Смекни!
smekni.com

Закономерности возникновения философии (стр. 11 из 22)

Часть 2.

1.Закон взаимного прехода количественных и качественных изменений.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории качество, количество, свойство, мера, скачок.

В средневековье утверждалось представление о "скрытых" качествах как вечных и неизменных "формах", предопределяю­щих свойства предметов. В Новое время Бойль, Ньютон, Гоббс, Локк, Спиноза и другие естествоиспытатели и философы про­должили разработку теории качеств, подразделяя их на первич­ные и вторичные, объективные и субъективные.

В философской и научной мысли нередким был разрыв ко­личества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория префоризма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т. п.). Лоренц качественное многообразие явлений мира сводил к электромагнитному полю, Гейзенберг пытался создать единую теорию поля. Или теория конвергенции общества в ус­ловиях ныне происходящих в мире интеграционных процессов во многом рациональна. Вместе с тем она недооценивает специ­фику условий, уникальность и качественное отличие различных стран, цивилизаций и общественных систем.

В философии утвердился взгляд о взаимозависимости качества и количества. Гегель определял качество как внутреннюю опреде­ленность бытия, а количество как внешнюю определенность.

Количество - философская категория, которая характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности свойств объектов или процес­сов. Количество измеримо либо вычислимо средствами математиче­ского знания. Провозглашенный Галилеем (1564-1642) принцип ко­личественного подхода к явлениям выступает методологическим фундаментом точного естествознания, предпосылкой научно-технического прогресса. Д. И. Менделеев считал, что наука начина­ется там, где начинается измерение. Процесс математизации осо­бенно усилился с развитием ЭВМ. Чем сложнее явление (в области политики, нравственности, эстетического восприятия мира и пр.), тем труднее подвергнуть его изучению количественными методами. Но это не значит, что объективно количественная сторона у объек­тов и процессов отсутствует. Количественные отношения, помимо измерений, также улавливаются использованием сравнений (выше, интенсивнее и т. п.).

Переходное состояние, вероятно, ведет к двояким последст­виям. Первое связано с экспансией нового, когда из двух качеств новое развивается далее под возрастающим влиянием имманент­ных закономерностей, что позволяет переломить инерцию старой системы и дать начало новому качеству. Происходит самоотри­цание старого качества в силу исчерпания его жизненных ресур­сов новым качеством. Применительно к социальной жизни в со­временном переходном состоянии общества в СНГ напрашивает­ся сценарий утверждения продуктивного неокапитализма или гуманно-демократического социализма (ведь рабство, феодализм и "дикий капитализм" - пройденные человечеством ступени, а "государственный социализм" неперспективен). Во втором вари­анте последствий переходное состояние ведет к разнообразию реальности, превосходящей возможности любой отдельно взятой системы , к "синтезу" старого и нового качеств. В социуме это приведет к синтезу труда и капитала, к наполнению капитализма социальными параметрами, а социализма - свободой.

Скачки подразделяются: по масштабу качественных измене­ний на внутрисистемные и межсистемные; в зависимости от на­правленности происходящих изменений на прогрессивные (воз­никновение более высокого качества) и регрессивные (снижение уровня структурной организации объекта); по характеру протекания на спонтанные (развертывание внутренних противоречий вещей) и индуцированные (результат внешних противоречий, воздействия случайных факторов). Часто скачок является многоаспектным.

2.Закон единства и борьбы противоположности.

Диалектические противоположности

Закон единства и борьбы противоположностей выявляет ис­точник развития и связей всех природных, социальных и духов­ных объектов, раскрывается через категории "противополож­ность", "противоречие", "единство", "борьба противоположно­стей", "тождество", "различие".

Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в антиномиях. Антиномии, по Канту, - это противоположения (тезис и антитезис), которые мо­гут быть аргументированы с одинаковой степенью логической доказательности. Примеры противоположений: 1. Мир конечен -мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из про­стых частей - не существует ничего простого. 3. В мире господ­ствует необходимость (детерминированность) - в мире сущест­вует свобода. 4. Имеется первопричина мира (Бог) - отсутствует первопричина сущего.

Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. При этом ни одну из сторон нельзя квалифицировать как отрица­тельную. Это проявляется в противоречиях, возникающих при поисках оптимального сочетания свободы личности и потребно­стей общества, материальных и культурно-моральных стимулов к труду, жизненнонеобходимых и творческих мотивов деятель­ности, конкурентности и коллективистской солидарности, произ­водственной эффективности и социальной защищенности, соци­ального равенства и различий в доходах.

Наличие противоположностей вытекает из дифференциации. Она - способ и условие развития. Дифференциация в микромире на виды элементарных частиц и виды взаимодействия есть усло­вие образования атомов, а затем и молекул. Дифференциация на' разнородные химические элементы (в частности, на металлы и неметаллы) - условие образования сложных химических соеди­нений, а в конечном счете - возникновения жизни. Деградация (антипод дифференциации) характеризует разрушение сложных структур, возрастание однородности и однообразия.

Борьба противоположностей и ее стадии

Противоречивое отношение между противоположными сто­ронами, тенденциями, взятое в движении, есть борьба противо­положностей, их "взаимоотрицание". "Сосуществование двух взаимно-противоречащих сторон, их борьба и их слияние в но­вую категорию составляют сущность диалектического движе­ния"113. Применительно к обществу борьба может быть в бук­вальном смысле (социальных, политических сил за свои интере­сы). В целом же слово "борьба" употребляется метафорически.

Гегель определил следующие этапы взаимодействия сторон целого - тождество, различие, противоположность и собст­венно противоречие**. К. Маркс между тождеством и различием (на примере развертывания стоимостного отношения) дополни-

Здесь мы мысленно отвлекаемся от того, что борьба (взаимодействие) проти­воположностей не существует вне их единства.

Этапы взаимодействия сторон целого - тожде-|ства, двойного существования, различия, противоположности и собственно противоречия - вызывают состояние гармонии, дис­гармонии и конфликта противоположностей.

В истории философии нередко преувеличивается значение то ли единства, то ли борьбы противоположностей. Абсолютизация борьбы противоположностей выражена в формуле Гераклита "Война - отец всех вещей".

Акцент на единство противоположностей направляет мысль на осознание того, что на место нескончаемой борьбы - классо­вой, межнациональной, межгосударственной и т. д. - заступают поиски терпимости во всех опасных направлениях, нахождения взаимоуравновешенности, определенного баланса противопо­ложных сил.

Классическая диалектика гласит, что борьба противополож­ностей абсолютна, а единство относительно**. Между тем в борьбе противоположностей выражен стимул к изменению сис­темы, а в единстве заключена основа ее устойчивости. Изменчи вость и устойчивость бытия и его фрагментов одинаково объек­тивны. Поэтому, как показал предыдущий анализ, резко разво­дить моменты "единства" и "борьбы" противоположностей оши­бочно.

3.Закон отрицания отрицания.

Диалектика отрицания

Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственно­сти, возникновения нового и относительной повторяемости оп­ределенных сторон старого. Основополагающей для данного за­кона является категория диалектического отрицания.

В философской классике отрицание связывалось с представ­лениями о динамике бытия и небытия, вещей и духа. "Отрица­тельное, - писал Гегель, - равным образом и положительно ..., противоречащее себе не переходит в ... ничто..."117. Только сила отрицания от всего прошедшего, - писал Чернышевский, - соз­дает нечто новое и лучшее.

Ряд философских направлений упрощенно трактует отрица­ние: как вечный круговорот явлений в мире; как прямолинейный прогресс; как движение вспять; как разрушение, наступление ни­гилизма (например, в концепциях социального пессимизма Ф. Ницше и О. Шпенглера); как имеющее место лишь в мышле­нии, особенно в негативных эмоциональных состояниях созна­ния. Приверженцы "негативной диалектики" (Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю. Хабермас, М. Хоркхаймер и др.) сузили сферу действия отрицания только до социальных процессов.

Реально отрицание носит всеобщий характер. "Для диалекти­ческой философии, - отмечал Ф. Энгельс, - нет ничего раз навсе­гда установленного, безусловного, святого. На всем и во всем ви­дит она печать неизбежного падения, и ничто не может устоять перед ней, кроме непрерывного процесса возникновения и унич­тожения"118.

Диалектическое отрицание включает в себя триединый про­цесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуля­ции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).