Смекни!
smekni.com

Закономерности возникновения философии (стр. 16 из 22)

Сложно переплетаются экономические процессы и эталоны демографического поведения. Для последних характерна само­стоятельность и длительность их формирования, относительная устойчивость. В благоприятной экономической среде имеются предпосылки для роста населения. Вместе с тем обогащение по­требностей, складывающиеся высокие стандарты жизни тормозят рост населения. Ведь при большем числе людей на каждого чле­на сообщества приходится меньше материальных благ, а в семье остается меньше свободного времени для всестороннего личного развития. К тому же неконтролируемый рост населения повыша­ет экологическую нагрузку', уменьшает пространственные пара­метры жизни

15.Единство природного и общественного в человеке.

В истории философии биологизаторские (натуралистические) концепции абсолютизировали роль естественных начал в челове­ке, а в социологизаторских теориях человек был представлен лишь как слепок с окружающих его социальных отношений.

Человек включен в два мира - общества и органической при­роды. На заре человечества больше шансов выжить было у тех индивидов, которые располагали не только лучшими биологиче­скими параметрами, но и социально-психологической предрас­положенностью жить в коллективе, обладали лучшей способно­стью анализировать социальную реальность, проявляли понятли­вость и терпимость в отношениях друг с другом. В естественном " эре значение социального фактора возрастало. Биологическое человеке, представленное в виде задатков и способностей, вле-1ений — исходное, хотя и недостаточное начало для объяснения 1стории и самого человека185. Природа является неотъемлемым «омпонентом бытия человека, его антропологии, генетики, мозга психики. Вместе с тем, природа не выступает как противопо­ложность культуре, она уходит "вовнутрь" совокупного и каждо­го индивидуального субъекта истории. Социальное в человеке выражено в том, что он воплощает в себе все богатство общест­венного развития, является продуктом системы обучения и вос­питания. Динамичность и жизнеспособность общества во многом зависит от максимальной реализации индивидами своих задат­ков, здравого смысла, интуиции, склонности к творчеству, черт характера, способности уживаться с другими людьми, коэффици­ента умственного развития. Генетические и социальные различия выступают фактором прогресса человека.

Гениальность (как и высшая степень талантливости) — есте­ственный природный феномен и одновременно социальный.

К биологическим стимулам гениальности некоторые специа­листы относят "синдром Авраама Линкольна" - длинные, тонкие конечности при относительно коротком худощавом теле, — вызы­вающий усиленный выброс адреналина, стимулирующий интеллектуальную и физическую деятельность. Повышенное содержа­ние половых гормонов-андрогенов приводит к тому, что сексу­альная энергия способна преобразовываться в творческую. В. П. Эфромсон подсчитал, что гении рождаются один на 10 тыс., а становятся один на 5-10 млн. Ведь биологические "до­пинги" не срабатывают при плохих воспитании и обучении, при отсутствии у общества "социального заказа" (востребованности) на гениев. Весьма важно уже в раннем возрасте ребенка обнару­жить природные задатки и далее их развивать, создавая благо­приятные социальные условия.

Биологическое более консервативно по сравнению с соци­альным. Человеческий организм не успевает адаптироваться к негативным и скоростным изменениям среды. Неконтролируемое и несовершенное развитие производства грозит экологической катастрофой природе и антропологической человеку. В периоды экономического упадка и политической нестабильности, общест­венных потрясений, переходных (неопределенных, неустойчи­вых) состояний социума многие люди испытывают душевные и умственные потрясения, у них развивается состояние, сходное с наркотической депрессией. Конечно, биология человека позволя­ет ему адаптироваться к широкому диапазону внешних условий. Но существуют пороговые значения этих условий, за пределами которых биологическая организация человека претерпевает не­обратимые, разрушающие ее изменения.

В целом, совершенствовать социальные условия и биологи­ческие возможности человека надо одновременно, обеспечивая их оптимальное взаимодействие.

16.Проблема жизни и смерти в духовном опыте человества.

17.Бытие человека и основные способы человеческого существования.

Все переживаемое и творимое человеком содержит духовное; замысел, цель, мотив, интерес или иное побуждение к действию.

Без эмоций, социальных чувств и идей невозможна совместная жизнь людей. Духовность есть приверженность доброте, любви, милосердию, состраданию и терпимости, совести, красоте, сво­боде и чести, верности идеалам, стремление раскрыть тайны бы­тия и смысла жизни и т. п. Антипод духовности бездуховность выражается в злобе, невежестве, зависимости от низменных по­буждений и вожделений, смене идеалов идолами. При этом чело­век превращается в "одномерное" существо, в нем усиливаются цинизм, нигилизм, агрессивность, разрушительные страсти, жес­токость., одичание и идиотизация.

В центре внимания культуры всегда стояли задачи: разумно­го обустройства общественной жизни; поддержания соответствия между обществом и природой; гармонизации внутреннего мира человека. В поиске гармонии люди отдают предпочтение либо внешней (материальному процветанию, жажде славы, громкого успеха), либо внутренней гармонии, "томлению духа". Очевидно, смысл жизни заключается не в противопоставлении внутренней и внешней гармонии, а в их взаимодополняемости.

В русской религиозной философии смерть - таинство погло­щения времени вечностью, соединения человека с Богом.

Как компенсация неизбежности смерти родилась мечта о бессмертной душе, остающейся после разложения тела и пересе­ляющейся в другие существа или обретающей вечную жизнь в Боге (Гераклит, Пифагор, Сократ, Платон, Кант, Достоевский). Л. Н. Толстой и В. С. Соловьев писали о неизбежности биологи­ческой смерти и утверждении нравственного, духовного бес­смертия человека. Ф, Ж. Кюри рассуждал о научном бессмертии, о бесконечном существовании человека через жизнь остающихся после него идей.

Современный доктор философии К. Кедров полагает, что че­ловечество стоит на пороге обретения бессмертия. Люди при из­вестных условиях могут обрести биологическое бессмертие в ре­зультате "клонирования".

С точки зрения науки и реалистической философии можно рассуждать о видах относительного бессмертия чело­века: а) в генах потомства; б) растворение тела и духа умершего во Вселенной, вхождение их в вечный кругооборот материи; в) результат жизненного творчества человека; г) значительное про­дление средней продолжительности жизни человека. Так, рос­сийскими (А. М. Словников) и американскими (Д. Шей и В. Райт) учеными открыт теломеразный механизм, останавли­вающий (в конечном счете замедляющий) старение человеческих клеток.

Реализация смысла жизни возможна лишь в единой цепочке "человек - человечество - природа", что потенциально и реально ведет к всестороннему, гармоничному и целостному развитию человека.

Индивидуальный уровень человека зависит от общеистори­ческого и цивилизационного (формационного) развития и одно­временно относительно самостоятелен. Поэтому он в реализации смысла жизни уступает динамике культурно-исторического про­цесса, но в отдельных своих осуществлениях, особенно у вы­дающихся личностей, опережает свое время. Саморазвитие чело­века через реализацию тенденций саморазвития мира, через диа­лог своей уникальности и универсальности, свободы и ответст­венности за становление мира до уровня ноосферы - в этом за­ключается высший смысл человеческой жизни. Смысл существо­вания - в самом бытии человека, а ценность его жизни — в спо­собности, преодолевая трудности, улучшая мир, совершенство­ваться самому.

Вместе с тем, как полагает А. Камю (в работе "Бунтующий человек"), человеку, несмотря на улучшения в мироздании, суж­дено всегда нести "крест несчастья и факел надежды". При всем желании можно лишь арифметически уменьшить количество го­ря и страданий. М. Хайдеггер различает два вида пессимизма: от силы и от слабости. Пессимизм от слабости и слабость — абсолю­тизация бессмысленности, никчемности жизни людей. Песси­мизм от силы и как сила выражает собой состояние человека, знающего, во имя каких ценностей стоит жить, и одновременно осознающего, что такая жизнь и борьба не могут завершиться аб­солютным утверждением добра, она сопровождается ошибками, риском, заблуждениями.

18.Индивид, индивидуальность, личность. Роль народа и личности в истории.

В античности оценивалась роль человека как гражданина по­лиса. В целом же подход к человеку был умозрительным. Эту черту унаследовала средневековая философия, которая, к тому же, оторвала духовную природу человека от телесной, теологизи-ровала личность. Вместе с тем внимание к внутренней душевной жизни приводит к философскому открытию самосознания как осо­бой субъективной реальности, к формированию понятия "я".

Зарождающийся капитализм требовал инициативности и ак­тивности, проявления уникальности каждого индивида, что вы­ступает признаками личности. В XVIII в. появились теории гра­жданина мира* как выразителя общечеловеческих ценностей, гражданского общества и правового государства.

Концепции гражданина мира, общечеловеческих ценностей и патриотизма, го­сударственной гордости в идеале составляют единство взаимодополняющих противоположностей. основном в экстремальных ситуациях). Приверженцы структура­листского подхода, признавая социальную обусловленность лич­ности, сводят социум к безличностным структурам общества и человеческого духа. Многие зарубежные философы преодолели узкоструктуралистский взгляд на личность, связывая личность с функционированием социального характера (Э. Фромм), с про­цессом социализации (Ю. Хабермас).