Смекни!
smekni.com

Закономерности возникновения философии (стр. 7 из 22)

Материя имеет, помимо объективности, и другие всеобщие свойства: движение, пространство, время, структурность, несо-творимость и неуничтожимость, отражение (см. тему VII). Науч­ное понимание материи имеет важное значение не только для ес­тествознания, но и для обществоведения, для разработки мате­риалистического понимания истории. Естественно, последующее развитие познания и практики будет приводить к открытию но­вых свойств, видов и форм бесконечно развивающейся и неис­черпаемой материи.

Мысль о бесконечности вылилась в идею неисчерпаемости материи. В. И. Ленин эту идею высказал через гипотезу о неис­черпаемости электрона. Неисчерпаемость материи относится не только к физическим объектам, она универсальна. Онтологиче­ский аспект неисчерпаемости выражает бесконечность различных сторон, свойств, отношений материального мира. Гносеоло­гическая неисчерпаемость исходит из невозможности всеобъем­лющего знания о любом предмете в данный момент времени и предполагает бесконечное углубление знаний о мире в целом и его фрагментах.

Современная наука о строении материи. Материальное единство мира

Материя и ее объекты, отдельные состояния изменчивы, не­прерывны, одновременно - относительно устойчивы^ прерывны. Каждое материальное образование представляет собой единство вещества и поля, которые могут взаимно превращаться друг в друга. Дискретность выражена в качественно различных видах материи и формах ее движения. Наличие общих признаков по­зволяет объединить различные объекты в классы материальных систем (уровни организации материи). Основными структур­ными уровнями материи являются: неорганический мир (системы неживой природы), органический (биологические сис­темы) и социальный (общество).

Идеальное существует не менее реально, чем материальное. Но идеальное - свойство материального. В этом аспекте мате­риалистический монизм утверждает единство мира через его ма­териальность. Вместе с тем объекты бытия имеют "парную" (дуалистическую) природу, представляют единство противопо­ложностей (частицы и античастицы, положительные и отрица­тельные заряды и т. д.). Вселенная, по мнению А. Н. Уайтхеда, двойственна, ибо является одновременно преходящей и вечной, каждый завершенный элемент реальности обладает физической и духовной сторонами83.

Принцип единства мира не исключает идеи множественности миров, отличных от нашей Вселенной. Г. Лейбниц сформулиро­вал понятие "возможных миров", выбор из которых в своем ра­зуме делает Бог, опираясь на принцип максимального совершен­ства и оптимальности, богатства явлений, допускаемых физиче­скими законами. А. Уайтхед, помимо идеи двойственности Все­ленной, полагал, что она едина в силу своей универсальности и множественна, поскольку может быть разложена на любое число завершенных элементов. Р. Карнап допускал логически возмож­ные миры, которые можно описать непротиворечиво. Современ­ная космология материалистически трактует идею множествен­ности миров. Концепция многообразия миров "вписывается" в идею неисчерпаемости материи.

21.Движение как способ бытия материи.

Мысль о необходимой взаимосвязи материи и движения -одна из традиционных в истории философии.

Господствовавший ранее механицизм сводил высшие формы движения к низшим, пытался биологические процессы объяснить только из закономерностей физико-химического взаимодействия, а социальные - из особенностей биологического развития чело­века. Например, Р. Декарт рассматривал животное как сложный механизм, а Ж. Ламетри человека как машину. П. Гольбах обще­ственную жизнь пытался объяснить с помощью притяжения и отталкивания. Одним из первых, под влиянием открытий в физи­ке (теории электричества), химии и биологии, выступил с крити­кой механицизма в естествознании Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854). Он развил динамическое воззрение на природу, усматривая в каждом ее явлении продукт борьбы разнонаправ-ленных сил (образцом противоборства полярных сил назывался магнит). С позиций объективного идеализма Шеллинг стремился показать, как из единого первоначала рождается в результате не­коего "творческого акта" все многообразие универсума.

Со второй половины XIX в. появился энергетизм, который все явления материи и сознания пытался подвести под понятие энергии.

Диалектический материализм исходит из того, что движение есть способ существования материи, где взаимопроникают и пе­реходят друг в друга самодвижение (спонтанное, импульс любых изменений и деятельности), действие (сообщенное или приобре­тенное движение как момент самодвижения) и отражение (сто­рона движения, характеризующая взаимодействие отражаемого и отражающего).

В истории философии предпринимались попытки классифи­цировать многообразие форм движения. Аристотель называл та­кие виды, как изменение по сущности, возникновение, уничтоже­ние, переход из одного состояния в другое по качеству, увеличе­ние и уменьшение по количеству, перемещение по положению.

Ф. Бэкон насчитал 19 видов движения. Целостную классифика­цию форм движения материи осуществил Ф. Энгельс. Он разли­чал механическое, физическое, химическое, биологическое и со­циальное движения. В основу классификации были положены принципы: а) формы движения соотносимы с определенным ма­териальным уровнем организации материи; б) между формами движения существует генетическая связь, т. е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; в) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Классификация Ф. Энгельса требует развития и дополнения.

Наука XX в. механическое движение перестала рассматри­вать как фундамент всех физических процессов. Наоборот, меха­ническое движение тел обусловливается глубинными процессами взаимопревращения элементарных частиц, сложными переплете­ниями сильных, слабых, электромагнитных и гравитационных взаимодействий. В особенностях этих взаимодействий были за­ложены предпосылки для развертывания более сложных матери­альных систем и форм движения.

Открыты новые формы физического движения: процессы микромира и мегамира. Согласно современным представлениям, химическая форма движения возникает из взаимодействий мик­ромира, обеспечивает переход от физики микромира к макрофи-зическим процессам.

Применительно неорганической материи активно обсуждает­ся вопрос о геологической и астрономической формах движения.

Уточнены представления о первичных материальных носителях биологического движения. Кроме белковых молекул в качестве но­сителя жизни выделены нуклеиновые кислоты - ДНК и РНК.

В социальной форме движения, помимо материальных элемен­тов, учитывается идеальная реальность, человеческое сознание, обеспечивающее функционирование и развитие общества как цело­го. Социальное движение - процесс и вместе с тем результат взаи­модействия людей в формах целеполагающей деятельности.

22.Пространстьвенно временная структура бытия.

Исторически сложились два подхода в понимании простран­ства и времени. Первый -субстанциональный - рассмат­ривает пространство и время как самостоятельные сущности на­ряду с материей. Эта идея, намеченная Демокритом, получила свое выражение в концепции абсолютного пространства и вре­мени И. Ньютона, воплотилась в геометрии Евклида. Благодаря пустоте движение дискретных материальных тел в пространстве и времени осуществляется якобы за счет внешнего, привнесенно­го действия.

Второй -реляционный подход - наметился у Аристо­теля и был развит Р. Декартом, Г. Лейбницем, Д. Толандом, Л. Фейербахом, Ф. Энгельсом, воплотился в неевклидовой гео­метрии, получил математическое обоснование в теории относи­тельности Альберта Эйнштейна (1879-1955). В этой концепции пространство и время рассматриваются не как особые субстан­ции, а как формы существования вещей. В социальной жизни рост величин во времени (например, рост населения, капитала, знаний, научной информации) увязан с пространственным рас­пределением этих процессов (с урбанизацией, распределением капитала, центрами кристаллизации знания).

Пространство - форма бытия материи, которая характери­зует ее структурированность, дифференцированность, взаимное расположение, протяженность, соразмерность, объем, величину, форму тел мира.

Объекты представляют собой процессы, развертывающиеся по стадиям, характеризующимся длительностью, скоростью, ритмом и темпом. Время - форма бытия материи, характеризую­щая преимущественно ее изменчивость, длительность существо­вания объектов и последовательность смены их состояний. Вре­мя противоречиво: течет (непрерывно) и длится (прерывно из-за конечности каждого акта изменения). Момент выступает как за­фиксированное "мгновение" движения, как преходящий элемент временной структуры бытия. Трем модусам времени - прошло­му, настоящему и будущему - соответствуют три состояния со­знания: память, созерцание и творчество.

Различают реальное (объективное), субъективное (отражен­ное реальное в сознании человека) и концептуальное пространство и время. Последнее - это теоретические "модели описания ре­альных пространства и времени. Таковыми выступают трехмер­ное эвклидово пространство, четырехмерное пространство-время теории относительности, многомерные модели. В современных концепциях вводится представление о десятимерном пространст­ве-времени. Оно допускает предположение, что при рождении нашей Метагалактики только 4 из 10 измерений обрели макро скопический статус, а остальные оказались "свернутыми" в глу­бинах микромира. Не исключено, что развитие материи порож­дает наряду с нашей Метагалактикой множество различных ми­ров с иными размерностями пространства-времени и другими значениями фундаментальных мировых констант, физических величин, управляющих превращениями элементарных частиц.