В философии важен и ярко выражен национальный элемент: есть русская, немецкая, английская, французская и, наконец, греческая философия. Однако нет ни русской, ни немецкой химии, физики, математики.
Можно ли философию определять словом «наука»?
Часто встречается определение философии как науки о наиболее общих законах природы, общества и мышления. Законы имеют универсальный и всеобщий характер и конкретизируются с указанием на закон единства и борьбы противоположностей, взаимоперехода качественных и количественных изменений, закон отрицания отрицания.
Понимание философии как науки самым последовательным образом было сформулировано первым позитивистом О. Контом. Частные науки (физика, химия, биология), по Конту, рисуют частные позитивные изображения окружающего нас мира, по необходимости друг с другом не связанные, а научное изображение мира в целом из разрозненных фрагментов обеспечивается научной (позитивной) философией. Вместе с тем, уже по мысли Ф. Энгельса, философия должна решительно отказаться от претензий на роль «науки наук». Научное мировоззрение, как он утверждает, не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками.
Но если определить, насколько правомерно представление о философии как о науке (даже при оговорке, что это особая наука, наиболее общая, интересующаяся всем миром в целом, а не частными фрагментами действительности), необходимо выявление критериев научности: повторяемость в наблюдении; интерсубъективность знания (его всеобщность и независимость от личности ученого); воспроизводимость опыта. Эти критерии вряд ли приемлемы для философии с ее обилием авторских концепций, борьбой направлений и стремлением к самовыражению в поиске всеобщего.
Вместе с тем исторические параллели философии и науки достаточно очевидны. Философия и наука — «звенья единой цепи» в направленности человеческого интеллекта к постижению основ бытия, в сфере натурфилософии, космологии, онтологии они совпадали друг с другом.
Обладает ли философия, как и наука, практической значимостью?
Разделение науки и философии частенько обусловливается тем, что наука обладает непосредственной практической значимостью, а философия — нет: на основании открытий и достижений науки можно построить технические сооружения, интеллигибельные же рассуждения философии не имеют практического значения, бесполезны, а иногда и просто вредны. Но философия тоже служит практической цели: в то время как наука дает методы изобретения физических и химических приспособлений, философия дает методы, с помощью которых можно направлять поведение людей. Таким образом, философия достигает своей практической цели даже еще более прямым путем, чем собственно наука.
3. Онтология и гносеология как составные части теоретической философии
Онтология – учение о фундаментальных принципах бытия. Понятие «бытие» является исходным в философском осмыслении окружающего мира, оно соответствует убеждению человека, что мир, вещи, процессы и состояния существуют. Бытие – это все, что существует в объективной (мир объекта, физических состояний, социоприродный мир) и субъективной (мир субъекта, мир психических состояний, сознания, духовный мир человека) реальности. Онтология (учение о бытии) неразрывно связана с гносеологией (учением о познании) и другими разделами философии. Ведь если мы говорим о бытии (существовании) чего-либо, то сразу возникает вопрос: откуда мы это знаем.
Формы бытия: бытие вещей и предметов (процессы, состояния вещей и природы); бытие человека как природного и социального существа, социальное бытие общества и человека в нем и т. д.
Основные проблемы онтологии. Основным отличием онтологических вопросов от иных является их заведомая неоднозначность и неразрешимость. Таких проблем множество, но выделяют основные: проблема бытия и небытия; проблема сознания; проблема единства мира; проблема Бога, его отношения к человеку и миру; проблема движения и т. д.
Развитие онтологии в истории философской мысли. Основополагающие онтологические проблемы были сформулированы еще в античной философии, когда впервые были поставлены вопросы о бытии и небытии, бытии и мышлении. В средние века ведущим становится онтологический вопрос о бытии Бога и его отношениях с миром и человеком. В Новое время происходит модификация мировоззрения, а следовательно, и онтологии – теоцентризм был заменен на механицизм, рационализм и природоцентризм.
С XVII—XIX вв. происходит отход от традиционных онтологических проблем, связанный со стремлением многих философских школ и направлений (позитивизм, неокантианство) к критике «старой метафизики» и ее проблем. Новая философия была ориентирована на науку. Онтологическая проблематика была подвергнута количественным и качественным изменениям – дезактуализации и максимальному уменьшению ее «веса» в философских построениях. В XX в. произошла частичная реабилитация онтологии, сопровождавшаяся значительной трансформацией онтологических проблем. Так, например, основным онтологическим вопросом экзистенциализма стало бытие человека, а в феноменологической философии – бытие феноменов (сущностей).
Гносеология (от греч. gnosis – знание, logos – учение) – философская дисциплина, занимающаяся исследованием и критикой теорий познания. Гносеология исследует наиболее общие вопросы, касающиеся познавательной деятельности человека, в ходе изучения которых необходимо решить гносеологические проблемы, важнейшие из которых:
1) проблема познаваемости мира. Философы, решающие эту проблему, разделяются на тех, кто признает познаваемость мира и достижимость истины, и опровергающих эту возможность.
Вопросы о том, что такое истина, достижима ли она, каковы критерии для определения истинности полученного знания, появились еще в античности. Классическая концепция истины берет начало от Аристотеля и сводится к принципу соответствия знания об объекте истине о нем. В рамках этой концепции существует ряд формулировок этого принципа: совпадение мыслей действительности, соответствия понятий предмету познания и др.
Прагматическая концепция (Ч. Пирс, Д. Дью) истинным считает знание, которое ведет к успешному действию и достижению поставленной цели. Представители конвенционалистической концепции (А. Пуанкаре и др.), анализируя историю науки, пришли к выводу о том, что считающиеся истинными аксиомы -лишь конвенции (соглашения) между учеными, поэтому научные теории не могут рассматриваться как истинные или ложные;
2) проблема структуры познания конкретизирует вопросы о содержании понятий «субъект» и «объект» познания. В обыденном познании субъект отождествляется с познающим человеком, а объект – с познаваемой вещью или явлением. Материализм отводит важнейшую роль в процессе познания объекту – объект воздействует на субъект. Философы-идеалисты (И. Кант, Д. Юм, Г. Фихте, Д. Беркли) развивали идею активности субъекта познания;
3) проблема познавательных способностей человека. Большинство философов считают возможным познание мира человеком. Однако немало мыслителей писали о неспособности человека к познанию либо в силу ограниченности познавательных способностей (Д. Юм), либо по причине существования непознаваемых вещей (И. Кант);
4) изучение проблемы способов познания приводит к определению важности или приоритетности эмпирического (чувственного) и рационального познания;
5) проблема условий, движущих сил и закономерностей познания определяет функции практики и влияния социокультурных факторов.
4. Научное и вненаучное знание. Формы вненаучного знания.
Познание не ограничено сферой науки, знание в той или иной своей форме существует и за пределами науки. Появление научного знания не упразднило и не сделало бесполезными другие формы знания. Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. соответствуют специфические формы знания. Различают также формы знания, имеющие понятийную, символическую или художественно-образную основу. В отличие от всех многообразных форм знания научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и вненаучное знание, то важно понять, что последнее не является чьей-то выдумкой или фикцией. Оно производится в определенных интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеет собственные источники и понятийные средства. Очевидно, что многие формы вненаучного знания старше знания, признаваемого в качестве научного, например, астрология старше астрономии, алхимия старше химии. В истории культуры многообразные формы знания, отличающиеся от классического научного образца и стандарта, отнесены к ведомству вненаучного знания.