бумаге. По современной

Конституции граждане РФ имеют следующие права и свободы:

-личные (право на жизнь, неприкосновенность личности, жилища,

неприкосновенность частной жизни, право на свободу совести)

- политические (право на участие на управление страной, свобода слово,

создание организаций, свобода шествий, митингов)

-социально-экономические и культурные(неприкосновенность

собственности, свобода предпринимательства, право на

частную собственность, в том числе на землю, право образование,

медицинскую помощь, жилье, пользование культурными ценностями).

Обязанности гражданина РФ:

-соблюдать Конституцию и другие законы РФ

- платить налоги

- защищать Родину.

К сожалению, часто граждане, претендуя на соблюдение своих прав, не

считают нужным выполнять свои обязанности. А порой они просто не

понимают, что нарушают законы, или их права нарушаются.

Ради справедливости надо сказать, что не всегда дело с защитой своих

прав зависит от самого гражданина. Формирование гражданского

общества не возможно без эффективной системы защиты прав граждан,

эффективной работы специальных органов. Сюда относятся суд,

прокуратура, милиция, трудовая инспекции.

Уже много лет в стране идет судебная реформа. Цель ее - сделать

правосудие доступным для всех. Пока еще полностью эта задача не

решена

17.Человек в системе социальных связей. Виды социальных общностей. Основные концепции дифференциации общества (классы, группы, страты и др.)

Социальная сфера жизни -- это мир классов и

слоев, наций и народностей, профессио-нальных, возрастных, половых и

иных групп людей, связанных системой прямых и

опосредованных отношений и взаимодействий. Это сфера потребностей и

интересов, мотивов поведения и активности этих групп. Она предполагает

определенный социальный строй (порядок) в обществе, который можно

определить как социальное пространство общественной жизни

Социальная структура представляет собой совокупность

относительно устойчивых и стабильных групп (общностей) людей,

определенный порядок их взаимосвязи и взаимодействия. Социальное

пространство -- это все население общества, включающее в себя

следующие элементы:

--социально-классовые общности людей (классы, слои);

--социально-этнические общности (нации, народности и др.),

--социально-демографические общности (молодежь, женщины и др.);

-- малые группы людей (семья, трудовой коллектив).

Что касается такого понятия, как социальная общность, то под

ней в философии принято понимать объективно сложившееся в обществе

целостное образование людей, которому присущи общие коренные

интересы и сфера деятельности, психологические характеристики и образ

жизни, отношение к другим общностям. Эти группы являются исходными

единицами социального пространства общества.

Объективным экономическим основанием социальной структуры

выступает разделение общественного труда как система его видов --

промышленный, земледельческий, торговля и др.

Поскольку общественный труд имеет очевидную тенденцию к

усложнению то и социальная сфера по природе своей не может быть однородной.

В отечественной философии большое внимание идее социальной

неоднородности было уделено Питиримом Сорокиным.

. Его учение о социальной неоднородности общества принято

называть концепцией социальной стратификации.

Свой исходный тезис П.Сорокин излагал так:Любая

организованная социальная группа всегда ... стратифицирована. Общества

без расслоения, с реальным равенством их членов -- миф, так никогда и не

ставший реальностью за всю историю человечества. По мнению

Сорокина, существуют три формы социальной стратификации. Первая --

профессиональная, т.е. деление людей по технологическому признаку

(руководитель, подчиненные и др.). Вторая -- это экономическое рас

слоение людей, т.е. неравенство в их доходах, уровне жизни. И третья

форма расслоения -- политическая стратификация, что означает

неизбежное деление населения общества на правителей (элита) и

управляемых (масса).

Социальная стратификация -- это естественная дифференциация

населения общества на слои (страты), которые образуют определенную

иерархию, систему интересов и отношений. Между стратами неравномерно

распределяются права и привилегии, обязанности и ответственность,

власть и влияние в обществе. Концепция П.Сорокина характеризует

общество с точки зрения его внутренней неоднородности и разнообразия.

Большое теоретическое значение имеет и марксистский подход к