Смекни!
smekni.com

Философия как наука 4 (стр. 3 из 8)

Различие категорий и законов.

1. Различие категорий и законов возникает на основе предмета отражения.

а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности; б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны.

2. Категории и законы различаются по форме отражения.

а)Категории являются особым видом внимания;

б)Законы диалектики, представляют собой особый вид суждений.

Категории диалектики - наиболее общие понятия в которых отражаются всеобщие существенные связи, стороны действительности. Категории выполняют методологическую роль в познании. Они формируются в процессе общественно-исторической практики, являются развивающимися и отражают разные ступени познания. Отдельный человек находит категории налично-существующими, как результат деятельности прежних поколений людей. Он усваивает их процессе воспитания и обучения. Категории - основа всякой человеческой разумности. На каждом этапе развития категории задают способ видения и преобразования мира.

Единично - философская категория для выражения индивидуальных уникальных черт признаков предметов.

Общее - философская категория, кот. выражает сходство признаков предметов.

Всеобщее - общее присущее всем без исключения классам. Категории философии - формы всеобщего.

Диалектика единичного и общего проявляется в их неразрывной связи:

1) Предметы - всегда единство всеобщего, общего, обособленного и единичного.

2) Разграничение на единичное и общее относительно.

3) В процессе развития общее может превратиться в единичное и наоборот.

Превращение единичного в общее и обратно хорошо прослеживается в процессе социализации человека. Противоположность индивидуальному - типовое.

Сущность - философская категория для обозначения совокупности внутренних необходимых сторон и связей вещей, законов их функционирования.

Явление - внешне наблюдаемые, более подвижные и изменчивые характеристики предмета.

Явление и сущность - диалектические противоположности. Они не совпадают друг с другом. Иногда внешние черты предмета (явления) искажают сущность (пример: болезнь). Диалектика явления и сущности:

1) явление не существует без сущности

2) в сущности нет ничего такого, чтобы как-то не проявлялось

3) сущность и явление соотносятся как общее и единичное, внутреннее и внешнее, устойчивое и изменчивое и т.п. Познание движется от явления к сущности, от сущности I порядка к сущности II и т.д.

Законы диалектики отражают всеобщие законы бытия.

Закон единства и борьбы противоположностей:

этот закон называется ядром диалектики: он объясняет источник развития, движущие силы развития. В основе всякого саморазвития лежит единство и борьба противоположностей. Этот закон раскрывается через след. категории: тождества, различие, противоположность, противоречие, единство и борьба.

Закон отрицания отрицания:

отрицание - это необходимый момент всякого развития. Отрицаемое явление не может быть абсолютно уничтожено в силу принципа не сотворимости и не уничтожимости материи.

Различают три вида отрицания:

1) Формально-логическое

2) Метафизическое. Его источник - внешний источник а не единство и борьба противоположностей.

3) Диалектическое отрицание, которое разворачивается на основе единства и борьбы противоположностей.

Две разновидности диалектического отрицания:

1) Конструктивная, с преобладанием созидательных моментов.

2) Деструктивная, с преобладанием разрушительного момента.

Структура отрицания:

1) Тезис (исходное положение)

2) Антитезис (самоотрицание исходного положения) 3) Синтез (возврат к исходному положению на новой стадии развития с удержанием положительного).

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений:

Суть закона: постепенные количественные изменения, постоянно совершающиеся в предметах, но до поры до времени не меняющие его основных черт при достижении границ меры приводят к качественным изменениям. Не количество переходит в качество, а одно качество - в другое качество путем количественных изменений. Происходит нарушение старой меры и установление новой. Закон носит всеобщий универсальный характер, раскрывает многокачественность мира и механизм развития.

Метафизика

Метафимзика -- раздел философии, исследующий степень реальности предметов сознания.

Первоначально слово «Метафизика» использовалось как обозначение сборника 14 трактатов Аристотеля с рассуждениями о первых причинах («первых родах сущего»), оставшихся после него в необработанном виде, которые в издании философских работ, подготовленном Андроником Родосским, были расположены после Аристотелевой «Физики», отчего и получили своё название.

Понятое в переносном смысле, как обозначающее само содержание «первой философии» («первофилософии») по Аристотелю, название Метафизика указывает на изучение того, что лежит за пределами физических явлений. Этот смысл термина и остался в общем сознании.

Предмет метафизики.

Основным предметом метафизики является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.

Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.

Бытие как то, что можно мыслить противопоставляется немыслимому ничто (а также еще - не - бытию возможности в философии аристотелизма). Поскольку мышлением и постижением возможностей бытия обладает только человек, то в последнее время (в феноменологии и экзистенциализме) именно он отождествляется бытием. Однако, в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек как бытие обладает свободой и волей.

Метод.

Метафизика с помощью рефлексии выявляет категории, с помощью которых происходит каталоголизация всего сущего.

Философия Древнего Мира

Включает в себя:

1. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада

Развитие философии на Востоке и Западе имеет ряд общих закономерностей.

Во-первых, философская мысль, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания.

Во-вторых, философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства.

В-третьих, философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать»

И восточная и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и зла, справедливости и несправедливости и другими

В-четвертых, мировоззренческий характер философского знания -- также закономерность развития философии Запада и Востока. Философские идеи, взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либо материалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типов мировоззрений).

Следующей общей закономерностью развития философии Запада и Востока является ее стремление к научному поиску истинного знания, имеющего методологическую значимость. Речь идет об отношении к науке и методологической функции философии.

2. Особенности развития философии древнего мира Запада и Востока. Различия в проблематике

В отличие от философии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблеме человека, в то время как философия Запада является многопроблемной: она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы.

Восточная философия исследует проблему человека с точки зрения практики, жизнедеятельности людей, и развивается в тесном взаимодействии с религией, а проблема дискретности материи не ставится. В ней материя рассматривается как некая «помеха» душе,или как субстанционное начало.

Западная философия обращается к человеку чаще не через его психическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания она привержена научной методологии и отмежевывается от религии

В античной философии Запада возникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Ее основоположниками были древнегреческие философы Левкипп и Демокрит Демокрит учил, что мир состоит из атомов и пустоты. Атомы -- мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества появляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку. Очертание -- форма атома; соприкосновение есть порядок, а поворот -- положение.

Есть различия в решении проблем познания:

В западной философии познание рассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но и как логическое. Большой вклад в "их решение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель.

В восточной философии фактически проблемой логики занималась лишь индийская школа

Философия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскую мысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

Философия Средневековья (схоластика) и эпохи Возрождения

Само слово «схоластика» было изобретено гуманистическими писателями, стремившимися дискредитировать идеи средневекового периода, чтобы придать еще большую привлекательность своему обращению к классическому периоду.