Термин «схоластика» относится не к конкретной системе взглядов, а к конкретному способу организации богословия -- высокоразвитому методу представления материала, делающему тонкие различия и пытающемуся достичь исчерпывающего взгляда на богословие.
Влияние схоластики сильнее всего ощущалось в средневековых университетах. В отличие от гуманизма XV века, который процветал в университетах и пользовался огромным влиянием в обществе, схоластика имела очень ограниченную сферу влияния.
В ранний схоластический период (ок.1200 -- ок. 1350) преобладал реализм, в то время как в более поздний период доминировал номинализм.
Официальной философией эпохи Возрождения оставалась схоластика, но возникновение культуры гуманизма, значительные достижения в области естествознания привели к тому, что философия перестала играть роль служанки богословия и перспектива ее развития приобрела антисхоластическую направленность.
Прежде всего она проявилась в этике.
Наибольшую роль в философии эпохи возрождения сыграли натурфилософские концепции (Бруно, Кордано, Парацельс), свидетельствовавшие о крушении схоластических методов осмысления природы.
Наиболее важными результатами этого естественно научного направления в философии были: методы экспериментально-математического исследования природы; детерминисткое истолкование действительности, противоположное теологическому истолкованию; формулировка научных, свободных от элементов антропоморфизма (наделение субъектов, с которыми человек соприкасается в своей жизни, человеческими качествами) законов природы (Галилей в механике).
Определяющими чертами натурфилософского направления -- метафизическое понимание последних (неделимых) элементов природы как абсолютно бескачественных; отсутствие исторического взгляда на природу и в связи с этим деистическая непоследовательность (деизм предполагает наличие бога, как безличной причины бытия, не участвующей в дальнейшем развитии мира), сохраняющая обособленное положение бога в бесконечном мире.
В борьбе со средневековым теократизмом на первый план культуры возрождения выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы.
Антропоцентризм -- воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цель всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм -- отражаемый антропоцентризм, который исходит из человеческого сознания и имеет своим объектом ценность человека.
Гуманизм -- центральное для эпохи Возрождения культурное явление. Это свободомыслие и светский индивидуализм, в основе гуманизма находится этика.
Философия Возрождения связывала свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации, -- главные акценты приходились на творческую деятельность личности, ее свободу, индивидуальность
Европейская Философия17-18 вв.
Философия 18 века в Европе продолжает и развивает идеи 17 века.
В этот период происходит обобщение философской мыслью достижений науки и общественной практики. Философские идеи пропагандируются более широко, так как в 17 веке философские сочинения писались только на латинском языке и были известны лишь ограниченному кругу людей: в 18 веке сочинения философов пишутся и издаются на языке страны, в которой живет философ, или языке народа, который знакомится с сочинениями зарубежного мыслителя. В философии 18 века значительное развитие получает материализм во взглядах на объяснение явлений природы.
Философия 18 века неоднородна: в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая мировоззренческие ориентации, атеистические и деистические взгляды. Часто идеализм и материализм, религия и наука идут рядом.
Следует отметить, что философия 18 века развивалась, прежде всего, как философия просвещения; в статьях энциклопедий и словарей, памфлетах и полемических изданиях широко комментировались научные и философские идеи, которые облекались в живую, доходчивую, остроумную форму, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональной воодушевленностью.
На европейское просвещение17--18 веков оказала влияние также философия английских просветителей Дж. Локка и Д. Юма.
В этот период затрагивались:
1.онтологические и гносеологические проблемы
Онтологические проблемы рассматриваются представителями французского Просвещения 18 века чаще всего в материалистическом и атеистическом аспектах.
Проблемы гносеологии являются наряду с онтологическими важнейшими в философии Дидро, Гольбаха, Ламетри, Гельвеция, Кондильяка. Источником знаний объявляются внешний и внутренний мир человека. Эти миры познаваемы. Несовершенство человеческих знаний обусловлено прежде всего данным этапом их развития. Французские материалисты во многом увидели роль как чувственного, так и рационального моментов в познании: ощущения дают как бы свидетельские показания, а разум выступает в роли судьи, проверяющего правильность этих показаний.
Методами в познании являются наблюдение и эксперимент. Они крайне необходимы для суждения, рассуждения, понимания и рассудка, а также разума.
2. Социально-философские воззрения
Гносеологические проблемы во многом определили позицию французских мыслителей во взглядах на общественную жизнь. Решение ими проблемы роли опыта в формировании ощущений, суждений, рассуждений, рассудка, разума оказало свое воздействие на понимание роли внешних обстоятельств и воспитания в развитии человека и формировании различных общественных явлений.
Учение о роли среды в формировании личности -- ценнейшее у французских мыслителей. Они считали, что от рождения все люди равны и одинаковы. Умственное и нравственное их различие порождается только различным воспитанием и различными условиями жизни
Существенное место среди различных социально-философских концепций Просвещения 18 века принадлежит концепциям социального и исторического прогресса. В этом отношении значительный интерес представляют идеи немецких просветителей И. Гердера (сочинение «Идеи к философии истории человечества») и Г. Лессинг
Немецкая классическая философия
Немецкая классическая философия -- это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724--1804), Иогана Готлиба Фихте (1762--1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775--1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770--1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804--1872).
Каждый из названных философов создал свою философскую систему.
Вместе с тем немецкая классическая философия характеризуется следующими общими чертами:
1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры, философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры.
2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума. Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы. Фейербах создает новую форму материализма - антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека. Для Фейербаха реальными вещами являются природа и человек, как часть природы.
3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг -- натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.
4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.
Кантовская диалектика -- это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.
Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности «Я». Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него -- становящийся, развивающийся дух. Гегель, представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики.
Вся классическая немецкая философия дышит диалектикой
5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.
Можно определенно сказать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями 18 века и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума, обратившись к идее закономерности исторического процесса.
Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия.