Неклассическая западная философия 19 - 20 вв.
Под неклассической философией принято понимать совокупность разрозненных философских течений, возникших в Западной Европе в 19 ст. вне пределов немецкой классической философии.
Начиная с эпохи Возрождения и Нового времени и вплоть до середины 19 ст. в Западной Европе складывалась и упрочивалась традиция рациональной философии, нашедшая свое окончательное оформление в философских системах представителей немецкой классической философии, прежде всего И. Канта и Г. Гегеля.
Реальная история 19 ст., однако, не востребовала эту философию: вознесенный на вершину человеческих ценностей разум оказался бессильным как объяснить, так и предотвратить дисгармонию и хаос, которые стали содержанием общественной жизни.
Вместе с крахом Наполеоновской Франции в начале 19 ст. были посрамлены высокие идеалы эпохи Просвещения (разума); в 30-40-е г. г. в Германии и Франции резко обострилась классовая борьба, обозначившая непримиримые позиции в обществе. Этот раскол усугубился к концу 19 ст. и вылился в попытку коренного переустройства самих основ экономической и общественной жизни (Парижская Коммуна в 1871 г.). Франко- Прусская война 1870- 1871г. г. вынесла свой приговор духовным ценностям эпохи разума. Прогрессистские иллюзии относительно будущего золотого века были развеяны.
Другим фактором, оттеснившим немецкую классическую философию, стала революция в естествознании и промышленная революция. Триумф химии, создание теории сохранения энергии, открытие Фарадеем электро - магнитной индукции, Ампером - теории магнетизма; к концу 19 в. открытие радиоактивности, рентгеновских лучей и др. не могли остаться незамеченными общественным сознанием. Все это происходило на фоне интенсивного применения знаний для модернизации производства и технических новаций. Мир менялся на глазах: первая железная дорога, первый автомобиль, первые опыты воздухоплавания, электрический телеграф и электрическая лампочка, затем - телефон, радиосвязь и многое другое. Техника агрессивно вторгалась в духовную жизнь, завоевывая в ней ведущие позиции. Европеец оказался вовлеченным в этот процесс; наука и техника становились более ценной “философией”, ибо их использование обещало новые блага. Обращает на себя внимание и такое обстоятельство, как демографический взрыв, происшедший на Европейском континенте. Классическая философия уже не могла пользоваться успехом за пределами университетских кафедр. Динамичный 19 век ломал многие привычные представления людей. Вместе с радужными надеждами были и тревожные предчувствия, и опасения, и страх перед неизвестным. Все это обостряло интерес к чисто человеческим формам жизни, о которых рациональная философия умалчивала.
Течения, составившие содержание неклассической философии, а именно - экзистенциализм, идеи А. Шопенгауэра, “философия жизни”, прагматизм и позитивизм, несмотря на его приверженность науке, опыту, полезности,. и т. д. в сущности являются иррационалистическими. Уход от разума, его отрицание как духовной ценности есть существенная черта неклассической философии. Другая ее общая черта плюрализм (множественность) концепций, идей, подходов, течений, своеобразная “разноголосица” среди философов. Смысл того, что происходит можно уяснить только в том случае, если слышать всех разом, а не по отдельности каждого из них. Неклассическая философия знаменовала собой большее внимание к человеку, попытку увидеть его во всей сложности его многогранной натуры. В этом состоит ее гуманистическое содержание.
Русская философия
Русская философия и как особый феномен, и как особая сфера интеллектуальной жизни стала оформляться достаточно поздно: лишь в XVII веке на Украине, наиболее тесно контактировавшей с католической Польшей, зародилась схоластическая философия; с XVIII века в Россию начинают приглашать немецких философов, которые читают курсы философии в университетах.
В то же время философия в России -- это особое явление. Современный исследователь С. С. Аверинцев поставил закономерный вопрос о том, является ли русская философия философией или просто «русской мыслью». Этот вопрос вполне обоснован, поскольку рациональное осмысление мира и существования в нем человека -- это вопрос собственно философский, тогда как в России эту роль в большей степени выполняло искусство, и в первую очередь -- художественная литература. Кроме того, русская философия традиционно занималась вопросами, которые в европейской традиции вряд ли рассматривались бы как собственно философские. Например, это проблема места России в мире, который дискутировался на протяжении всей истории русской философии и представляет собой специфичную для нее проблему.
Наиболее крупными мыслителями XVIII века были М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев П.Я. Чаадаев, А. Герцен и В. Белинский. В.С. Соловьев - философ, который по праву считается самым великим философом XIX века. Соловьев был религиозным философом..
Русская философия XX века-- очень сложный для России период. В соответствии с периодами истории России принято выделять философию «Серебряного века», советскую и постсоветскую философию. Серебряный Век -- период расцвета русского искусства и философии, продолжавшийся с конца XIX века до начала 20-х гг. XX века. Например: Н.А. Бердяев Среди наиболее интересных фигур, появившихся в начале XX века, следует назвать Г. Г. Шпета, А.Ф.Лосев,Л.Шестов- русский философ и литературный критик, стоявший у истоков экзистенциализма. Н.А.Бердяев -один из наиболее крупных русских философов первой половины XX века. С.Н.Булгаков (1871-1944) -- один из наиболее крупных русских религиозных философов.
Характеристику специфики русской философии дал А. Ф. Лосев:
«1) Русской философии, в отличие от европейской, и более всего немецкой философии, чуждо стремление к абстрактной, чисто интеллектуальной систематизации взглядов. Она представляет собой чисто мистическое познание сущего, его скрытых глубин, которые могут быть постигнуты не посредством сведения к логическим понятиям, а только в символе, в образе посредством силы воображения и внутренней жизненной подвижности.
2) Русская философия неразрывно связана с действительной жизнью.
3) Художественная литература является кладезем самобытной русской философии.
Специфика современной русской философии определяется целым рядом исторически обусловленных обстоятельств.
Во-первых, в России до сих пор сильны традиции марксисткой философии, которая в период существования СССР признавалась единственно правильной философской концепцией.
Во-вторых, русская философия исконно имеет свои собственные традиции.
Оригинальность русской философии связана с тем, что Россия изначально является православной страной, впитавшей в себя не римскую традицию, а в большей степени мистическую, чувственную византийскую традицию.
Кроме того, русская философия начала XX века находилась в авангарде мысли. А частности, здесь можно отметить то, что русские философы Лев Шестов, Николай Бердяев и др.) стояли у истоков экзистенциализма -- одного из наиболее влиятельных направлений в современной мировой философии.
В-третьих, разрушение железного занавеса в результате падения СССР привело к тому, что в России для широкого круга людей стали доступны самые разнообразные философские тексты, созданные за последний век.
Философия марксизма
Формирование философии марксизма происходило с конца 30-х до конца 40-х годов 19 века. Развитие общественно-исторической практики, науки и философии к середине 19 века требовало глубочайшего философского осмысления. Именно поэтому в данный период появляются такие направления философии, как позитивизм и марксизм, которые ставят перед собой задачи исследования действительности, обнаружения ее законов, понимание и объяснение жизни общества.
Марксизм не принимает позитивистские трактовки природы, познания и общества.
К. Маркс уделил внимание специфике познания общественных явлений, роли в их познании диалектических методов -- метода восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному и метода единства исторического и логического.
К. Маркс и Ф. Энгельс создали материалистическую диалектику, как науку о наиболее общих законах развития мира и человеческого сознания.
Следует заметить, что марксизм -- это такая система взглядов, которая опирается на практику человечества, ее осмысление. Это позволило марксизму подойти к философии не только как к любомудрию и «душе культуры», пониманию ее как свойства человеческого ума, но увидеть то, что в весьма абстрактной форме сформулировал еще Аристотель -- «быть учением о наиболее общих принципах бытия и познания», исследовать эти принципы как законы природы, общества и человеческого мышления.
Следует отметить, что Маркс и Энгельс никогда не рассматривали свою философию как диалектический и исторический материализм, а говорили о «теории исторического процесса», т.е. об историческом материализме в рамках своей философии - диалектического материализма.
Философия диалектического материализма не смогла бы появиться без такого открытия К. Маркса, как материалистическое понимание истории (т.е. исторического материализма), как социально-философской концепции, раскрывающей органическое единство природного и социального, индивидуального и социального, объективного и субъективного, материального и духовного. Достраивающей материализм «доверху» и позволяющей качественно с новых позиций рассматривать человека и всю его жизнедеятельность.
Одновременно ими были открыты и основополагающие законы общественного бытия и общественного сознания.
Маркс и Энгельс отметили различные подходы к пониманию практики: практика -- предметная деятельность, это деятельность людей, направленная на преобразование природы и общества; практика -- это общественно-историческая деятельность людей.