Смекни!
smekni.com

Ценности и смысл человеческого существования (стр. 1 из 4)

Лекция 13.ЦЕННОСТИ И СМЫСЛ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

В данной теме следует уяснить, почему в ваше время возрос ин­терес к проблеме ценностей, раскрыть содержание понятий "ценность", "ценностное отношение", "оценка", "ценностная ориентация", охарак­теризовать виды ценностей, особо выделив вопрос об общечеловеческих ценностях и ценностях личности; завершит тему рассмотрение места ценностей в понимании смысла человеческого существования.

Теория ценностей - тема весьма важная и теоретически, и прак­тически, но для современной отечественной философии достаточно мо­лодая. Первая обстоятельная работа "Проблема ценности в философии" вышла в 1966 году /изд. М.-Л./, в учебниках она еще не нашла дол­жного освещения /во "Введении в философии", М., 1989 она вообще отсутствует/.

И тому есть серьезные социальные причины. Господствовавшая в нашей стране командная система жестко регламентировала деятель­ность людей во всех сферах жизни, вместо творчества как свободно­го самопроявления личности насаждалась ориентация на указания "сверху", личность тотально подавлялась, включая и ее ценности. В итоге - внутренняя инертность личности, ее социальная апатия, слепая вера в авторитеты, невнимание к смыслу /высшему человечес­кому смыслу/ своей деятельности, к тем целям, нормам и идеалам,. к которым объективно могут -привести ее результаты. А это - почва для подмены подлинных ценностей их фальшивым подобием, а то и ан­тиценностями, в качестве которых выступают стяжательство, зависть, бездуховность, аморализм, конформизм, холопство и т.д.

В условиях переходного периода, переживаемого нашей страной, ситуация с ценностями пока радикально не улучшилась. Более того, в некоторых аспектах даже ухудшилась, поскольку потерпела крушение прежняя система ценностей, основанная на тоталитарной идеоло­гии и имевшая общегосударственный статус, во она не была заменена новой, которая, основываясь на принципиально иных, гуманистических началах, была бы столь же всеохватывающей и влиятельной, как преж­няя. Отсюда, расколотость общества, социальная нестабильность, уг­лубление деморализации населения, ибо нет единой, объединяющей всех платформы, нет той интегрирующей основы, в качестве которой и выступают обычно ценностные системы - по отношению как к отдель­ной личности, так и к обществу в целом. Это, конечно, не единст­венная причина указанных кризисных явлений, но - одна из важнейших.

Что же под ценностью понимает философия? Подходы к проблеме ценности наблюдались уже в античные времена, но ее развернутая те­оретическая разработка начинается во второй половине XIII века и интенсивно ведется в Х1Х-ХХ вв. впервые четко разграничил мир су­щего /что есть в реальности/ и мир должного /того, что должно быть, мир ценностей, нормативных идей разума/ И.Кант, а позже неокантианцы создали аксиологию, или учение о ценностях. Их линию продол­жили феноменологи /Э.Гуссерль, М.Шелер/ и экзистенциалисты, боль­шое внимание ценностям уделяли также представители "философии жиз­ни" /Ф.Ницше, В.Дильтей, Г.Зиммель/, персонализма, неотомизма в т.д.

В советской философской науке аксиологическая проблематика долгое время либо вовсе игнорировалась, либо полностью отдавалась на откуп идеалистической философии, поскольку именно в ее лоне эта проблематика разрабатывалась по преимуществу. В 60-х же годах, стремясь глубже осмыслить специфику социального познания, а в бо­лее широком плане - диалектику соотношения науки и идеологии, тео­ретического и духовно-практического способов освоения действительности, советская философская мысль намечает первые контуры марк­систской аксиологии. В последующем это исследовательское направление расширяется и углубляется, выходя на развернутый анализ таких проблем, как ценность и культура, ценности, нормы и идеалы, ценнос­ти классово-групповые и общечеловеческие, ценность в свобода лич­ности, проблема ценностных ориентации и т.д. При этом поиск ведет­ся в русле жесткого противопоставления марксистской и "буржуазной" аксиологии, которое, впрочем, в постсоветские годы снимается, ус­тупая место принципу взаимодополнительности и взаимообогащения.

Различия, однако, имеется. Кратко позиция аксиологов Запада такова. Ценности, полагают они, - это такие общезначимые принципы, которые определяют направленность действий и поступков людей, их внутреннюю мотивацию. За этими принципами, по их мнению, не стоят объективные свойства эмпирического мира, это требования, нормы и Идеала, обращенные к сознанию людей и из их же сознания черпаемые. Ко как тогда обосновать общезначимость ценностей, если у них нет в самом бытии объективной основы';' это делается путем соотнесения таких фундаментальных общечеловеческих ценностей, как истина, доб­ро, красота, правопорядок, справедливость, любовь, милосердие и т.д. с общечеловеческой культурой, носителем которой является не индивидуальный, а надындивидуальный субъект, или "сознание вообще", воплощающее в себе указанные выше нормы и идеалы. Именно их надиндивидуальность, т.е. социальность, свидетельствующая, в конечном счете, о степени свободы человека и человечества, и определяет отношение к ним как к имеющему ценность или обладающему ценностью. Ценность же, по определению, не допускает к ней корыстный, узко­эгоистический подход, ценностное отношение - это отношение беско­рыстное, даже сакральное, священное, ибо ценности - это святыни.

Указывается при этом на универсализм ценностей, на то, что они имеют отношение практически ко всем сферам жизнедеятельности человека. А также - на их нормативный, общеобязательный характер, позволяющий сплачивать на этой основе как малые социальные группы, так и больше, вплоть до общества в целом - ведь за ценностями сто­ит культура как всеобщий показатель "нормы" во всем как и необходимое условие достойного существования человечества.

Но - подчеркивание сверхэмпирической, метафизической, даже чисто умозрительной природа ценностей, того, что в самом бытии у них нет "земной" основы и что источник их - либо в воле человека /В.Виндельбанд/, либо в его чувствах /М.Шелер/, превращало ценности в некие априорные и вечные сущности, оторванные от реального мира и средствами науки непостижимые. Такой взгляд абсолютно про­тивопоставляет научное и ценностное освоение мира, разрывает дей­ствительность /это царство "железной" необходимости, сфера принуж­дения и социального манипулирования, т.е. мир глубоко враждебного человеку отчуждения/ и свободу /мир ценностей, непринужденного вы­бора человеком достойного образа жизни/, а сами ценности представ­ляет как нечто предшествующее бытию и "оживающее" лишь благодаря личной свободе. Такова, к примеру, позиция экзистенциалистов; у нее имеется реальная основа, хотя и неадекватно истолкованная /по­нимание реальности как мира только отчуждения, которое экзистенци­алисты, будучи гуманистами, решительно отвергают/.

И отличительная особенность советской аксиологии, ориентиро­ванной на марксизм, - сосредоточение внимания на доказательстве ис­торизма и "земного" характера ценностей, их тесной генетической связи с реальным историческим процессом, с развитием общества. И доказывается это в русле социально-деятельностного подхода.

В итоге ценность раскрывается как социальный продукт, причем продукт не только социального сознания /западные аксиологи/, но прежде всего социальной предметно-практической деятельности. По со­держанию же ценность - это значение, значимость того или иного яв­ления /социального или природного/ для жизнедеятельности человека, та объективная функция /роль/, которую оно играет в ней. Зависит же эта значимость явления для человека от его потребностей и интересов, на удовлетворение которых направлена его деятельность, а они исто­рически изменяются и развиваются, внося аспект изменяемости и в са­ми ценности, о чем мы еще скажем.

Что значит установить ценностное отношение а явлению, обнару­жить его ценность? Это значит конкретно - отнести данное явление к полезным или вредным, добрым или злым, справедливым или несправед­ливым, истинным или ложным, красивым или безобразным, трагическим или комическим, возвышенным или низменным, приносящим счастье или несчастье и т.д., выявив тем самым его значимость для человека.

Выходит, значимость и ценность - одно и то же? Нет, ценность - это лишь положительная значимость, т.е. такая связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а объективно способно удовлетворить сложившуюся потребность челове­ка оформившуюся в виде определенного интереса и цели. Иначе говоря, ценность - это свойство объекта, ценимое субъектом именно за его способность отвечать интересу, поставленной цели.

Но, во-первых, и интерес, и поставленная цель могут быть раз­ными, даже диаметрально противоположными, а потому могут обернуть­ся созданием как ценности, так и антиценности /расхожий пример -космический корабль или газовая камера/. Действительной ценностью будет то, что соотносимо с историческим прогрессом, так или иначе "работает" на него, его выражает, но - с таким прогрессом, который непременно сочетается с реальным саморазвитием и самосовершенство­ванием человека, т.е. заключает в себе гуманистическое содержание. И во-вторых - ценности надындивидуальны, их отдельный индивид может осознавать, не осознавать, осознавать, но неадекватно, что мы пока­жем при рассмотрении соотношения ценности и оценки.

Надындивидуальность ценностей возвращает нас к вопросу об объ­ективности ценностей. Ценность объективна, ибо в ценности, ценност­ном отношении человек реализует себя как субъект преобразующей деятельности, протекающей в рамках определенных общественных отноше­ний, а они объективны. Оказанная же выше ссылка на потребности и интересы как непосредственные детерминанты ценностей не должна сму­щать, поскольку речь идет об объективных нуждах общества, социаль­ной группы, отдельной личности. Содержащиеся в потребностях и инте­ресах этих социальных субъектов объективные нужды - показатель то­го, что в этих потребностях и интересах имеется объективное содер­жание, хотя и выступающее в субъективной форме - в форме явлений нашего сознания. Здесь налило аналогия с истиной, которая объектив­на по содержанию и субъективна по форме.