2 Там же. Т. 5. С. 574.
3 Там же. Т. 5. С. 383.
[68] Там же. Т.2. С.203.
[69] Там же. Т.1. С.79: 81.
[70] Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М., 1952. С.294.
[71] Там же. С.297-298.
1 Кант И. Критика чистого разума. Симферополь, 1998. С. 52-53.
2 Там же. С. 57.
[72] Там же. С. 52.
1 См. Кант И. Сочинения. В 6 т. Т. 5. М., 1965. С. 260.
2 Кант И. Указ соч. Т. 4. Ч. 2. С. 79.
1 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., 1974. С. 420.
2 Там же. С. 424.
1 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. М., 1975. С. 43
2 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. М., 1977. С. 371.
1 Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логика. С. 208.
[73] Фейербах Л. История философии. В 3 т. Т. 3. М., 1974. С. 373.
[74] Там же. С. 389.
[75] Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. Т. 2. М., 1955. С. 42.
[76] Там же. С. 685.
[77] Там же. Т. 1. С. 190.
1 Там же. Т. 1. С. 621.
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 6-7.
2 Там же. С. 7.
3 Там же.
[78] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 3.
[79] Маркс К. и Энгельс Ф. Избр. Соч. Т. 2. С. 65.
1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 32. С. 456.
2 Творец (прим. редактора).
3 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 21.
1 Даже выдающийся древнегреческий диалектик Гераклит выделял повторяемость воспламенений и угасаний огня, являющегося, как уже отмечалось, по его мнению, первоосновой мира. Гераклиту приписывается также учение о так называемом "мировом годе", который длится 360 сменяющих друг друга поколений людей, а затем все возвращается к исходной стадии и все ступени жизни вновь повторяются от начала и до конца.
[80] Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 12.
[81] протисты - одноклеточные организмы (прим. ред.)
[82] Там же. С. 354-355.
[83] Шопенгауэр А. Собрание сочинений в пяти томах. Т.1. М.: «Московский клуб», 1992. С.54.
[84] Там же. С.298-299.
[85] Там же. С.340.
[86] Там же. С. 363.
[87] Цвейг С.Казанова, Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд. – М.: Интерпракс. 1990. С.113-114.
[88] «Заратустра» – происходит от «Зороастр», имени пророка и реформатора древнеиранской религии, получившей название зороастризма. Время жизни Зороастра относят к X-VII векам до н.э.
1 Чаадаев П.Я. Апология сумасшедшего // Русская идея. М., 1992. С. 45.
1 Пушкин А.. Письмо П.Я. Чаадаеву // Русская идея. М., 1992. С. 51.
1 Там же.
1 Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея. М., 1992. С. 63.
[89] Белинский В.Г. Россия до Петра Великого // Русская идея. М., 1992. С. 75.
[90] Герцен А.И. Былое и дума. Л., 1946, с. 66.
1 Чернышевский Н.Г. Сочинения в двух томах. Т. 2. М., 1987. С. 304.
1 Там же. С. 166.
1 Там же. С. 215-216.
1 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в пяти томах. Т. 2. М., 1956. С. 333.
2 Там же. С. 246-247.
1 Соловьев В.С. Сочинения. В 2 т. Т. 2. М., 1990. С. 219.
1 Там же. С. 246.
1 Новиков А.И. История русской философии. С-Пб. 1998. С. 221.
1 Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. М., 1996. С. 248-249.
1 Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989. С. 254-255.
1 Ильин И.А. Наши задачи. Статьи. 1948-1954 гг. В 2 т. Т. 1. Париж, 1956. С. 312.
1 Ленин В.И. Полн. Собр. Соч. Т. 18, с. 152-153.
1 Телеология (греч. teleos – цель, logos – учение) – религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.
[91] Бухарин А.И. Избранные произведения. М., 1988. С. 41.
[92] Там же.
1 Эпистемология (от греч. “episteme” – знание, “logos” – учение) – философско-методологическая дисциплина, в которой исследуется знание как таковое, его строение, структура, функционирование и развитие.
1 Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998. С. 409.
2 См.: Там же. С. 422-423.
1 Иррационализм – философское учение, настаивающее на ограниченности познавательных возможностей разума, мышления и считающие основным инструментом познания интуицию, инстинкт, чувство и т.п.
1 Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 129.
1 См.: Зотов А.Ф., Мельвилью К. Западная философия ХХ века. С. 298-301.
[93] Киссель М.А. Экзистенциализм // Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 388-391.
[94] Камю А. Миф о Сизифе; Бунтарь. Минск, 1998. С. 531.
[95] См.: Гайденко П.П. Дильтей // Современная западная философия. Словарь. М., 1991. С. 96-97.
[96] См.: Румянцева Т.Г. Дильтей // Новейший философский словарь. Минск, 1999. С. 218-221.
[97] Гадамер Х.Г. Истина и метод. М., 1988. С. 40.
[98] Гадамер Х.Г. Актуальность прекрасного. М., 1993. С. 44.
[99] Эйнштейн А. Влияние Максвелла на развитие представлений о физической реальности /Собрание науч.трудов: В 4 томах. М., 1967.Т.2.С.136.
[100] Герц Г. Принципы механики, изложенные в новой связи/ Жизнь науки: Антология вступлений к классике естествознания/ Составитель и автор биографич.очерков С.П.Капица. Ответ.ред.Л.А.Арцимович. М., 1973. С.208.
[101] Планк М. Смысл и границы точной науки/ Вопросы философии,1958,№5.С106.
[102] Степин В.С. Идеалы и нормы в динамике научного поиска/ Идеалы и нормы научного исследования. Редактор – составитель В.С.Степин.Минск, 1981. С.11.
[103] Вязовкин В.С. Материалистическая философия и химия. Химическая картина природы и ее эволюция. М., 1980. С.53.
[104] Кун Т. Структура научных революций. Пер. с англ. М., 1975. С.11.
[105] Цит. по: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С.135.
[106] Там же. С.134.
[107] См.: Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. С.143-144.
[108] Космология – учение о Вселенной.
[109] Цит. по: Азерников В.З. Неслучайные случайности. Рассказы о великих открытиях и выдающихся ученых. М., 1972. С.14-15.
[110] Маркс К, Энгельс Ф. Соч.Т.7.С.360-361.
[111] Де Бройль Л. По тропам науки. М., 1962.С.9.
[112] Цит. по: Бернал Дж. Наука в истории общества. М., 1956.С.223.
[113] Маркс К., Энгельс Ф. Соч.Т.20.С.347.
[114] Бруно Джордано. О бесконечности, Вселенной и мирах. М.: ОГИЗ, 1936.С.160.
[115] Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.С.8.
[116] Там же. С.10.
[117] Спустя 350 лет после смерти Галилея, в октябре 1992г., он был реабилитирован католической церковью, его осуждение было признано ошибочным, а учение – правильным. Глава римско-католической церкви папа Иоанн-Павел II заявил при этом, что церковь не должна выступать против науки, а наоборот, должна поддерживать научный прогресс (из телевизионной информационной программы «Время», 31 октября 1992г.).
[118] Цит. по: Седов Л. И.Галилей и основы механики. М., 1964, С.36-37.
[119] Система научных и философских взглядов Декарта получила название картезианства, поскольку Декарт подписывал свои сочинения латинизированной формой своей фамилии – Картезиус.
[120] Существует легенда о знаменитом яблоке, падение которого с дерева будто бы навело Ньютона на мысль о законе всемирного тяготения. Но эта легенда имеет различные толкования. Стукелей – друг Ньютона – утверждал, что якобы сам Ньютон рассказал ему эпизод с яблоком, который и помог ему открыть закон всемирного тяготения. А другой друг Ньютона, Пембертон, считал, что Ньютон, возможно, специально выдумал историю с яблоком, чтобы отделаться от не в меру любопытных собеседников типа Стукелея.
[121] Бернал Дж. Наука в истории общества. С.267.
[122] Юкава Х. Лекции по физике. М., 1981. С.40.
[123] Вавилов С.И. Исаак Ньютон. М., 1989. С.117.
[124] Бернал Дж. Наука в истории общества. С.266.
[125] Цит. по : Бернал Дж. Наука в истории общества. С.265
[126] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.19. С.202.
[127] Метафизику Нового времени не следует путать с аристотелевской метафизикой, о которой говорилось ранее. Это – совершенно разные понятия. Метафизический метод в естествознании XYI-XYIIв.в. является методом, противоположным диалектическому.
[128] Маркс К., Энгельс Ф. Соч., Т.19. С.203.
[129] Цит. по: Алексеев В.П. От животных к человеку. М., 1969. С.7.
[130] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20. С.351.
[131] Необулярный (от лат. nebula - туман) буквально означает: «относящийся к туманности».