Смекни!
smekni.com

Ценности и смысл человеческого существования (стр. 2 из 4)

Объективность ценности не следует понимать как нечто мертвое, абсолютное, раз навсегда данное. Признание объективного характера ценности должно сочетаться с учетом ее историчности и относительно­сти на каждом конкретном этапе развития общества. Это значит: оставаясь объективной по своему содержанию, ценность сама развивается - она изменяется в зависимости от состояния социально-исторической практики, наличных общественных отношений, реального состояния пот­ребностей и интересов общества и социальных групп в данную эпоху и т.д. Сочетание здесь объективности и историчности образует крайне сложную диалектику относительного и абсолютного в ценностях. Ее ^.конкретное и наглядное выражение - соотношение ценностей общечело­веческих, групповых и индивидуально-личностных.

Из социально-деятельностной природы ценностей вытекает и их основная функция - быть социально значимыми ориентирами человечес­кой деятельности и поведения. А это вводит ценности в контекст ку­льтуры. Культура, как известно, есть мера социальности в человеке, показатель приобщенности его к совокупному опыту человечества во всех сферах деятельности, имеющему всечеловеческую значимость, или ценность. Так ценность предстает как явление культуры и сама куль­тура выступает как ценность. Следует, однако, видеть нетождествен­ность ценностей и культуры, то, что это разные явления с разными функциями. Как уже сказано, функция ценностей - обеспечивать чело­вечество социально значимыми ориентирами его жизнедеятельности, функция же культуры - накапливать совокупный социально-историчес­кий опыт, имеющий общечеловеческое значение, и передавать его /че­рез механизмы общения/ новым поколениям.

Ценность необходимо отличать от оценки. Как мы видели, цен­ность - это объективная характеристика деятельности и ее продуктов, оценка же - это отражение объективной ценности в сознании субъекта, и соотносятся они как объективное и субъективное, первичное и вто­ричное, оригинал и копия. Специфика оценки определяется как специ­фикой ее объекта /т.е. объективной ценности/, так и активностью ее субъекта, отражающего этот объект не пассивно, а внутренне заинте­ресованно, как личностно значимый именно для него. Такое перепле­тение в оценке объективного и субъективного и образует ее особую природу, отличающую оценку, например, от истины, а оценивающую де­ятельность - от научно-познавательной. В чек выражается это отли­чие?

Оценка структурно сложнее истины: если в познавательной дея­тельности, нацеленной на получение истины, главное - знание объек­та как такового, то в оценке, оценивающей деятельности отражается система "объект-субъект", т.е. и объект, и субъект в их внутренней соотнесенности. Отсюда множественность оценок одного и того же цен­ностного объекта /истина же, строго говоря, одна, хотя путей к ней может быть множество/. Эта множественность объясняется влиянием на оценку особенностей личности конкретного оценивающего субъекта - возрастных, образовательных, профессиональных, сословно-классовых, национальных и т.д. Сказывается также участие в акте опенки ие то­лько логических структур сознания, но и его чувственно-эмоциональ­ных уровней, уникально неповторимых у каждого индивида. Роль их не­одинакова: если первые "ответственны" за момент всеобщего в оцен­ках, за то, насколько в них отразился достигнутый в данном общест­ве общий уровень оценочной деятельности, то благодаря вторым оценка приобретает форму единичности, индивидуального своеобразия.

Но эту многозначность не следует толковать релятивистски, в духе равнозначности всяких оценок чего-либо, включая и полярные, что особенно важно подчеркнуть в молодежной среде, где весьма ак­туальна задача формирования развитой способности оценивания, назы­ваемой вкусом. Известная поговорка "о вкусах не спорят" верна лишь в определенных рамках; выходя за них, о вкусах спорить надо - тогда, когда сталкивается развитой вкус и неразвитый, здоровый и не­здоровый, современный и отсталый и т.д. Как обеспечить доказатель­ность в спорах о культуре быта и поведения, о моде, музыкальных вкусах"/ Спор надо вести по общим принципам, лежащим в основе оцен­ки, и уступить там, где он касается индивидуальных оттенков в оцен­ке.

Говоря об отличии оценки от истины, не следует упускать их внутреннее единство. Сама оценка, строго говоря, есть один из видов отражения действительности, а значит, и познания ее. "Отраже­ние ценности есть знание", - справедливо отмечает исследователь данной проблемы А.М.Коршунов /см. его работу "Диалектика субъекта и объекта в познании", М., 1982, с. 108/. Установлено: чем точнее оценка отражает реальные ценности, тем она ближе к объективной ис­тине, и в этом ее гносеологический статус. Степень адекватности оценок может быть различной, она зависит от индивидуальных особенностей конкретной личности, о чем ухе шла речь; оценка может давать­ся как на обыденном. так и на теоретическом уровне. В последнем слу­чае мы подходим к оценке как компоненту научного знания, а оно, стремясь к истине, широко пользуется оценками; особенно ценятся оценки, даваемые специалистами а данной области знания /экспертные оценки/. Их виды в науке различны - оценки, связанные с установле­нием утилитарно-практического значения природных материалов и эф­фективности изобретений - /в технических науках/, оценки самого зна­ния и закономерностей его развития /методология технических, есте­ственных и социально-гуманитарных наук/, оценки социальных явлений /общественные науки/, неодинакова и роль оценок в различных науках. В общественных науках она значительнее, поскольку оценка здесь пря­мо затрагивает социальные позиции субъекта, и еще большей мере роль оценки возрастает в таких формах общественного сознания, как мораль, искусство, религия. Их некоторые авторы даже относят к особой - оценочной - форме отражения, существующей наряду с наукой. Вопрос этот, облако, дискуссионный.

От раскрытия сущности ценностей перейдем теперь к характерис­тике видов ценностей и такого важного понятия, как "ценностная ори­ентация".

Сейчас в отечественной науке имеется несколько классификаций видов ценностей; строятся они на разных основаниях и по-разному от­вечают да вопрос, какие ценности считать высшими. Наиболее распро­странено деление ценностей на материальные и духовные. Материальные - это вещи производственно-технического /орудия и средства производ­ства/ и потребительского /продовольствие, одежда, жилище и т.д./ на­значения; духовные - это идеи: политические, правовые, моральные, эстетические, философские и религиозные; существуют в форме идеа­лов и установок, норм и эталонов, социальных проектов и принципов действия и т.д. два момента, по крайней мере, следует учесть, уясняя специфику материальных и духовных ценностей. Первый - разная роль "материальности": если для материальных ценностей она - их сущест­венная и определяющая характеристика, главная носительница и выра­зительница их функций /например, природные свойства вещей, исполь­зуемых в производственном процессе или подлежащих непосредственно­му потреблению/, то "материальность" духовных ценностей - это лишь способ воплощения определенного идейного содержания и передачи его читателю, зрителю, слушателю и т.д. /книга научного содержания, ху­дожественная картина, свод государственно-правовых актов и др./. о первым тесно связан второй момент - различия в способах потребления: если материальные ценности в процессе потребления поглощаются и аннигилируются, то "потребление" ценностей духовных не ведет к их аннигиляции, делая их подчас "вечными", т.е. неисчерпаемые /напри­мер, ценности искусства/.

Несомненен приоритет духовных ценностей" над материальными, ин вытекает из самой сущности человека как существа не только биологи­ческого, но и социального, обладающего высокоразвитым сознанием и потому живущего "не хлебом единым", т.е. не одной лишь заботой о материальных благах. Они необходимы, но - лишь как непременное ус­ловие жизни, наполненной подлинно человеческим смыслом, а он обре­тается прежде всего в духовной сфере, концентрирующей в себе высшие потребности и интересы человека и человечества.

Особенно это стало очевидным в наше время, когда резко обозна­чился кризис техногенной цивилизации с ее главной ценностной уста­новкой на безудержный рост потребления и погоню за комфортом. В итоге - отравленная окружающая среда, истощение природных ресур­сов, "болезни века" /среди них особенно опасные - наследственные/ и т.д.

Мыслью о предпочтительности именно духовных ценностей продик­тована классификация ценностей, предлагавшаяся в свое время В.П.Тугариновам. Он разделил все ценности на "ценности жизни" /это ути­литарные, или экономические ценности/ и "ценности культуры" /эти­ческие и эстетические/. Принимая эту классификацию как одну из воз­можных, следует отметить, что различие между материальными и духов­ными ценностями нельзя абсолютизировать, ибо, в сущности, все цен­ности без исключения имеют "духовную" функцию, поскольку в конечном счете "работают" на универсальное развитие личности /с учетом, ес­тественно, указанных выше двух моментов/. Так, и вещная среда /т.е. совокупность материальных ценностей/, если она организована должным образом /по рекомендациям, например, современного дизайна/, может в значительной мере духовно воздействовать на человека, развивать его. И наоборот, недоброкачественные духовные продукты /типа "чернухи" и "порнухи"/ снижают ценностный потенциал личности, духовно растлевают ее.