Смекни!
smekni.com

История развития 2 (стр. 2 из 8)

Веды делятся на 4 части:

-самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

-брахманы - сборник ритуальных текстов;

-арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);

-упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.

2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):

В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата».

* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определённых систем или школ.

Эти школы делятся на две большие группы:

1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед.

1. Санкхья - 6 век до нашей эры

2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры

3. Миманса - 5 век до нашей эры

4. Веданты - 4-2 века до нашей эры

5. Ньяя - 3 век до нашей эры

6. Йога - 2 век до нашей эры

2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).

1. Джайнизм - 4 век до нашей эры

2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры

3. Чарвака - Локаята.

3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):

Происходит систематизация и обобщение накопленного философского материала.

Общие черты философских школ Древней Индии:

1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское единение... Всё есть видоизменение единой сущности».

2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни - освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и блаженства - Нирваны.

3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние. Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни, руководства жизнью.

4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины, абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.

5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.

6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма определяет форму очередного перерождения.

Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от полной зависимости от материального мира к его свободе.

В. Древний Китай.

Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры) возникает рабовладельческий уклад хозяйства.

В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.

В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался новый этап развития государства и философии.

Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:

- осознание природы, общества, человека

- взаимосвязь человека и п[11] рироды.

Основные философские школы в Древнем Китае:

1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач тогдашней философии.

2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель и политический деятель, основатель школы конфуцианства):

* В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила.

* Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО - сыновья почтительность и забота о родителях.

* Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть послушным (в соответствии с субординацией)

3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).

Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).

Главная идея:

* жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по определённому пути - Дао.

Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы (воздух, эфир) составляет основу мира.

*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в следовании естественности и бездеятельности (недеянии). Окружающее общество - пагубно для человека. Нужно стремиться от окружающего нас общества.

Черты Китайской философии.

1. Она тесно связанна с мифологией, но связь с мифологией предстает, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о «золотом веке».

2. Она связана с острой социально-политической борьбой. Многие философы занимали важные государственные посты.

3. Она редко прибегала к естественнонаучному материалу (исключение - школа Моистов)

4. Практицизм теоретических поисков: самоусовершенствование человека, управление государством. Этические критерии в любом деле у китайцев были основным материалом.

5. Канонизация конфуцианства приведшее к идеологическому закону между естествознанием и философией.

6. Отрыв китайской философии от Логики и Естествознания замедлил формирование панятийного аппарата, поэтому теоретизирование натурфилософского и мировоззренческого характера были редки. Метод философского анализа для большинства китайских школ остался фактически неизвестным.

7. Рассмотрение мира как Единого Организма. Мир един, все элементы его взаимосвязаны и гармонично поддерживают равновесие.

8. Китайская философия древности антропоцентрична, направлена на решение проблем житейской мудрости, имеет установку на естественный ход вещей, недеяние.

В целом выводы по философии Древнего Востока.

1. Она имела ряд особенностей, отражающих особенности развития народов, их социально-хозяйственные и государственные традиции.

2. Многие тезисы этой философии вошли в последующие философские системы:

-индийское - «то есть ты ( или всё есть одно )», - первое слово философии о единстве всего существующего нашло своё отражение в метафизике всеединства Вл. Соловьёва;

-египетское - о материальной первооснове природных явлений нашло своё отражение в античной философии материалистов.

-китайское - а) философия даосов о естественном пути всех вещей - Дао - нашло своё отражение в нравственном категорическом императиве канта, диалектике Гегеля.

б) конфуцианская школа стала первой догматической школой, обосновывающей авторитетную власть - нашло своё отражение в советской философии.

3. В изучаемых регионах не были развиты периоды культуры - Возрождение, Просвещение, Реформация.

Почему?

Рационалистические тенденции не получили должной реализации, а поэтому по существу остались не затронутыми научно-техническим прогрессом очаги высочайшей древней цивилизации Индии, Египта, Китая. Это связанно с особой восточной традицией, традицией духовности, особым менталитетом.

Особенность же в том, что богатство духовной жизни с самого начала была предпочтительней рационалистической материальной жизни. Именно поэтому цивилизация в этих странах (особенно в Индии), цивилизация смысле промышленно-технического развития, не развита именно потому, что развитие могло состояться только в ущерб развитию духовному. А это было бы губительно. Губительность для культуры рационализма и технического прогресса хорошо сознавалась, и сознаётся теперь.

2. Античная философия.

Известно, что наша цивилизация является дочерней по отношению к античности, поэтому античная философия выступает как предтеча современной философии.

Античная философия - это философия древних греков и древних римлян.

Она существовала с 6 века до нашей эры до 6 века нашей эры, т.е. около 1200 лет:

1. Начало - Фалес (625 - 547 г.г. до нашей эры) – конец - декрет императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. нашей эры).

От формирования архаических полисов на ионийском и италийском побережье (г. Милет, Эфес, Элея) до расцвета демократических Афин и последующего кризиса и крушения полиса.

Всплеск философской мысли был обусловлен:

-демократическим устройством общества;

-отсутствием восточной тирании;

-удалённым географическим положением.

В своём развитии античная философия прошла 4 этапа:

1 этап: Досократовский с 7 - 5 века до нашей эры (знаменитые немецкие филологи-классики 19 века: Герман Дильс, Вальтер Кранс вводят термин "Досократики" для совокупного обозначения натурфилософских школ).

Ионийская группа школ:

-Милетская: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен (6 век до нашей эры).

-Элейская школа (5 век до нашей эры): Парменид, Ксенофан.

-Гераклит из Эфеса.

Афинская группа школ:

-Пифагор и пифагорийцы.

-Механицизм и атомизм: Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Левкипп.

-Софизм (2 половина 5 века до нашей эры): Протагор, Горгий, Продик, Гиппий.

2 этап: Классический (с половины 5 до конца 4 века до нашей эры).

Сократ (469 - 399 г.г. до нашей эры).

Платон (427 - 347 г.г. до нашей эры).

Аристотель (384 - 322 г.г. до нашей эры).

Этические школы:

- гедоническая (Аристипп)

- циническая (Антисеен).

3 этап: Эллинистический (конец 4 - 2 века до нашей эры).