Смекни!
smekni.com

Закономерности возникновения философии (стр. 12 из 22)

Механизм действия закона отрицания отрицания.

В. И. Ленин о содержании закона отрицания отрицания пи­сал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие... по спирали, а не по прямой линии", "... по­вторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому".

Спиралевидная форма развития означает сочетание циклич­ности, относительной повторяемости и поступательности.

Преемственность, сохранение старого в новом выражаются в следующем:

1. Старое качество продолжает существовать наряду с новым, более высоким по своему типу, как необходимое условие его бытия. Так, появление живых организмов не исключает неживую природу, животный мир не предполагает гибель растительности.

2. Непосредственное сохранение низших форм организации материи в высших. Например, в живой клетке главным является обмен веществ, но сохраняют значение физические и химические закономерности.

3. Отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания суть метаморфозы, которые происходят с данной сущностью в про­цессе ее функционирования. Так, сохраняется природа растения, не­смотря на замену зерна стеблем. Здесь проявляется такой вид отри­цания, как трансформация, где происходит переход от одной ста­дии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы. Примеры: стадии в развитии человека от эмбрионального существования детеныша до старости; ступени в развитии орудий труда: костяные, каменные, металлические, инструменты, машины и т. д.; этапы изменения труда: ручной, частично механизированный, комплексно механизированный, автоматизированный.

4.Основные категории диалектики.

Причина и следствие

Причина - философская категория, выражающая существо­вание взаимосвязанных явлений, в ходе взаимодействия которых одно из них при наличии определенных условий неизбежно по­рождает другое явление, событие, процесс. Различают причины внутренние и внешние, объективные и субъективные, главные и второстепенные и др. Следствие - философская категория, вы­ражающая результат действия причины. Причинность оказыва­ется не чистой необходимостью (по П. Лапласу), а процессом, где соотносятся необходимости и вероятности, случайности и за­кономерности. Жесткая детерминация единичных явлений, ти­пичная для макромира, в микромире уступает место более гиб­кой, опосредованной зависимости между ними. Вероятностная модель поведения микрочастицы, однако, не тождественна бес­причинности. Элементарная частица обусловлена групповой жизнью микрообъектов, которая подчиняется особым физиче­ским законам (статистическим), действительных не для одного, а для множества объектов.

Причина никогда не выступает в чистом виде и сопровожда­ется условиями, поводом и причинным основанием.

Необходимость и случайность

Необходимость: а) синоним конкретно-всеобщего, характери­зует существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения в действительности; б) основная тен­денция развития предмета, явления; в) способ превращения в дейст­вительность единственной в данных условиях возможности. Насту­пление события-причины влечет за собой определенное явление -следствие. Поскольку в природе любое явление имеет свою причи­ну, то здесь, полагает Ф. Энгельс, господствует необходимость.

Случайность: а) внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности, побочные возможности ее дальнейшего развития; б) не развернувшее всех своих моментов явление, отклонение от нормы; в) форма проявления и дополне­ние необходимости. Случайность - такая связь причины и следст­вия, при которой допускается реализация любого из множества воз­можных альтернативных следствий. Случайность проявляется в ре­зультате перекрещивания различных по своей природе процессов.

Возможность и действительность

Возможность - философская категория, выражающая сово­купность предпосылок (элементов, процессов), которые при оп­ределенных условиях могут стать действительным бытием. Вна­чале новое существует в старом как тенденция, нечто еще не сложившееся, как потенциальное бытие предмета, как будущее, содержащееся в виде "зародышей" в настоящем, но еще не став­шее наличным бытием. Антонимом понятия возможности явля­ется понятие невозможного, т. е. таких событий и явлений, воз­никновение которых исключается закономерностями, присущи­ми природному и социальному бытию (например, невозможно, чтобы какой-нибудь вид энергии бесследно исчез).

Действительность: а) весь объективно существующий мир (природа, общество и сознание) в многообразии своих проявле­ний; б) то, что в своем развитии раскрывается как необходи­мость, закономерное; в) совокупность реализованных возможно­стей, конкретное актуальное бытие отдельного относительно ус­тойчивого и изменяющегося предмета.

Сущность и явление

Сущность - философская категория, отражающая внутрен­ние, глубинные связи, основу предмета, его главную, опреде­ляющую сторону, выражающая в предмете через совокупность его различных форм единство многообразного. Так, сущностью живого организма, по Энгельсу, является присущий ему обмен веществ. Он лежит в основе всех жизненных отправлений. Из обмена веществ вытекают все прочие факторы жизни: раздражи­мость, сокращаемость, способность к росту и пр.

Явление: а) любое формообразование в его целостности (си­ноним "вещи", "предмета"); б) поверхностная, внешняя форма бытия сущности, ее обнаружения; в) видимость (кажимость) -сущность в искаженной форме (например, видимое движение Солнца вокруг Земли)."... Если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы из­лишня..."124. Вместе с тем если бы явление и сущность не были связаны между собой, то познание сути вещей было бы невоз­можно. Познание сущности достигается через постижение явле­ний. Далее познание идет от сущности первого порядка к сущно­сти второго порядка и т. п.

В своем конкретном виде процесс раскрытия сущности про­являет себя в познании внутреннего, необходимого в вещи, структуры, целостности, причин предмета, законов его формиро­вания, функционирования. Иначе говоря, категории сущности и явления выражают общую ориентированность познания.

5.Основные проблемы теории познания и их интерпритация в различных философских традициях (познание как предмет философского анализа)

Формированию философской теории развития способствова­ли: обнаруженная человеком эволюция природы и соответст­вующий прогресс естественных наук - геологии, палеонтологии, эмбриологии и т. д., появление эволюционного учения Ч. Дар­вина, успехи космологии; историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, процессы интенсивных из­менений общества, особенно начиная с эпохи Возрождения, на­учно-технический прогресс и соответствующий рост и углубле­ние обществоведческих и гуманитарных знаний, появление тео­рии развития общества К. Маркса.

Развитие разнопланово, многоуровнево и многоэтапно, мно-говариантно и альтернативно. Основные признаки развития: единство количественных и качественных изменений, их необра­тимость, направленность, закономерность, противоречивость, поступательность изменений в достаточно больших интервалах времени, спиралевидность формы. Развитие - универсальное и фундаментальное свойство бытия.

Развитие (особенно биологическое и социальное) нельзя упро­щенно толковать как линейный процесс. Оно происходит зигза­гообразно, с отклонениями в сторону, с возвратами назад. Неред­ки случаи расщепления, дивергенции развивающегося процесса (например, когда одна линия развития привела к возникновению человека, другая - современных обезьян). Проявляются и про­цессы конвергенции - слияния, объединения различных ли­ний развития в единый процесс.

Прогресс характеризует развитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к более высоким и совершенным, что повышает степень целостности той или иной системы, ее при­способленность к среде, функциональную эффективность и обеспе­чивает высокий потенциал последующего развития.

Разнонаправленными и одновременно неотделимыми друг от друга тенденциями изменений выступают прогресс и регресс.

Прогресс характеризует развитие объектов бытия как переход от низших, несовершенных форм к более высоким и совершенным, что повышает степень целостности той или иной системы, ее при­способленность к среде, функциональную эффективность и обеспе­чивает высокий потенциал последующего развития.

Возникновение, становление, прогресс и регресс характери­зуют материальные системы, имеющие начало и конец. В этом ключе рассуждал Энгельс, когда предсказывал неумолимую ги­бель через миллионы лет органической жизни на Земле и самой Земли128. У цивилизации есть две возможности: прекращение существования под влиянием внешних или внутренних причин; стремление к обеспечению бесконечного прогресса. Будет ли че­ловечество накапливать свой научно-технический и экономиче­ский потенциал, чтобы преодолеть земное притяжение и выйти на орбиту новой планеты, даже иной Вселенной*, или же оно

Любая категория диалектики выражает внутреннее сущест­венное отношение между явлениями и поэтому так или иначе есть закон. Всякий закон диалектики индивидуален и поэтому идентифицируется с отдельным понятием (категорией). Так, за­кон единства и борьбы противоположностей по существу тожде­ствен категории противоречия, закон отрицания отрицания - ка­тегории отрицания. Законы и категории диалектики даны не в единичной, а в "парной" обособленности: "единство - борьба", "количество - качество", "отрицание - отрицание отрицания", "содержание - форма", "возможность — действительность", "при­чина — следствие" и т. д. Скрепляющим в единую систему "стержнем" законов и категорий диалектики выступают принци­пы диалектики - развития и связи. В своем внутреннем основа­нии диалектика едина, в проявлениях, формах и способах приме­нения - разнообразна и многомерна. В исходных установках и целях она устойчива, в конкретных приложениях и воплощениях -изменчива, постоянно совершенствуется.