Смекни!
smekni.com

Курс лекций по Философии (стр. 21 из 28)

Для европейцев этот афинский философ до сих пор является образцом человека. Сократа часто сравнивают даже с Христом. Истинность духовных исканий Сократа, подтвержденная им жизнью и смертью, немеркнущим светом выделяет его имя.

Христианство: Иисус Христос

Совершенный человек в христианстве - это второй Адам, Иисус Христос. Особую роль в данной религиозной традиции отводят не столько человеческому разуму, поврежденному грехопадением, сколько Откровению Бога. Согласно Библии человек это прах и пепел, глина, которая оживлена Божьим дыханием. Таким образом, человек полностью зависит от Бога, единственного подателя жизни во Вселенной. Однако первый человек Адам, нарушив Божий закон любви, отделил себя от Жизни. Для того чтобы вернуть людям утраченное положение, Бог наказание за совершенное преступление перенес на Себя. Сын Божий (Второе Лицо Троицы, Бог Слово) в определенное время стал человеком. Одним из самых тяжелых искушений для Него было, пожалуй, смирение. Но, там, где первый Адам пал, второй Адам победил: Бог Сын подавил стремления плотского "Я" помыкать другими, жить для себя. Иисус, находясь в грешном теле, полностью исполнил волю Отца, искупив своей смертью человеческий род от наказания. Своей жизнью и смертью Христос явил характер Божьей любви. Следуя за Христом, человек распинает силой Божией свои грехи, тем самым освобождаясь от власти беззакония и смерти. Бог наделяет человека самобытностью, способностью к творчеству, истинным знанием о духовном мире, способностью любить. Таким образом, благодаря Христу человек становится личностью, богом.

Новое время: Фауст

В Новое время с ослаблением античного и средневекового чувства греховности появилось представление о могуществе человека и божественной силе его интеллекта, посредством которого он может господствовать над природой. Человеческому разуму были предписаны все способности Логоса, Бога: постигать истину, целеполагать, системосозидать, упорядочивать хаос эмпирического бытия, конституировать мир явлений и т.д. Наряду с возвеличиванием человека и его разума, происходит обожествление природы и культуры. Совершенный человек эпохи Нового времени - это гений, разгадывающий тайны бытия, строящий собственную жизнь. В качестве образца совершенного человека этой эпохи может быть приведен Фауст Гете и сам творец одноименного произведения, в личности которого тесно переплелись поэтическое творчество, научные изыскания и философско-мировоззренческие поиски. Образ Фауста символичен и трагичен. Он стремится к познанию, которому не видно конца. Испробовав в жизни все, он чувствует себя счастливым лишь будучи слепым стариком, когда слышит как по его приказу дьявол (Мефистофель) преобразует окружающий мир. Однако слепец ошибается: черти не роют канал, а копают могилу для Фауста. Аналогичная судьба постигла и представление о совершенном человеке в Новое время. Под воздействием натурализма к ХХ в. человек утратил понимание своей природы, т.к. естественнонаучная традиция, снабдив человека массой эмпирического материала, бессильна прояснить его смысл.

ХХ век: Сизиф

Научное миропонимание включает в себя объяснение Вселенной и человека путем использования эмпирических наблюдений и общих логических операций для построения теоретической модели мира в целом на основе принципа натурализма. Ориентация на последний привела к крушению антропоцентризма. Согласно естественнонаучному направлению, мир сам по себе не имеет разумности и цели, нравственное существование человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания, призванного во мгле бытия "собою заменять свет звезд". Человек, вынужденный искать опору лишь в себе, теряет ориентацию и единство самопонимания. Ведь мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении между нашей любовью к жизни и неизбежностью смерти. Поэтому для части наших современников совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный труд. Перефразируя Тертуллиана можно так выразить лозунг атеистического экзистенциализма:"Живу, ибо абсурдно".

На протяжении всей истории развития человечества в каждом поколении находились люди, которые задавали себе вопрос: «Почему я живу?». Вопрос этот, в сущности, о своем происхождении, об источнике жизни, о начале всего сущего.

У человечества всегда вызывало любопытство то, как складывалась история, что происходило на Земле миллионы, миллиарды лет тому назад, откуда мы появились. Но вопрос о нашем происхождении – не о том, как возникли в процессе эволюции наши тела, а о создавшей нас силе. Спрашивая, во имя чего мы существуем, мы обращаемся к будущему, пытаемся определить конечную цель нашего существования.

Вопрос о смысле жизни интернационален и стоит выше проблем пола, возраста, национальности и расы. Неповторимость и своеобразие каждого человека являются неотъемлемыми составляющими смысла его бытия.

Формирование внутреннего мира начинается в детстве. В этом возрасте человек обретает способность погружаться в себя, в свои переживания, открывает целый мир новых эмоций, впечатлений, постигает красоту природы. В это время человек начинает задумываться над проблемой смысла жизни, впервые задает себе вопрос «Для чего я живу?». Однако, не найдя ответа, отгоняет его прочь от себя. Тем не менее, с течением времени, уже в более зрелом возрасте, у некоторых людей вновь возникает этот вопрос, не дает им покоя, заставляет искать ответ. Именно поэтому в значимые для человека исторические периоды одна за другой появлялись различные идеи о смысле жизни.

Например, для Сократа смысл человеческой жизни заключался в философствовании, в постоянном самопознании, вечном поиске самого себя путем испытания. Преодоление неведения предполагает поиск того, что есть добро и зло, прекрасное и безобразное, истина и заблуждение.

Для Александра Македонского, Наполеона Бонапарта и Адольфа Гитлера главной целью было силовое завоевание других государств с целью создания мировой империи.

Для марксистов-ленинцев смысл жизни составляла классовая борьба и победа мировой революции над капитализмом и империализмом. И какое же огромное количество людей захватила (и погубила) в свое время эта идея!

Есть категория людей, для которых смысл жизни заключен в страдании. Они считают, что благодаря страданиям люди реализуют «самое человеческое» в себе, обретают зрелость, растут и перерастают самих себя. Именно там, считают они, где люди беспомощны и лишены надежды, будучи не в состоянии изменить ситуацию, – именно там они ощущают необходимость измениться.

В отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня, традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Таким образом, человек утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо стремится к тому же, чего хотят окружающие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм).

Тем не менее, ответ на вопрос о смысле жизни должен быть найден. Бывают случаи, когда истина открывается буквально в последнее мгновение, перед лицом смерти.

Человек может обрести смысл жизни в творчестве, или в переживании добра, истины и красоты, в переживании природы и культуры, или в любви.

Уважения заслуживают те люди, кто, не находя смысла в обычной человеческой деятельности, впечатлениях, переживаниях, посредством изменения отношения к своему положению поднимаются над ним и перерастают собственные пределы.

Однако осознать цель своей жизни – это еще не все; необходимо достичь ее. Реализация смысла существования не может происходить автоматически. Этот процесс требует полной отдачи и участия человека.

Поиски смысла жизни сами по себе не являются чем-то странным, необычным. Нет оснований стыдиться экзистенциального отчаяния, как будто это эмоциональное расстройство; это не невротический симптом, а человеческое достижение. Прежде всего, это проявление интеллектуальной искренности и честности.

В поисках ответа на вопрос о смысле жизни человеку может помочь наука каббала. Она говорит о том, что смысл жизни состоит в достижении цели творения и правильной реализации своего предназначения.

В настоящее время науку каббала начинают изучать во всем мире (с ней знакомы люди уже в 132 странах). Каббалисты скрывали ее в течение тысячелетий, вплоть до нашего времени, пока не появилась настоятельная необходимость в ней во всем мире, поскольку эгоизм вырос настолько, что человечество начало осознавать тупиковость своего пути.

25.Сознание – субъективная реальность. Проблема происхождения сознания. Структура сознания. Самосознание и личность.

Философия ставит в центр своего внимания проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к которому принадлежим мы, люди, обозначают как человек разумный. Исходя из этого можно с полным правом сказать, что философский анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире.

Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания.

Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.

Следующий важный элемент сознания – внимание, способность сознания концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее -память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства (радости, удовольствия, горя), а также настроения и аффекты (гнев, ярость, ужас, отчаянье). К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.