Смекни!
smekni.com

Ричард Ливингстон и Карл Мангейм о проблеме совершенствования духовного образования (стр. 3 из 3)

При участии английских представителей на одной из европейских встреч в 1961 г. была предпринята попытка осуществить ту "социальную контекстуализацию" морального кодекса, о которой говорил Карл Мангейм. Встреча закончилась разработкой своего рода нравственно-идеологического кодекса гражданина Европы. Последний звучит так:

"1. Уважение людей и как индивидуумов, и как членов определённой социальной и национальной группы;

2. Признание приоритета нравственных и духовных ценностей;

3. Критический дух и ясное непредвзятое мнение;

4. Вера в ценность демократических институтов, законов, образа жизни и готовность их сохранять и совершенствовать;

5. Взаимопонимание с другими нациями...без умаления чувства любви к собственной стране;

6. Готовность подчинять партикулярные интересы общему интересу европейского сообщества;

7. Горячее стремление оказывать сопротивление любому гнёту, откуда бы он ни исходил;

8. Приверженность обязательствам..., взятым в рамках сообщества наций;

9. Признание необходимости сотрудничества со всеми народами" [3, c.20]. С целью воспитания учащихся в духе этих ценностей в ряде английских школ уже с начала века стали появляться курсы: "Основы гражданственности" ("Civics"), "Экономика", "Современная история"... Но в целом они не очень распространены: в 1963 г. Англия входила в число 5 из 17 государств Совета Европы, в школах которых не было специального предмета типа"Civics"[3, c.67].

Британская школа не перегружает учебное расписание предметами, специально несущими нравственно-идеологическую нагрузку. В этом проявляется влияние "интегральной концепции школьной программы", которую также отстаивали в своё время Ливингстон и Мангейм, проводя мысль о том, что личность едина и неделима. Мангейм писал по поводу важнейшей "составной" духовного образования: "Раньше, когда сама мораль считалась независимой частью общества, мы думали, что отдаём ей должное, если включаем в программу религиозное или этическое воспитание. Сегодня мы знаем, что такое включение неэффективно, пока религиозное или этическое воспитание не связано с другими частями школьной программы. На формирование характера оказывает влияние всё, чему мы учим, и ещё в большей степени то, как мы учим" [2, c.463].

Уроки религии, посещаемые к тому же не всеми учащимися, остаются в английских школах фактически единственными, преследующими сугубо воспитательную цель, но это не мешает британской школе быть образцом активного гражданского воспитания детей. Последнее достигается в ходе преподавания обычных учебных предметов, прежде всего гуманитарных, которым, как мечтал о том Р.Ливингстон, отводится в учебном процессе весьма заметная роль. В современной английской социологии образования и педагогике очень популярно мнение знаменитого теоретика образования, который полвека назад сказал, что "мерило успешного образования - не объём знаний, с которым учащийся уходит из школы", а то, в какой степени школа "помогает обрести точку опоры в этом озадачивающем мире" [1, c.28]. Возможно, что именно в распространённости такого рода подхода к задачам школьного обучения и в огромном внимании к задачам духовного образования молодёжи коренится одна из главных причин социальной стабильности британского общества в уходящем столетии.

Список литературы

[1] Livingston R. On education // Cambridge. New York, 1945.

[2] Манхейм К. Диагноз нашего времени. М., 1994.

[3] Civics and european education at the primary and secondary level. Strasburg, 1963.