связью, о которой уже шла речь выше.
Благодаря выявленной метафизической связи, отдельный человек
твердо уверен, то есть нечто, кроме одних субъективных состояний
его сознания, а именно некоторый самостоятельный предмет. Этой
уверенности субъекта познания соответствует в предмете глубочай-
шее внутреннее определение его как самостоятельного, действитель-
но сущего. И в силу этого определения предмета он признается как
нечто остающееся в себе. По дальнейшему изложению в докторской
диссертации Вл. Соловьева, это бытие в себе самостоятельного
предмета познания "не может быть дано ни в каких относительных
состояниях познающего - ощущениях или мыслях, а может быть дос-
тупно субъекту только в том его внутреннем единстве с предметом,
в силу которого он есть в предмете и предмет есть в нем, связь,
которая сама по себе лежит глубже нашего природного сознания, но
и в нем находит себе некоторое выражение, именно в акте непос-
редственной уверенности, предшествующей всякому ощущению и всякой
рефлексии. На этой онтологической основе становится возможным во-
ображать в себе или созерцать идею предмета, отвечающую на воп-
рос, что есть этот предмет. "Это существенное воображение предме-
та в субъекте основывается на взаимодействии между умопостигаемою
сущностью субъекта... и таковою же умопостигаемою сущностью...
предмета, выражением чего служит некоторый постоянный образ пред-
мета в нашем умственном существе первее всякого умственного впе-
чатления и связанного с ним материального познания. В действи-
тельное же познание этот образ переходит только под условием ощу-
щений, которые его вызывают к проявлению в нашем природном созна-
нии".
Наконец, образ предмета, присущий уму познающего субъекта,
воплощается или осуществляется в данных его опыта, в его ощущени-
ях соответственно их относительным качествам, сообщая предметному
образу феноменальное бытие или обнаруживая этот образ актуально в
природной сфере. Согласно Соловьеву, без такого воплощения или
осуществления идеи в ощущениях, она сама не имела бы никакой
действительности в природном сознании человека, оставаясь исклю-
чительно в глубине метафизического бытия. "Итак, если истина поз-
нания определяется истиною предмета, истина же предмета состоит,
во-первых, в его действительности и, во-вторых, в его универсаль-
ности, то. рассматривая познание с этой первой точки зрения, то
есть со стороны действительности его предмета, мы нашли, что как
предмет в своей настоящей и полной действительности определяется,
во-первых, как безусловно-сущий; во-вторых, как некоторая неиз-
менная и единая сущность или идея и, наконец, в-третьих, как не-
которое актуальное бытие или явление, так соответственно и дейс-
твительное познание предмета определяется, во-первых, как вера в
безусловное существование предмета, во-вторых, как умственное со-
зерцание или воображение его сущности или идеи, и наконец,
в-третьих, как творческое воплощение или реализация этой идеи в
актуальных ощущениях или эмпирических данных нашего природного
чувственного сознания. Первое сообщает нам, что предмет есть,
второе извещает нас, что он есть, третье показывает, как он явля-
ется". Таким образом, внутренняя (мистическая) связь субъекта со
всем существующим выражается в тройственном существенном акте ве-
ры, воображения и творчества, тогда как внешнее (эмпирическое)
отношение субъекта к познаваемому выражается в его чувственном
опыте. Другими словами, мистический или божественный элемент как
знание о существе вещей осуществляется в природном элементе внеш-
него опыта как знания о явлениях, посредством рационального мыш-
ления, как знания общих возможных отношений между предметами. В
этой связи Соловьев задает себе вопрос, следует ли отсюда, что
нужно - это было бы, пожалуй, лучше всего, - просто вернуться на-
зад и восстановить сочинение Фомы Аквинского под названием "Summa
theologica" или же учение греческих отцов церкви как нормальную и
окончательную систему истинного знания, согласно уважительному
указанию некоторых русских писателей. Но на поставленный самому
себе вопрос Соловьев отвечает, что раз дано мышление и опыт, раз
познающий субъект относится ко всему не только мистически, но
также рационально и эмпирически, абсолютная истина должна прояв-
ляться и в этих отношениях. "Следовательно задача не в то, чтобы
восстановить традиционную теологию в ее исключительном значении,
а напротив, чтобы... ввести религиозную истину в форму свобод-
но-разумного мышления и реализовать ее в данных опытной науки,
поставить теологию во внутреннюю связь с философией и наукой, и
таким образом организовать всю область истинного знания в полную
систему свободной и научной теософии". Однако "для истинной орга-
низации знания необходима организация действительности. А это уже
есть задача не познания, как мысли воспринимающей, а мысли сози-
дающей или творчества".
В учении В.С.Соловьева идея единства человечества имеет глу-
боко религиозный смысл: она содержит в себе идеал целостной жизни
в его христианском понимании, - как жизни во Христе. Здесь Со-
ловьев продолжает традицию славянофилов и резко критикует атеис-
тический нигилизм, столь влиятельный во второй половине прошлого
века и подготовивший идейно русскую революцию. Но при этом и со-
ловьевская концепция единства человечества не лишена утопизма.
Здесь его творчество несет в себе печать эпохи. "Учение Соловь-
ева, - пишет автор одного из лучших исследований о Соловьеве
Е.Н.Трубецкой, - зародилось в насыщенной утопиями духовной атмос-
фере второй половины прошлого столетия... утопия социального ре-
форматорства, утопия национального мессианства, утопия посюсто-
роннего преображения вселенной..."
Вера в прогресс составляет предпосылку учения Вл. Соловьева
о человечестве как едином организме. Что же такое человечество в
его понятии? В своей ранней работе "Философские начала цельного
знания" Соловьев рассматривает человечество как единое существо -
субъект исторического развития. "Субъектом развития является
здесь человечество как действительный, хотя и собирательный орга-
низм. Обыкновенно, когда говорят о человечестве как о едином су-
ществе или организме, то видят в этом едва ли более, чем метафору
или же простой абстракт; значение действительного единичного су-
щества или индивида приписывается только каждому отдельному чело-
веку. Но это совершенно неосновательно. Дело в том, что всякое
существо и всякий организм имеет необходимо собирательный харак-
тер, и разница только в степени; безусловно же простого организ-
ма, очевидно, быть не может... Как собирательный характер челове-
ческого организма не препятствует человеку быть действительным
индивидуальным существом, так и собирательный характер всего че-
ловечества не препятствует ему быть столь же действительным инди-
видуальным существом. И в этом смысле мы признаем человечество
как настоящий органический субъект исторического развития". В ос-
нове такого подхода лежит убеждение философа в реальности всеоб-
щего.
Как и в немецком идеализме, общекосмический процесс перехо-
дит у Соловьева в исторический: "Космический процесс оканчивается
рождением натурального человека, а за ним следует исторический
процесс, подготовляющий рождение человека духовного". С той же
необходимостью, с какой природно-космический процесс рождает фи-
зического человека, исторический процесс рождает физического че-
ловека, исторический процесс должен завершиться становлением че-
ловека духовного; так преломляется у русского философа идея прог-
ресса в ее фихтеански-гегельянском варианте. Свободное решение,
свободный выбор и деятельность отдельного индивида здесь, в сущ-
ности, большой роли не играют. Исторический процесс сам по себе,
с внутренней непреложностью, ведет к торжеству добра.
В одной из самых поздних своих работ, в докладе, прочитанном
на собрании Петербургского философского общества по поводу сто-
летнего юбилея Огюста Конта (1898), Вл. Соловьев специально обра-
щается к теме человечества. Однако тезис о неделимости челове-
чества требует признать, что отдельно взятый человек не есть неч-
то субстанциальное, есть не действительность, а только возмож-
ность, которая для своего превращения в действительность требует
другого - государства, нации и т.д. С точки зрения Сольвьева, это
другое, высшее, не может быть единством государственным или наци-
ональным, ибо "нация в своей наличной эмпирической действитель-
ности есть нечто само по себе условное"; "она хотя всегда могу-
щественнее и физически долговечнее отдельного лица, но не всегда
достойнее его по внутреннему существу, в смысле духовном...".
Для обоснования тезиса о человечестве как едином живом орга-
низме, как о подлинной субстанции, Соловьеву нужно опровергнуть
достаточно устойчивое представление о том, что такой субстанцией
является отдельный человек, личность, наделенная разумом и сво-
бодной волей, способная различать добро и зло и нести ответствен-
ность за свои поступки и выбор.
Касаясь вопроса об абсолютности человечества, Соловьев заме-
чает: "Основатель "позитивной религии" понимал под человечеством
существо, становящееся абсолютным через всеобщий прогресс. И
действительно, человечество есть такое существо. Но Канту, как и
многим другим мыслителям, не было ясно, что становящееся во вре-