Смекни!
smekni.com

Ответы по философии 4 (стр. 11 из 11)

Решение глобальных проблем современности возможно лишь на основе признания приоритета общечеловеческих ценностей: добра справедливости красоты. И прежде всего высшей ценностью явл человек. Поэтому проблемой, концентрирующей в себе все другие глобальные проблемы современной эпохи, явл-ся создание таких условий(природных и социальных), которые бы обеспечивали возможность гармоничного развития человека, его достойный образ жизни.

Прогресс – есть форма развития, характеризующая направление развития. Однако не всякое развитие есть прогресс. Прогресс – это развитие при котором совершается переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Обратный процесс, т.е. переход от высшего к низшему называется регресс. Общественный прогресс – это такая форма развития общества и отдельных его сторон, при котором осуществляется переход от низшего к высшему. Основой общественного прогресса является способ производства материальных благ, включающих производственные силы и производственные отношения. Существует 3 основных концепции общественного прогресса: Пессимистическая, оптимистическая, концепция общественного круговорота.

В античности пессимистическая линия была представлена древнегреческим поэтом Гесиодом, который считал, что общество шло по восходящей линии до золотого века, когда люди были хотя и бедны, но и равны. После него развитие приобрело характер регресса. Счастье принадлежит прошлому и безнадежно потеряно (Демокрит, Эпикур). Оптимистическая: Развитие истории по Кандарсе – это непрерывное, прямолинейное поступательное движение, основой которого является развитие человеческого разума, науки и просвещения. Регресс он считал результатом заблуждений, которые можно избежать. Однако некоторые философы этого времени более осторожно относились к идее прямолинейного прогресса. Так например Ж.Ж. Руссо отмечал, что прогресс научно технический не только не всегда сопровождается прогрессом духовным и нравственны, но может и служить импульсом негативных общественных изменений. Причину этого он усматривал в частной собственности. «Демон собственности заражает все чего касается ».

Фихте говорил, что на пути к цели человеческой жизни человеческий род проходит 5 эпох, различающихся уровнем самосознания индивида: Эпоха инстинкта разума, эпоха господства авторитета разума, эпоха освобождения от господства авторитета разума, эпоха науки разума, эпоха искусства разума. Основы научной типизации исторического прогресса заложил Гегель. Он полагал, что историю делают люди, во-вторых – вместе с тем в ней осуществляется некая объективная логика. В философии и истории Гегель рассматривал развитие общества на диалектическом соотношении прогресса и регресса, которое представлял как единство и борьбу противоположностей. Главным направлением он считал прогресс. Общественная жизнь по Гегелю есть один из моментов саморазвития абсолютной идеи, которая в форме человеческого разума осуществляет движение к свободе. Всемирная история есть прогресс в сознании свободы. Каждый народ проходит стадию своего детства, возмужания и старости, после чего уступает место другому носителю более высокого принципа. Он выделил 3 фазы мировой истории: восточный мир, грекоримский мир, христианско-германский. Последний провозгласил вершиной мирового прогресса, т.к. в нем человек явно обладает свободой. Сен-Симон различал исторические эпохи по характеру философских воззрений. Он выделял 3 основных стадии общественного развития: божественную, метафизическую, позитивную (научную).

Концепции исторического круговорота опираются на учение итальянского философа Дж. Вико. Он утверждал, что каждый народ, развиваясь проходит 3 эпохи, аналогичные периодом жизни человека: божественную, героическую, человеческую. После чего процесс развития увядает, длет по нисходящей, уступает место новому круговороту.

П. Сорокин сравнивает историю с мелодией, которую оркестр исполняет постоянно , но каждый раз в новой аранжировке. Английский социолог и историк А.Тойнби приходит к выводу, что история общества – есть история замкнутых цивилизаций, которая возникла развиваясь и исчезая, не оказывая друг на друга существенного влияния. Современные пессимистические концепции утверждают неизбежную гибель цивилизации и связывают это учение с экологической катастрофой, проблемой исчерпаемости земных ресурсов, демографическим взрывом и негативными последствиями НТР. Сторонники современной оптимистической концепции признают прогресс и считают, что задачи поступательного развития общества могут быть решены с помощью НТР. Термин глобальные проблемы стал употребляться в литературе в конце 60 годов XX в. В буквальном смысле он означал пространственно планетарное измерение в отличие от регионального и локального. Глобальные проблемы – это проблемы, которые затрагивают интересы всего человечества, имеют общечеловеческий характер, выступают как объективный фактор, обуславливающий развитие как всего мира так и отдельных регионов и стран, создают угрозу для будущего человечества, если не будут решены и требуют для своего решения международного сотрудничества всех стран. В соответствии с этими критерии к ним относятся проблемы: войны и мира, экологическая, энергетическая, сырьевая, продовольственная, демографическая и т.д.