Смекни!
smekni.com

Общество как развивающаяся система 5 (стр. 3 из 3)

Но для того, чтобы выдающейся личности было кого вести за собой нужны народные массы. Во всех сферах общественной жизни народным массам принадлежит решающая роль. Народ - творец истории. И это не фраза. Не раз в истории стран и народов войны и стихийные бедствия, казалось, подрывали самые основы общественной жизни. Но оставался народ и он все останавливал. Вместе с тем роль народных масс, степень их активности на протяжении истории не остаются неизменными. В истории действует закон возрастания роли народных масс.

4. В чем состоит различие «формационной» и «цивилизационной» концепций анализа общества?

На сегодняшний день определились два методологических подхода к анализу исторического процесса. Один — формационный, или монистический, другой — цивилизационный, или плюралистический. Коренная идея монистического подхода состоит в признании единства человеческой истории и ее прогресса в форме стадиального развития. Коренная идея второго — отрицание единства истории человечества и его прогрессирующего развития.

В эпоху Возрождения и Просвещения концепциям провиден­циализма противопоставляют рациональные объяснения истори­ческих фактов. Гердер дает наиболее цельную, философски обоб­щенную картину развития человечества эпохи Просвещения. Для него история есть “закономерное развитие культуры”. Влия­ние Гердера было огромно, оно заметно и у Гегеля. Для послед­него история есть закономерное развитие абсолютной идеи в духе. Субстанция духа — свобода. Прогресс фиксируется разви­тием искусства, науки, религии, философии.

Маркс также сторонник прогресса. Для него критерием по­ступательного развития общества является уровень производи­тельности общественного труда. Прогресс производительности тру­да и средств производства приводит к революциям, смене одних общественно-экономических формаций другими: первобытно-общинную, рабовладельческую, фео­дальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Марксисты видят смысл истории в максимальном общественном развитии, вследствие которого все более свободным становится каждый член общества. Марксистская концепция философии ис­тории встретилась с большими трудностями, истоки которых кри­тики марксизма видят в потере человека. Недопустимо сводить человека к не субъективным факторам производства. Ведь послед­ние в конечном счете просто не имеют самостоятельного значе­ния: средства производства — это символы самих людей. Смысл истории содержится поэтому не в средствах производства, а в том, что они символизируют. А символизируют средства производст­ва духовную жизнь общества.

В XX в. концепция линейного развития общества неоднократ­но подвергалась уничтожающей критике, особенно у Шпенглера. О.Шпенглер, А,Тойнби, П.Сорокин развивают идею локальных обществ. Указанные авторы выдвигают типы обществ, которые обладают своеобразными особенностями, не позволяющи­ми представить историю в виде линейного процесса. Для Шпенглера существует восемь культурных организмов: египетский, индийский, китайский, западноевропейский и т.п. Возникнув, организм выступает как культура. Культура умирает, переходит в цивилизацию. Высшая ценность — это культура, творчество. На стадии цивилизации культура вырождается, она становится массовой, господствуют техника, политика, спорт. Смысл исто­рии полностью определяется наличной стадией общества[7;238].

Тойнби Арнольд (1889—1975) —английский философ. В глав­ном труде своей жизни “Исследование истории” Тойнби объяс­нял всемирно-исторический процесс с позиций “культурно-исто­рической методологии”, т. е. на основе признания самозамкну­тых дискретных единиц, “цивилизаций”, на которые распадается история и которые составляют ее циклы. Каждая цивилизация включает в себя возникновение, рост, “надлом”, упадок и раз­ложение. Развитие цивилизаций объясняется мировыми рели­гиями, их история включает в себя свободное самоопределение человека. Динамика цивилизаций определяется “законом вызова и ответа”. “Вызов” создает историческая ситуация, а адекват­ный или неадекватный ответ дается той или иной цивилиза­цией. Заслуга адекватного ответа принадлежит “творческому меньшинству” общества, которое властвует. Затем это мень­шинство консервирует власть, теряет творческие способности к адекватному ответу, что приводит к “надлому”, а затем — при определенных условиях — к гибели цивилизации[7; 289].

П.Сорокин также противник концепции линейности истори­ческого развития. Он, однако, не ограничивается социологиче­ским анализом различных культур. В оценке их своеобразия он исходит из системы ценностей, которые позволяют ему система­тизировать обширнейший социологический материал. Для П.Со­рокина главные ценности — это истина, красота, добро и их един­ство — польза. Любую человеческую активность можно объяс­нить посредством универсальных ценностных категорий

Итак, формационный и цивилизационный подходы к пониманию исторического процесса предполагают (гласят):

1) Формационный: История – объективный, естественный исторический процесс смены формаций. Функционирование и время существование формаций зависит от развития материального производства. Маркс не утверждал глобальности такого характера, это сделали его последователи. Неудовлетворенность формальным пониманием исторического процесса, из-за того, что в формации экономические отношения определяют все другие (понимание в духе экономического материализма). Понятие формации имеет значение как системообразующего начала всего социально-экономического и политического строя данного общества. Формации различаются по доминирующим формам собственности. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящей под влиянием прогресса производительных сил, открывающего новые материальные возможности для человеческой деятельности, для формирования общественных отношений

2) Цивилизационный: Охватывает не только экономические моменты, но и социально-культурные изменения общества, духовное отношение. Большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов и представляет человека ведущим творцом истории, своей судьбы. Кроме того цивилизационный подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.

5. Заключение.

В своем развитии, общество проходит качественно определен­ные этапы. В каждом из этих этапов действуют и общие законы, харак­теризующие именно повторяющееся, устойчивое в истории, и спе­цифические, проявляющиеся только в ограниченном историчес­ком времени и пространстве. Общие и особенные законы взаимосвязаны и должны изучаться в единстве, поскольку послед­ние характеризуют качественную определенность каждой общест­венно-экономической формации, показывая ее исторически пре­ходящий, изменчивый характер. Общие же законы составляют как бы невидимую нить, которая связывает все этапы развития человечества в единое целое. А совокупность всех видов деятельности, все вместе взятые и взаимосвязанные группы и их институты создают общество в целом как самодостаточную социальную систему – продукт совместной деятельности людей, способных собственными усилиями создавать все необходимые условия для своего существования.

Таким образом, социально-философский анализ общества как целостной саморазвивающейся системы включает в себя рассмотрение и его статистики и его динамики, иначе говоря, учет и составляющих его групп, институтов, и постоянно происходящих в обществе процессов эволюционного и революционного изменения и развития.[4,399]

6. Список литературы.

1. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2007. – 736с.

2.Каримский А.М. Философия истории Гегеля. М. 1988г.

3. История социальной философии и историософии. М., 2000г..

4. «Философия», учебник под редакцией профессора В.Н. Лавриненко, про-фессора В.П. Ратникова. Москва «Культура и спорт» Издательское объеди-нение «ЮНИТИ» 1998

5. Соколов С.В. Социальная философия: Учеб. пособие для вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003

6. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д. Философия.: учебник.- М.: ИНФРА, 2004

7. Канке В.А. Философия: Исторический и систематический курс Изд-во Логос, 2005г.