Смекни!
smekni.com

Закономерности возникновения философии (стр. 17 из 22)

Индивид, индивидуальность, личность.

Индивид - человеческая единица, представитель человече­ского рода (всеобщности) и исторически определенного общест­ва или группы (особенного).

Индивидуальность — система унаследованных и приобретен­ных социальных свойств, присущих конкретному человеку, ха­рактеризующих его неповторимость, исключительность. Инди­видуальность предполагает как целостность нашего "я", так и на­бор его специфических черт и свойств. Индивидуальность прояв­ляется на биологическом, психическом и социальном уровнях. Важнейшим признаком индивидуальности является универса­лизм, способность овладевать многими видами деятельности. Поясняя это, мыслители часто обращаются к выдающимся деяте­лям эпохи Возрождения. Так, Леонардо да Винчи был не только великим живописцем, но и выдающимся математиком, механи­ком и инженером.

Всесторонность развития личности относится не только к эпохе Возрождения. Физик, математик, механик и астроном Ньютон ставил алхимические опыты и комментировал Библию. Физик Юнг расшифровывал египетские иероглифы. Математик Гельмгольц - автор основополагающих трудов по физиологии слуха и зрения. Лауреат Нобелевской премии мира, врач Швей­цер имел докторские ученые степени по философии, богословию, музыке и праву. Композитор Бородин имел степень доктора медицины.

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации. Под социализацией понимается: а) освоение чело­веком системы социальных норм и ценностей, социальных по­требностей; б) реальное включение индивида в общественную жизнь, процесс наделения людей социальными свойствами. "Со­циализация, - по К. Марксу, - не есть механическое наложение на индивида готовой социальной формы. Индивид, выступаю­щий как объект социализации, является в то же время субъектом общественной активности, творцом общественных форм"1 .

Важнейшими формами социализации являются: обычаи, тра­диции, государственно-правокые нормы, язык. Посредством этих форм осуществляется воспитание, обучение и деятельность чело­века. Личность проявляется через свойства: способность к труду, сознание и разум, свободу и ответственность, направлен­ность и неповторимость, харакгтер и темперамент.

Индивидуальное поступательное развитие личности не бес­конечно. Биологическое разви тие измеряется состоянием обмена веществ и функций организма. Социальный возраст определяется уровнем социального развития, зависит от овладения индивидом набором социальных ролей. ГПсихическое развитие определяется уровнем умственного, эмоционального и т. д. развития личности. Существует также, помимо объективных показателей, субъек­тивное, опирающееся на внутреннюю точку отсчета, представле­ние личности о степени своего развития.

19.Культура как предмет философского анализа. Мораль, исскуство и религия как формы культуротворчества.

Термин "культура" латинского происхождения и первона­чально означал возделывание почвы, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека, в отличие от изменений, вы­званных естественными причинами. Слово "культура", начиная с древних эллинов и римлян, обозначает также обучение, образо­вание, воспитание и совершенствование человека в процессе его созидательной деятельности. Третье основное значение слова "культура" - поклонение, почитание.

Понятия "культура" и "технология" характеризуют общественную практику. Технология представляет собой материально-практическую сторону реализа­ции взаимодействия общества (человека) и природы, а культура - духовно-практическую сторону этого взаимодействия.

В истории философии выделяются основные модели культуры. Натуралистическая (Вольтер, Руссо, Гольбах) своди-культуру к предметно-вещественным формам ее проявления, шдела в культуре человеческое продолжение природы. В лассической модели культуры (XIX в.) человек освобож-дается от зависимости от природного и божественного миров и )едстает как творец культуры, развивающий свои духовные по­тенции на основе принципов гуманизма, рационализма и исто­ризма (в идеалистическом варианте). В марксистской философии классическая модель культуры приняла материалистическую форму: культура понимается не как чисто духовное воспитание и просвещение индивида, а как создание необходимых условий (материальных прежде всего) для всестороннего развития чело­века. Неклассическая (модернистская) модель ори­ентирована на повседневную жизнь человека. В постмодер­нистской модели обращается внимание на то, что мир проти­вится неразумному воздействию на него человека. Эта модель отвергает попытки свести различные проявления культуры к какой-то первооснове.

Культура есть самовоспроизводство человека, осуществляе­мое в его материальной и духовной деятельности. В соответствии с этим различают материальную и духовную стороны культуры. Материальная культура - совокупность материальных благ, средств и форм их производства и способов овладения ими. Ду­ховная культура - сфера сознания (познание, воспитание и про­свещение, наука, философия, различные формы сознания, культура общения, дискуссий и т. д.), совокупность способов дея­тельности по созданию духовных ценностей. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное начало (способ­ности людей), а продукты духовной культуры облечены в мате­риальную форму. Материальная и духовная культуры - две сто­роны ее целостного феномена. Нередко называют подуровни единой культуры: физическая, экологическая, художественная и т. п. Существует также узкое понимание культуры как отрасли народного хозяйства, осуществляющей культурно-просвети­тельскую деятельность через библиотеки, музеи, клубные учреж­дения, театры и т. д.

В культуре выражен ее надбиологический характер. Человек воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочте­ний, определяемых многими обстоятельствами. На основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше.

Различаются "живая" культура — система ценностей, созда­ваемых в каждый данный момент жизни человека, и освоенная культура как воплощенная социальная память (в виде открытий в науке и технике, творений архитектуры и скульптуры, произве­дений литературы, живописи, музыки, народного творчества и т. д.). Через устойчивую сторону культуры (традиции) происхо­дит накопление и трансляция человеческого опыта в истории. Традиция как выражение преемственности, как историческая па-' мять - непременное условие новаторского развития культуры. Тиражирование известного, уже сотворенного ранее - это рас­пространение культуры. Оно приобщает широкий круг людей к процессу функционирования культуры в обществе. Творчество же культуры предполагает включение нового в процесс истори­ческого развития. Хотя, по мнению Н. А. Бердяева, творчество есть огонь, культура же есть уже охлаждение огня.

20.Общество и культура. Социальная детерминация культуры.

Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, отвергая опре­деляющую значимость материальных оснований культуры, ото­ждествляют ее с понятием общества. По мнению Питирима Со­рокина (США), общество составляет часть культуры. Последняя включает в себя идеологию как главный стержень культуры, материальную культуру как воплощение идеологических ценностей и "социальный компонент" (общество). Основными же культур­ными системами выступают религия, философия, наука и искус­ство. П. Сорокин объясняет развитие культур механизмом смены лежащих в их основе истин. Он выделяет три основных типа культур - идеальный, чувственный и идеалистический. Первый тип основывается на системе понятий, касающихся внемирового, сверхчувственного, неизменного абсолюта. Второй тип признает единственной реальностью вечно изменчивый материальный мир, поэтому цели и потребности его культур чисто физические. Третий тип синтезирует идеальное и чувственное на равных основаниях. Марксистское понимание культуры вскрывает прежде всего материальные, объективные закономерности ее развития.

На культурные процессы влияет уровень жизни, материаль­ного благосостояния народа, его обеспеченность средствами жизни. В условиях предпринимательского общества мерилом оказывает­ся не истинная духовная ценность тех или иных объектов куль­туры, а их рыночная цена как товара, что ведет к стерилизации ценностей. Имеется противоречие между внеэкономическими целями развития культуры и достижением их экономическим пу­тем.

В культуре проявляется как идеологическая, классовая узость, так и общечеловеческое начало. К таким сферам культуры как язык, наука, техника критерий классовости неприменим!. Искусство, мораль, философия, многообразные социальные нор­мы несут в себе общечеловеческое содержание, но на них в опре^-деленной степени накладывает отпечаток различие классовые интересов. Наконец, есть явления, по природе своей связанные *с существованием и противоборством классов (например, сферга политической культуры), хотя в определенных условиях содержание их может приобретать более широкую культурную значи­мость (например, идеи просвещения и гуманизма, выживания че­ловечества, общие принципы демократии).

Современная нарастающая автоматизация производства вы­тесняет из него неквалифицированного работника и поднимает значение человека с его знанием, способностями. Ситуация объ­ективно требует, чтобы "живое" знание опережало в своем разви­тии овеществленное. Это связано с тем, что темпы смены новых поколений техники стали опережать темпы смены поколений ра­ботников. Необходимо также преодоление разрыва между фор­мальной грамотностью населения и функционирующей, т. е. ис­пользуемой в практической деятельности. В передовых странах мира компьютерное образование стано­вится частью процесса труда, НТР подвела цивилизацию к порогу новой культуры - компьютерной, которая, трансформируя "книж­ную культуру", создает новый тип мышления, формирует у челове­ка синтез "интеллектуальной образности" и "чувственного модели­рования". Конечно, современную культуру нельзя свести лишь к компьютеризации. Развиваются экономическая, политическая, эко­логическая, демографическая и иные составляющие современной синтезной культуры. Все это создает благоприятные воз­можности для развития творческой активности человека.