В современном мире можно выделить ряд набирающих силу процессов, которые в определяющей степени способствуют преодолению глобальных кризисных ситуаций.
Это, во-первых, информационная (компьютерная) революция как технико-технологическая основа возможного объединения человечества.
Во-вторых, утверждение в качестве доминирующего типа хозяйственных отношений рыночной и, как правило, социально
ориентированной экономики.
В-третьих, становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике.
В-четвертых, экуменические (объединительные) процессы духовной жизни, как в религиозном, так и в светском варианте.[420]
К этому можно добавить возрастающую роль в решении глобальных проблем научно-технического прогресса. Развитие науки и техники в интересах человека определяет гуманистический вектор устремлений, направленных на преодоление осложнений общепланетарного характера, угрожающих нашей цивилизации. Единство научного, социального и гуманистического подходов к глобальным проблемам служит методологическим ориентиром их успешного решения.
ХХ век завершился беспрецедентной по масштабам встречей лидеров (президентов, премьер-министров, королей, шейхов, эмиров, султанов и т.д.) более 150 государств мира. Проходившая в Нью-Йорке под эгидой ООН историческая встреча глав государств и правительств получила название «Саммита тысячелетия». На этой встрече были обсуждены жизненно важные проблемы, имеющие значение для всего человечества, которое вступило в принципиально новую эру глобализации. Главной задачей «Саммита тысячелетия» было продемонстрировать, что мировое сообщество осознает остроту тех глобальных проблем, с которыми оно сталкивается на рубеже второго и третьего тысячелетий, и готово серьезно реагировать на эти проблемы, искать их эффективные решения.
Мировой форум завершился принятием «Декларации тысячелетия», в которой лидеры стран нашей планеты заявили о своей решимости сделать все возможное, чтобы избавить человечество от войн, нищеты и экологической катастрофы. В «Декларации» была также выражена всемерная поддержка развития демократии и прав человека во всех странах без исключения. Подчеркнув огромную роль Организации Объединенных Наций в решении этих задач, мировые лидеры, вместе с тем, высказались за необходимость ее реформирования с тем, чтобы повысить эффективность этой международной организации, обеспечить новый мощный импульс в ее деятельности (имеется в виду возможное расширение Совета Безопасности, пересмотр механизмов осуществления миротворческих операций в «горячих точках» планеты и т.д.). В результате ООН будет способна ответить на вызовы XXI века.
[1] В данном разделе автор опирался на монографию А.В.Потемкина «О специфике философского знания». Изд-во Рост.ун-та,1973.
[2] Цит. по Зубов В.П. Аристотель. Изд-во АН СССР, М., 1963. – С.33.
[3] Хайдеггер М. Что такое – философия// Вопросы философии. 1993, №8. – С.118.
[4] Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. М., Мысль, 1974. – С.84.
[5] Платон. Соч.в 4т. Т.4. - М.: Мысль, 1994. - С.625-627.
[6] Антология мировой философии в 4т. Т.1. – М.: Мысль, 1969. – С.354-355.
[7] Сенека Л.- А. Нравственные письма к Луцилию. Трагедии. – М.:Худ.лит.; 1986. – С.55-56.
[8] Декарт Р. Соч. в 2т. Т.1. – М.:Мысль, 1989. – С.301-302.
[9] Кант И. Трактаты и письма. – М.:Наука, 1980. –С.322-333.
[10] Бердяев Н.А. Философия свободного духа. – М.:Республика, 1994. – С.230-232, 238.
[11] Ортега- и – Гассет. Что такое философия? – М.:Наука, 1991. – С.80-81, 96-97, 108-109.
[12] Рассел Б. История западной философии. В 2т. Т.1. – Новосибирск: Изд-во Новосиб.ун-та, 1994. –С.11-12
[13] Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М.: Республика, 1994. – С.500-501.
[14] Рорти Р. Философия и будущее// Вопросы философии. – 1994, №6. –С.29-30.
[15] Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1. – М.: Политиздат, 1989. С.23.
[16] Рорти Р. Философия и будущее// Вопросы философии. –1994,№6. – С.30.
[17] Традиционное общество – общество допромышленное, т.е. древнее и средневековое, общество, в котором господствуют обычаи и традиции прошлого.
1 Цит. по: Льюис Дж. Г. Античная философия: от Фалеса до Сократа. Минск, 1997. С. 11.
1 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С.3 38-339.
[18] О суде над Сократом рассказывает Платон в диалоге «Апология Сократа».
[19] Платон. Лахет. Собр.соч. в 4-х т. Т.1. М., 1990. С.277-278.
[20] Платон. Пир. Собр.соч. в 4-х т. Т.2. М., 1993. С.216.
1 Термин "онтология" в переводе с греческого означает "учение о бытии", а "онтологизм", соответственно, - философский подход с позиций этого учения.
1 См.: История философии в кратком изложении. Перевод с чешского. М., 1994. С. 196.
1 В античном смысле под диалектикой понимали искусство ведения философской беседы, спора.
2 См.: История античной диалектики. М., 1972. С. 32-33.
[21] См.: История античной диалектики. С.35.
[22] См.: Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т.1. М., 1963. С.450.
[23] Хрестоматия по истории Древнего Востока: учеб.пос. В 2 ч. – М.: Высш.шк.; 1980. Ч.2. С.186.
[24] Древнекитайская философия. Соч.: В 2 т. – М.: Мысль, т.1. 1972. С.178-179.
[25] Померанцева Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве. – М.: Изд-во МГУ, 1979. С.35.
[26] Там же. С.44.
[27] Там же. С.66.
[28] Антология даосской философии. – М.: Наука, 1994. С.87, 89.
[29] Там же. С.78.
[30] Там же. С.28.
[31] Личность в традиционном Китае. – М.: Наука, 1992. С.142.
[32] Там же. С.143.
[33] Там же. С.144.
[34] Там же. С.150.
[35] Древнекитайская философия. Соч.: В 2 т. – М.: Мысль, т.1. 1972. С.131.
[36] Конфуций. Изречения. – М.: Изд-во МГУ, 1994. 2,4.
[37] Там же. 3,24.
[38] Там же. 12, 11.
[39] Там же. 1,7.
[40] Там же. 16,9.
[41] Там же. 7,16.
[42] Там же. 17,19.
[43] Там же. 6,17.
[44] Там же.5,13.
[45] Там же. 4,5.
[46] Там же. 5,27.
[47] Там же. 15,13.
[48] Там же. 4,5.
[49] Там же. 1,5.
[50] Семененко И.И. Афоризмы Конфуция. – Изд-во МГУ. 1987. С.178.
[51] Афоризмы Конфуция. 15,5.
[52] Древнекитайская философия. Т.1. С.170.
[53] Афоризмы Конфуция. 12,1.
[54] Там же. 13,19.
[55] Там же. 1,11.
[56] Там же. 2,7.
[57] Антология даосской философии. С.36.
[58] Из истории культуры средних веков и Возрождения. – М.: Наука, 1976. С.27.
[59] Тертулиан. Избранные сочинения. – М.: Изд.группа Прогресс, Культура, 1994. С.33.
[60] Там же.
[61] Честертон Г.К. Вечный человек. – М.: Политиздат, 1991.
[62] Светоний Г. Жизнь двенадцати цезарей. – М.: Изд-во «Правда», 1988. С.208.
[63] Там же. С.209.
[64] Из истории культуры средних веков и Возрождения. С.37.
1 от слова "теология", что означает - богословие (teos в переводе с греческого - Бог).
1 Гревс И.. Августин // Христианство. Энциклопедический словарь. Т.1. М., 1993. С. 17.
2 от греческого слова "scholasticos" - школьный.
1 См. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 142.
1 От греческого слова "anthropos" - человек.
1 От греческого слова "empåiria" - опыт.
1 Термин "индукция" в переводе с латинского - наведение.
1 От латинского "rationalis" - разумный.
2 "Дедукция" в переводе с латинского - выведение.
[65] Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т.1. М., 1989. С.269.
[66] Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. М., 1965. С.61.
[67] Сенсуализм (от латинского «sensus» - чувство) – учение, признающее ощущение единственным источником познания.
1 Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. М., 1957. С. 362.
1 Монизм (от греческого "monos" – один, единственный) - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется при помощи единой субстанции - материальной либо духовной.
1 Термин "монада" в переводе с греческого означает "единое" или "единица".
2 Лейбниц Г. - В. Сочинения. В 4-х т. Т.1. М., 1983. С. 53.
1 Беркли Дж. Сочинения. М., 1978. С. 172.
2 Антология мировой философии. В 4-х т. Т.2. М., 1970. С.518-519.
1 Юм Д. Трактат о человеческой природе. Минск, 1998. С. 201.
1 Гольбах П.А. Избранные произведения. В 2-х т. Т.1. М., 1963. С. 59.
1 Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т.1. М.-Л., 1950. С. 173.