Смекни!
smekni.com

Ранний этап формирования религиозной традиции даосизма на материале Дао Дзена (стр. 1 из 6)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

На правах рукописи

Филонов Сергей Владимирович

РАННИЙ ЭТАП ФОРМИРОВАНИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ ТРАДИЦИИ ДАОСИЗМА (НА МАТЕРИАЛЕ “ДАО ЦЗАНА”)

Специальность 09.00.06 – “Философия религии”

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата философских наук

Санкт-Петербург - 2000

Диссертация выполнена на кафедре философии и культурологии Востока философского факультета СПбГУ

Научный руководитель: - доктор философских наук
профессор Торчинов Евгений Алексеевич
Официальные оппоненты: - доктор филологических наук
главный научный сотрудник СПФ ИВ РАН
Меньшиков Лев Николаевич
- кандидат философских наук
доцент Смирнов Михаил Юрьевич
Ведущая организация: - Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)

Защита состоится “___” ________ 2000 г. в _____ часов на заседании Диссертационного совета К 063.57.18. по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук в Санкт-Петербургском государственном университете по адресу: 199034 Санкт-Петербург, Менделеевская линия, д. 5, философский факультет, ауд. ____.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке имени А.М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета

Автореферат разослан “” 2000 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета

кандидат философских наук,

доцент

Тульпе И.А.

Актуальность темы. Интерес европейской синологии к парадоксам даосской философии, отраженной в трактатах “Даодэцзин” и “Чжуан-цзы”, насчитывает не одну сотню лет. После работ нашего соотечественника В.П.Васильева, увидевших свет во второй половине прошлого века, и исследований француза А.Масперо, пришедшихся на середину нашего века, научной общественностью была осознана настоятельная необходимость изучения и даосской религии.

Интенсификация даологических исследований вызвана объективными причинами. В настоящее время специалисты склоняются к мысли, что даосизм в наибольшей степени отразил этнопсихологические особенности китайского народа. Конфуцианство, занимаясь политической и нравственной проблематикой, в основном было связано с правящей элитой и внешними формами проявления стереотипов поведения, в то время как духовная жизнь преобладающей части китайского общества - крестьян, ремесленников и торговцев - находилась всецело в сфере влияния даосизма. Идеи такого рода, впервые выдвинутые на уровне гипотезы еще в 20-е гг., объясняют актуальность изучения философии религии на конкретном материале китайской религиозной традиции. Без знания даосизма мы вряд ли сможем правильно понимать историческую динамику и содержание китайской культуры, адекватно оценивать и надлежащим образом реагировать на действия современных носителей этой традиции, а также устанавливать межцивилизационные контакты на должном для наших великих народов уровне.

Изучение философских и религиозных аспектов даосизма напрямую связано с введением в научный оборот источников. Главным собранием даосских текстов является “Дао цзан” (Даосский Канон), сохранившийся вариант которого включает почти пять с половиной тысяч цзюаней (томов). “Дао цзан” представляет собой хаотичное собрание, многие тексты которого не датированы и никак не квалифицированы. В связи с этим особую значимость приобретает реконструкция ранней истории “Дао цзана”, анализ принципов его организации и выделение в его составе текстов периода становления даосской религиозной доктрины. Все это будет способствовать созданию надежной источниковедческой базы, позволяющей предметно анализировать процессы оформления “даосской” составляющей в китайской культуре и изучать особенности формирования даосской философии и религии в контексте истории китайской цивилизации.

Исследование “Дао цзана” имеет особую значимость для изучения культурологических проблем даосизма, поскольку содействует выявлению общего и особенного даосской традиции, определению ее места в истории китайской книги, в истории китайской идеологии и, по большому счету, в структуре китайской духовной цивилизации. Актуальность изучения данных проблем обусловлена настоятельной необходимостью дальнейшего углубления наших знаний о китайской культуре, которую мы и сегодня, даже несмотря на накопленный огромный фактический и аналитический материал, не знаем в той степени, которая подобает этой жемчужине мирового духовного опыта человечества.

Степень разработанности темы. Данное исследование носит комплексный характер. В ходе работы диссертант опирался, во-первых, на труды отечественных и зарубежных специалистов, посвященные даосизму - как его философии, так и сформировавшейся в первые века новой эры религии; во-вторых, на исследования в области истории китайской книги и библиографии; в-третьих, на работы, непосредственно затрагивающие историю и организацию Даосского Канона.

Исследования в области даосизма представлены в отечественной науке большим количеством трудов. Уже в 19 веке важной вехой в этом научном направлении стали работы В.П.Васильева (1818-1900), который первым из российских ученых поставил задачу изучения текстов “Дао цзана” и наметил основы методологии даологии и даоцзановедения[1][1].

Стремительный взлет синологической школы академика В.М.Алексеева (1881-1950) поднял изучение даосизма в нашей стране на подобающую для современной науки высоту. К.К.Флуг и Ю.К.Щуцкий открыли такие научные направления, как история даосизма и история даосской книги. В 1950 г. выходит первый отечественный научный перевод “Даодэцзина” с обширной историографической частью[2][2], а в шестидесятые годы - перевод “Чжуан-цзы”[3][3].

Среди исследований последних десятилетий выделяются труды Е.А.Торчинова[4][4], Ф.С.Быкова[5][5], Л.С.Васильева[6][6], К.И.Голыгиной[7][7], И.С.Лисевича[8][8], В.В.Малявина[9][9], В.С.Панфилова[10][10], Л.Е.Померанцевой[11][11], Б.Л.Рифтина[12][12], Э.С.Стуловой[13][13] и других. На русском языке появились переводы “Даодэцзина”, выполненные И.С. Лисевичем, Е.А.Торчиновым, В.Перелешиным, И.И.Семененко и др., а также новый перевод “Чжуан-цзы”[14][14]. О многообразии подходов к текстам даосской философии свидетельствуют работы китайских специалистов - Ван Мина и Ли Ян-чжэна[15][15], а также огромное количество исследований в европейской и американской синологии[16][16].

В восьмидесятые годы появилась первая отечественная коллективная монография, посвященная проблемам даосизма[17][17], а в начале девяностых – первое в нашей стране историко-религиоведческое монографическое исследование даосизма[18][18], которое вместе с другими работами Е.А.Торчинова[19][19] позволяет говорить о том, что отечественная наука вновь вышла на мировой уровень даологических исследований.

В настоящее время имеется значительное число публикаций, определяющих и общеметодологические подходы к проблеме философии религии на примере идеологического комплекса средневекового Китая, а также раскрывающих особенности ранних даосских религиозных движений. Это работы Е.А.Торчинова (с 1980 года по настоящее время), исследования М.Стрикмэна[20][20], А.С.Мартынова[21][21], Офути (Обути) Ниндзи[22][22], Ли Ян-чжэна, Цин Си-тая[23][23], Ёсиока Ёситоё[24][24], Исий Масако[25][25], Кобаяси Масаёси[26][26], Одзаки Масахару[27][27], Фукуй Кодзюн[28][28], П.Андерсена[29][29], С.Р.Бокенкампа[30][30], М.Кальтенмарка[31][31], И.Робине[32][32], К.Шиппера[33][33] и др.

Истории появления и развития книжного дела в Китае посвящен фундаментальный труд К.К.Флуга[34][34], исследования К.С.Васильева[35][35], Т. Картера[36][36], а также работа энциклопедического характера о текстах сунской эпохи[37][37]. Богатый материал по истории китайской библиографии и библиотечного дела представлен в работах Л.Н.Меньшикова[38][38] и Яо Мин-да[39][39].

В области изучения “Дао цзана” также накоплен определенный опыт. Еще в 1930 г. К.К.Флуг издал небольшое, но весьма ценное исследование истории комплектования Даосского Канона[40][40]. Широкий круг использованных источников и обширный научный аппарат сделали небольшую статью К.К.Флуга уникальной работой, потенциальные возможности которой еще далеко не исчерпаны. Даосским книжным собраниям также посвящен отдельный раздел в монографии исследователя, свидетельствующий о важной роли даосских монастырей в истории китайской культуры[41][41].