мени абсолютное предполагает абсолютное вечносущее... Истинное
человечество, как всемирная форма соединения материальной природы
с Божеством... есть по необходимости Бого-человечество и Бого-ма-
терия...".
Желая показать, как единичный человек, будучи абстракцией,
относится к человечеству, как подлинно реальному бытию, Соловьев
проводит интересную аналогию. "Никто не отрицает действительности
элементарных терминов геометрии - точки, линии, поверхностной фи-
гуры, объема, ...т.е. геометрического тела... Но в каком же смыс-
ле мы приписываем действительность этим геометрическим стихиям?
При сколько-нибудь отчетливом мышлении ясно, что они существуют
не в отдельности своей, а единственно лишь в определенных отноше-
ниях друг к другу, что их действительность исчерпывается... этою
относительностью, что они собственно и представляют только зак-
репленные мыслию простые отношения, отвлеченные от более сложных
фактов". Смысл аналогии между человеческим индивидом и геометри-
ческим объектом русский философ раскрывает следующим образом:
"Нельзя даже представить себе отдельно существующую геометричес-
кую точку, ибо, будучи по определению лишена всякой протяженнос-
ти, равняясь нулю пространства, она не имеет в себе ничего тако-
го, что бы обособляло ее или отделяло от окружающей среды...
Итак, точки, или элементы нулевого измерения, существуют не сами
по себе или отдельно взятые, а только в линиях и через линии".
Хотя аналогия между точкой и живым организмом, а тем более
наделенным разумом и самосознанием существом сама по себе доволь-
но рискованна, однако известное основание для такой аналогии
есть: как точка в геометрии, так и человек есть нечто неделимое.
Тут кроется очень непростая проблема - не только проблема единич-
ного и общего, но и проблема целого и части. В.С.Соловьев со всей
решительностью утверждает: "Целое первее своих частей и предпола-
гается ими". И в такой общей форме с этим трудно не согласиться.
В самом деле, любой живой организм - как простейший, так и самый
сложный, - первее своих органов и не составлялся из них чисто ме-
ханически, как куча кирпича из отдельных кирпичей. Но рассуждение
Соловьева, конкретизирующее этот бесспорный тезис, далеко не так
бесспорно: "Это великая истина, очевидная в геометрии, сохраняет
свою силу и в социологии. Соответствие здесь полное. Социологи-
ческая точка - единичное лицо, линия - семейство, площадь - на-
род, трехмерная фигура или геометрическое тело - раса, но вполне
действительное, физическое тело - только человечество. Нельзя от-
рицать действительность отдельных частей, но лишь в связи с их
целым, - отдельно взятые они лишь абстракции". Спору нет, человек
всегда живет в обществе, способ его физического существования,
характер удовлетворения потребностей, формы общежития и особен-
ности духовного мира формируется совместной деятельностью и обще-
нием людей. "Тело не слагается из точек, линий, фигур,а уже пред-
лагается ими, - пишет Соловьев, - человечество не слагается из
лиц, семей, народов, а предполагается ими".
Философ видит в человечестве в буквальном смысле индивидуум,
субстанцию, единое живое существо, более того - личность, точнее,
высшую из личностей, или Сверх-Личность. "Ясно, что речь идет не
о понятии, а о существе, совершенно действенном, и если не совсем
личном, в смысле эмпирической человеческой особы, то еще менее
безличном. Чтобы сказать одним словом, это существо - сверхлич-
ное, а лучше сказать это двумя словами: Великое Существо не есть
олицетворенный принцип, а Принципиальное Лицо, или Лицо-Принцип,
не олицетворенная идея, а Лицо-Идея".
В своем учении о человечестве как едином индивидууме В.С.Со-
ловьев возвращается к своему раннему увлечению - пантеистическому
учению Спинозы, которое стоит у истоков его философии всеединс-
тва". Единая, вечная и бессмертная субстанция - это, по Соловь-
еву, не человек, а человечество.
Русский философ оказался перед дилеммой, которую хорошо
сформулировал английский религиозный писатель К.С.Льюис: "Если
человек живет только семьдесят лет, тогда государство, или нация,
или цивилизация, которые могут просуществовать тысячу лет, - бе-
зусловно представляют большую ценность, чем индивидуум. Но если
право христианство, то индивидуум - не только, а несравненно важ-
нее, потому что он, человек, вечен, и жизнь государства или циви-
лизации - лишь мгновенье по сравнению с его жизнью". Приведем еще
одно рассуждение в том же духе, принадлежащее на сей раз перу
русского мыслителя. "Отдельная личность может достигнуть разреше-
ния своей задачи, реального осуществления своего назначения, по-
тому что она бессмертна, и потому что ей преподано ... разрешение
свыше, независимо от времени, места или племени, но это осущест-
вление лежит за пределами этого мира. Для коллективного же и
все-таки конечного существа - человечества - нет другого назначе-
ния, другой задачи, кроме разновременного и разноместного (т.е.
разноплеменного) выражения разнообразных сторон и направлений
жизненной деятельности, лежащих в его идее...". Эти слова принад-
лежат современнику В.С.Соловьеву Н.Я.Данилевскому.
Именно потому, что человек укоренен в трансцендентном, он по
своей ценности выше всякого имманентного образования. В этом -
истина христианского персонализма и его непреходящее значение. Та
ценность личности, на которой стоит и вместе с которой падает ев-
ропейское сознание неотъемлемых прав человека, уходит своими кор-
нями в убеждение, что существует бессмертная человеческая душа,
составляющая субстанцию каждого единичного человека. И, напротив,
отрицание этой субстанции, создание мифологемы человечества как
развивающегося имманентного Бога, в котором, как в Боге-Природе
Спинозы, нет места для свободы и самоопределения личности, порож-
дает условие для утопий, которыми так богат наш век.
В самом деле, как мы могли убедиться на собственном опыте, в
утопических идеологиях и движениях человек приносится в жертву
некоторой отвлеченной конструкции, нередко именуемой человечест-
вом отдельная личность, ее судьба, страдания и боль теряют всякое
значение перед лицом "прогрессивного развития" человечества в це-
лом, которое превращается в иллюзорный масштаб оценки всех явле-
ний и событий. К сожалению, этого рода утопическому сознанию от-
дал дань и замечательный русский философ В.С.Соловьев. И лишь в
последнем своем произведении, в "Трех разговорах", он, разочаро-
вавшись в своей утопии, намечает контуры иного подхода к истории.
Но этим новым замыслам уже не суждено было осуществиться из-за
преждевременной смерти мыслителя.
Личность Вл. Соловьева - большая, глубокая, широкая, даже
величественная, хотя в то же время до чрезвычайности сложная и
запутанная. Но во всей этой сложности была одна особенность - не-
угомонное стремление бороться с нелепостями и язвами окружающей
жизни. Однако из этого вечного недовольства окружающим и их этого
постоянного страстного стремления преодолевать несовершенства ок-
ружающей жизни сама собой вытекает еще одна идея, которую можно с
полным правом считать для Вл. Соловьева окончательной, итоговой и
заключительной. Это то, что можно назвать философией конца. В те-
чение всей своей жизни он только и знал, что наблюдал конец (это
видно из его диссертационных работ).
Можно, конечно, не верить в Бога, и в его откровение, так
же, как можно не верить во внешний мир и в его воздействие на ор-
ганы чувств человека. По Соловьеву, ответ на вопрос, какое из
этих двух неверий легче, зависит от характера и душевных склон-
ностей того или другого мышления. Но если он отвергает Бога и
откровение сверхприродной и сверхчеловеческой действительности,
тогда ему следует воздержаться от собственных метафизических
построений. Во всяком случае, очевидно, что от положительного ре-
шения метафизического вопроса - достаточно здесь напомнить о
констатации Соловьева, согласно которой материализм может быть
назван бессознательной метафизикой эмпиризма, - зависит оконча-
тельное значение всех других вопросов, не только биологического
но и духовного, и социального. Если это выразить в одном предло-
жении, жизнь души, отдельная от своего безусловного содержания и
окончательных целей, лишается всякого смысла!
Как бы то ни было, но не обратить внимание на то, что филосо-
фия Вл. Соловьева насквозь проникнута религиозной убежденностью и
глубокой верой в Бога, который, согласно первому посланию Иоанна
есть любовь, и не хотеть знать, что духовный ответ на эту божест-
венную любовь оказывается мотивом, побуждением и движущей силой
всего мышления Соловьева, совершенно невозможно. Ныне, когда над
человечеством нависла угроза самоуничтожения, необходимо преодо-
леть ценностный релятивизм и вернуться к традиционному пониманию
добра как единого для всех абсолюта. И сегодня является не только
законным, но и неотложным востребовать и допустить обсуждение
вопроса, что такое этот абсолют, точнее: кто есть этот абсолют и
в чем, следовательно, состоит идея наивысшего добра или блага в
традиционном понимании.
За столь короткий жизненный период В.С.Соловьев успел лишь наметить самые общие контуры своей теоретической философии, но по указанному пути пошла практически вся последующая философия Богопознания.
Философия цельного знания и человека, которую стремился создать В.С. Соловьев, исходит из признания необходимости развития как науки, так и философии, и теологии. Он доказывает, что при правильном взгляде они не противоречат друг другу, а взаимодопол-няют, давая необходимую материальную основу знанию, сообщая ему идеальную форму, получая абсолютное содержание и верховную цель. Выступая за развитие научного знания и искренне стремясь к развитию науки в России, философ все же считал, что она никогда не приведет человека к пониманию смысла Вселенной.