Смекни!
smekni.com

Закономерности возникновения философии (стр. 8 из 22)

На разных уровнях организации материи имеются разные структуры пространства и времени.

В локальных областях макромира пространство-время харак­теризуется эвклидовой геометрией. В масштабах галактик и Ме­тагалактики существенную роль играет кривизна пространства-времени, связанная с взаимодействием тяготеющих масс. Мета­галактика пульсирует, переходя от расширения к сжатию и на­оборот.

С прогрессом общества возрастало осмысление пространст­ва-времени как объективной реальности. Человек нового времени задумывался о гибельности темпов цивилизации, занялся поис­ком объективных причин необратимости времени и условий со­циального бытия, сохраняющих и продолжающих жизнь приро­ды и общества.

Динамизм социального времени сочетается с силой истори­ческой инерции. Она выражается в привычных способах хозяй­ствования, сложившихся традициях, образе жизни, менталитете и т. п. При осуществлении реформирования, модернизации необ­ходимо учитывать обе тенденции: а) превращения, движение; б) относительные стабильность, покой.

23.Эволюция представлений о природе в истории философской мысли. Возникновение земной жизни, жизнь как ценность.

Одной из сфер бытия, значительной частью материальной объективной реальности выступает природа.

В древности силы природы персонифицировались в образах богов, человек ощущал свою слабость в противостоянии им. В античном мышлении природа понималась как подвижное целое, а человек как одна из ее частей. Идеалом считалось жить в согла­сии с природой. Начали складываться натуралистические теории, преувеличивавшие зависимость общества от природы (Платон, Аристотель, Гиппократ, Геродот). Для обозначения упорядочен­ного единства мира, в противоположность Хаосу, Пифагор ввел понятие космоса, главным свойством которого считалась гармо­ния сфер. В религиозно-идеалистической философии космос ли­бо увязывался с творцом, либо рассматривался пантеистически.

В средневековье природа ставилась ниже, чем человек, ибо последний мыслился как образ и подобие Бога, как венец творе­ния и царь природы. Считалось, что в природе воплощен божест­венный план. Продолжалось укрепление концепции географиче­ского детерминизма. Например, Шарль Монтескье (1689-1755) считал, что общественно-политическое устройство государства, религиозные и иные представления, форма семьи, обычаи людей, законы их развития определяются характером поверхности Зем­ли, почвой и особенно климатом.

Философская мысль отмечает двойственную роль природы по отношению к человеку. Сила природы слепа, пока мы нера­зумны. "Природа нам враг временный, а друг вечный потому, что нет вражды вечной, а устранение временной есть наша зада­ча...". На заре XX в. природа рассматривалась А. А. Богдановым как враг и в то же время полный таинственного очарования друг человека. По мнению ученого, необходимым дополнением "то­варищеского сотрудничества" становится сотрудничество с при­родой. Богданов первым обрисовал возможности мирного ис­пользования атомной энергии и первым предупреждал человече­ство об опасности атомного уничтожения.

Диалектика природы от неживой к живой. Жизнь как ценность.

Природа - совокупность естественных условий существова­ния человечества, окружающий человека динамический мир во всем многообразии своих проявлений. Природа существует по своим собственным, не зависящим от человека основаниям и за­конам.

Возникновение земной жизни - закономерный результат предшествующей эволюции нашей планеты как элемента Космо­са (хотя конкретные условия для появления жизни на планете Земля могут возникать в природе случайным образом). Совре­менная наука называет стадии зарождения живого: появление химических и далее углеродистых соединений, белковых ве­ществ и нуклеиновых кислот; их соединения породили коллоид­ные капельки, которые обладали первыми примитивными при­знаками жизни; возникновение белковых тел; появление одно­клеточных и многоклеточных организмов. Первые признаки жизни на Земле появились примерно 3,8 млрд лет назад. 2 млрд лет назад возникли первые клетки, способные к использованию энергии солнечного света для химических реакций, в процессе которых выделяется кислород. Возникла биосфера.

Жизнь характеризуется как преобладание организованно­сти, порядка над хаосом. Это более высокая организация мате­рии, которая обладает свойством уменьшения энергоотдачи в ок­ружающую среду и увеличения притока энергии из нее. Жизнен­ный процесс как взаимоотношение между организмом и средой осуществляется на основе извлечения информации из отражения.

Ценность жизни понимается в разных подходах: а) как "бла­гоговение" перед жизнью не только ради человека, но и других существ (Швейцер, Блэкстоун)*; б) сохранение жизни - необхо­димая предпосылка для существования человека и человечества - от протагоровского о человеке как мере всех вещей. Гуманистиче­ски ориентированный тезис о безграничном развитии человека, о человеке как мере всех вещей, не дополненный требованием от­ветственности человека перед всем живым на Земле и во Вселен­ной, превращается в тираническое отношение к природе. Поэто­му первая позиция более осмотрительная, хотя и она не лишена недостатков. Главный из них заключен в том, что считается не­допустимым какое бы то ни было вмешательство человека в био­сферу. Впрочем, сформулированные положения следует рас­сматривать как взаимодополняющие друг друга. Функция чело­века как защитника природы способна защитить и человека от самого себя, т. е. сделать его мерой всех вещей.

24.Взаимодействие общества и природы и философские проблемы экологии. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

В ходе эволюции ослабевает непосредственная зависимость социума от природы, ибо человек повышает свою защищенность от ее стихийных сил. Зато опосредованная зависимость, в связи с углублением контактов между обществом и природой, усилива­ется. Общество выступает как более активная сила этого проти­воречия.

Воздействие природы на общество осуществляется стихийно.

1. Природа - необходимая предпосылка возникновения и су­ществования человека, составная часть причин функционирова­ния и развития общества. Так, в процессе жизнедеятельности растений благодаря солнечной энергии у имеющихся у земной поверхности веществ ежегодно образуется около 180 млрд тонн биомассы и около 300 млрд тонн кислорода, без которых не­возможна жизнь человека. Природа является естественной кла­довой предметов труда. Она обеспечивает общество материалом для создания орудий труда. Природные силы, присоединенные к человеческим, многократно их усиливают.

Воздействие общества на природу целенаправленно, универ­сально и динамично, осуществляется через практическую дея­тельность людей.

1. Расширяются пространственные границы освоения приро­ды человеком. Достигнут планетарный характер производствен­но-хозяйственной деятельности. Человек вышел в ближний кос­мос и использует его в своих целях. Происходит также дальней­шее изучение и освоение природы "вглубь", открытие и исполь­зование новых элементов, ранее неизвестных свойств и законов природы. Широко применяются полимеры, ядерные превраще­ния, полупроводники, лазеры, биологические способы защиты растений, очистки вод.

Взаимодействие общества и природы носит исторический характер. Первобытные коллективы жили в тесном единстве со своей средой обитания, их зависимость от природы на стадии присваивающего хозяйства была полной. Было относительное тождество общества и природы, перешедшее в различие. В клас­совом обществе различие переросло в противоположность. По­требительское отношение к природе при капитализме, особенно на стадии первоначального накопления капитала, отсталость тех­нологий в развивающихся странах, бесхозяйственность при госу­дарственном социализме привели к экологическому кризису.

В рамках рассматриваемой концепции находятся некоторые представления, выводящие сознание за границы мозга. "...Возможно, существенным, каким-то первичным образом со­знание размещено вне индивида и представляет собой какое-то полевое образование"99. Как подчеркивают некоторые философы (например, А. К. Манеев), мозг можно представить в виде блока считывания информации, которая хранится в биополевой систе­ме. Носителями же сознания могут быть элементарные частицы -лептоны. Согласно современной гипотезе торсионного поля, ко­гда предмета (прежде всего человека) уже нет в данном месте, его след в пространстве сохраняется, пока другие торсионные поля его не нарушат. Накапливаясь в физическом вакууме, "ин­формационный сгусток" может после гибели нашей Вселенной реализоваться в иной материальной форме и продолжить свое существование в возникающих новых космических системах.

Позиция равноодинаковости идеального и материального в сознании, особенно мнение об элементарных частицах как носи­телях сознания, с методологической точки зрения нами не может быть принята. Вышеобозначенный подход не согласуется с клас­сической философской аксиомой о сознании как высшей форме отражения (само же отражение есть атрибут материи). Движение материи вне нас, логика действительности, предметов определя­ют движение и логику сознания, которое не только пассивно от­ражает, но и активно воздействует на действительность. Сознание вторично по отношению к материи по происхождению, по физиоло­гической основе (продукт материальной коры больших полушарий мозга) и по содержанию, как образ вторичен к оригиналу.

В эволюции взглядов на природу сознания можно выделить ряд рациональных подходов: выделение понятия идеального как противоположности материальному, чувственно-предметному (Платон); признание сознания как активной деятельной силы (Лейбниц и другие идеалисты); утверждение принципа диалекти­ки и постановка вопроса о социально-исторической основе со­знания (Гегель); подчеркивание зависимости психики человека от его телесной организации и выделение качественной специ­фики мышления (Фейербах); осмысление сознания как продукта социально-исторического развития человека, как образа внешне­го мира, возникающего в результате активного изменения людь­ми действительности (диалектический материализм); понимание сознания не как противоположности материи, а как духовного регулятива ее саморазвития в лице человека (космизм, имма­нентная философия).