Социальная функция заключается в объяснении общества, его структуры и основных сторон его жизни, а также закономерностей, которые определяют его изменения и развитие. Любое общество вырабатывает совокупность представлений, которые помогают ему поддерживать свою целостность. И философия в этом может играть далеко не последнюю роль, поскольку она в состоянии укреплять целостность общества и способствовать его развитию. К сожалению, философы иногда стремятся к разрушению общества и вообще всего социального. Но мир сложен, и не всегда можно с точностью утверждать, что именно нежелательно и опасно. Любая, даже самая суровая критика общества может обернуться обратной стороной и стать толчком для его совершенствования.
Прогностическая функция философии заключается в описании вариантов того, как могут развиваться события в той или иной области человеческой жизни. Это очень важно, поскольку зная, как могут развиваться события, человек может более разумно подходить к тому, как он строит свое поведение. Естественно, одна философия здесь бессильна: для того чтобы спрогнозировать развитие событий, например, в обществе, необходимы социологические, политологические, экономические и иные знания. Однако лишь философия может обеспечить целостность подхода и предполагаемых вариантов. Кроме того, именно философия в состоянии дать объективную и непредвзятую оценку подобных прогнозов.
Общекультурная функция проявляется в том. что философия -- это один из наиболее важных элементов духовной культуры общества, влияние философии на духовную жизнь огромно она одновременно и стабилизирует культуру, и изменяет ее. В этой функции фактически синтезируются все функции, о которых мы говорили выше.
Практическая функция философии заключимся в том, что философия обеспечивает координацию между общечеловеческими ценностями и поведением человека. Если животное действует под давлением своих чувств и желаний, то человек также опирается и на свое миропонимание, на представления о том, как устроен мир. Кроме того, человек -- это творческое существо, и создавая нечто новое, человек реализует общечеловеческие или более частные ценности.
Основной вопрос философии
Основным вопросом философии считается вопрос об отношении мышления (сознания) к бытию (объективному миру, материи).
Можно ставить вопрос о том, что первично - бытие или сознание?
Онтологический аспект основного вопроса философии. Онтология -- это учение о бытии. Основной вопрос философии в онтологическом плане предполагает по меньшей мере два решения.
Согласно первому решению, которое получило название идеализма, первичным признается мышление, дух, а не бытие.
Основателем объективного идеализма является древнегреческий философ Платон.
Субъективный идеализм как особое философское направление сформировался гораздо позже Его сторонники --Беркли и др. - полагали, что идеи существуют лишь в сознании человека и формируются через чувственные восприятия. При этом существование материи и материальных вещей вне сознания человека отрицалось, а следовательно, признавалось, что мир познаваем лишь отчасти
Второе решение заключается в том, что первичным является не мышление, не сознание, не дух, а бытие. Философские направления, объединяются под названием материализма. С точки зрения материализма - мир познаваем, и сознание способно на объективное отражение мира.
Существует и третье решение основного вопроса философии, признающее, что и мистическое, и материалистическое решения правильны, но лишь отчасти. Направления философии, получили название дуализма, основателем дуализма считается французский философ Декарт.
Необходимо отметить, что любое решение основного вопроса философии имеет как достоинства, так и недостатки.
Можно утверждать, что основной вопрос философии до настоящего времени так и не получил ответа. Впрочем, не следует думать, что из-за кого он утрачивает свою значимость. Если он возможен и был поставлен, то в нем заключается нечто важное, то, что действительно имеет место Впрочем, пока рано говорить о том, что решение этого вопроса может быть найдено.
Материализм
Материализм-- направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Следовательно:
1. материя реально существует;
2. материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);
3. материя является самостоятельной субстанцией -- не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;
4. материя существует и развивается по своим внутренним законам;
5. сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
6. сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
7. сознание определяется материей (бытием).
К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и др. французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.
Достоинство материализма -- опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.
Слабая сторона материализма -- недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.
В материализме выделяется особое направление -- вульгарный материализм.Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю. Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVIIв.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.
Идеализм
Идеализм ("линия Платона")-- направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
В идеализме выделяются два самостоятельных направления:
1. объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.);
2. субъективный идеализм (Беркли, Юм).
Основателем объективного идеализмасчитается Платон.
Согласно концепции объективного идеализма:
1. реально существует только идея;
2. идея первична;
3. вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей";
4. "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);
5. "мир вещей" -- материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей";
6. каждая единичная вещь -- воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь -- воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома, корабль - идеи корабля и т. д.);
7. большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец;
8. отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.
В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:
9. все существует только в сознании познающего субъекта (человека);
10. идеи существуют в разуме человека;
11. образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
12. вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
Слабая черта идеализма -- отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).
Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.
Диалектика как теория и метод. Категории и законы диалектики
Диалектика (в современном, то есть главным образом гегелевском, смысле термина) - это теория, согласно которой нечто - в частности, человеческое мышление,- в своем развитии проходит так называемую диалектическую триаду: тезис, антитезис и синтез. Сначала - некая идея, теория или движение,- "тезис".
Противоположная ему идея (или движение) называется "антитезисом", так как она направлена против первого - тезиса.
Решение, которое является третьим диалектическим шагом, называется синтезом.
Диалектика как теория развития.
Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания,в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все общественные порядки, сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегда установленного.
Диалектика -это учение о том, как могут быть и бывают тождественными противоположности, и при каких условиях они бывают тождественны
Диалектика как метод познания.
По этому поводу К. Маркс писал: "Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект, есть демиург действительного. которое составляет, лишь его внешнее проявление. У меня же наоборот идеальное есть нечто иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика является основной формой всякой диалектики, но лишь, после освобождения её от её мистической формы, а это-то как раз и отличает от неё мой метод."