Смекни!
smekni.com

Философия как мировоззрение 2 (стр. 2 из 4)

Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.

Роль философии особенно возрастает на переломах истории в периоды революционных изменений, когда человек ставит перед собой, обществом вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности требует неординарных решений, демократизма и мужества мышления, смелости анализа прошлого, настоящего, перспектив будущего. Без известной философской культуры решить конструктивно эти проблемы вряд ли возможно. Именно философское знание, которому присущи постоянный поиск, сомнение, критика, способствует формированию человека думающего, творческого, гуманистически деятельного.

Изучение философии – необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.

2. Функции философии

Сравним философию с наукой. Это позволит выяснить специфику научной ориентации философии.

Взаимоотношение философии и науки имеет длительную историю. В античности различие между ними еще не было выявлено в должной степени, любовь к мудрости понималась как любовь к науке, то есть к систематическому, доказательному и проверяемому знанию. В средние века в основном ситуация оставалась прежней; новизна же состояла в том, что и философия, и наука оказались под прессом теологии, им было не до взаимных претензий. В Новое время, особенно благодаря работам Декарта и Гегеля, было введено представление об универсальной науке, каковой и считали философию; остальные науки стали считать частями философии. Нередко философию рассматривали как науку обо всех науках, наукоучение. В Новейшее время авторитет наук быстро возрастает, они довольно успешно отвоевывают у философии одну сферу человеческих интересов за другой. Дело доходит порой до отрицания научного характера философии.

Для нашей темы особое значение имеет понимание благотворности союза философии и науки. Идет ни на миг не останавливающийся процесс обмена идеями между философией и наукой; в этой связи особую значимость приобрели такие пограничные между философией и наукой области знания, как философские вопросы физики, математики, биологии, социологии. Показательна в этой связи идея относительности, несамостоятельности пространства и времени. Первоначально эта идея обсуждалась в философии (Лейбниц, Мах), затем в математике (Лобачевский, Пуанкаре), позднее в физике, где Эйнштейн добился особенно впечатляющих результатов.

Современное философское знание обосновывается, оно доказательно, систематично, проверяется (и опровергается) фактами. Но это как раз и означает, что философия обладает научной ориентацией.

Изложенное выше позволяет рассмотреть две важнейшие функции (значимости) философии – мировоззренческую и методологическую.

Философию часто определяют как воззрение на мир в целом, мировоззрение. Философия часто характеризуется как наука о наиболее общих законах природы, общества и мышления. В качестве таковых рассматриваются, например, взаимоотношение качества и количества, причины и следствия, возможности и действительности. Следует, однако, учитывать, что философская картина мира – это всегда картина с продолжением. Такие науки, как физика, биология, социология, дают окончательную картину в соответствии с физическими, биологическими, социальными явлениями. С философией дело обстоит по-другому. Философские представления непременно нуждаются в дальнейшей конкретизации.

С мировоззренческой функцией философии тесно связана другая ее функция – методологическая. Методология, учение о методах, понимается в данном случае как определение способов достижения какой-либо цели, например, эффективного конструирования научного познания, поэтического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь идет о таких методах, принципах действия, которые обладают фундаментальным, а не узко локальным значением. Одним из таких методов является исторический метод: чем бы вы ни занимались, есть резон учитывать историю интересующих вас проблем. Разумеется, философская методология находит свое продолжение в методологии отдельных наук, искусств, разновидностей практики.

Никогда ранее философия не была столь научно ориентированной, как сейчас. Безусловно, научная ориентация философии – это благо. Хуже, когда эта ориентация абсолютизируется настолько, что либо к ней сводятся все достоинства философии, либо эту ориентацию склонны вообще отрицать.

В мировой философии достаточно четко просматриваются две тенденции. Философия сближается либо с наукой, либо с искусством. О представителях первой тенденции (Гегель, Гуссерль, Куайн) речь шла в предыдущем параграфе. Представителями второй тенденции являются Кьеркегор, Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг, Хайдеггер, многие так называемые экзистенциалисты (Камю, Ясперс), а также постмодернисты (Фуко, Деррида, Лиотар).

Чувственно-эстетическая философия делает акцент на индивидуальном, а не общем и универсальном, на плюрализме, а не единообразии, на интуитивном и творческом, а не методически однообразном, на возвышенном, а не этически оправданном. Во главу угла ставится обостренное отношение к наиболее злободневным проблемам жизни и судьбы человека. Чувственно-эстетической философии претит безмятежная научная рациональность, забвение иррационального, равнодушие к человеку, всякая попытка предпочесть понятие чувству; в основании философии лежит не рациональное мировоззрение, а мироощущение, подъем к наивысшему посредством того, что сродни обостренному чувству.

Сторонники чувственно-эстетически ориентированной философии порой склонны отождествлять философию с искусством. Для этого нет достаточных оснований. Действительно, так называемое художественное творчество, создание художественных образов (поэтических, музыкальных и других) для философии вообще не характерно. Проблема состоит в том, чтобы философия не уступала искусству в сопричастности к тайнам, проблемам, «болевым точкам» бытия человека в мире. Искусство по сравнению с философией более выборочно, оно в отличие от философии занято поиском для человека не наиболее значимого, а художественно значимого. Как видим, философию и искусство объединяет определенный пафос, обостренный интерес к бытию человека, который, впрочем, не отменяет их своеобразия и самостоятельности.

По поводу соотношения философии, науки и искусства идут многовековые споры, конца которым не видно. Выскажем по этому поводу свое, разумеется, открытое для критики мнение. Всякая философия имеет концептуальный характер. В этой связи она использует понятия (необходимые для интерпретации содержания природных явлений) и ценности (на основе которых осмысливается мир сугубо человеческого, поступки, чувства и эмоции людей). Одна группа философов приписывает науке исключительно понятийную, но не ценностную функцию. Эти философы отказывают философии либо в праве оперировать ценностями (типа «добро», «красота»), либо в научном статусе (ибо она имеет дело с ценностями, что выходит за пределы науки). Вторая группа философов весьма подозрительно относится и к институту понятий, и к институту ценностей, они-де игнорируют единичные, чувственно-эмоциональные переживания, не выражают их жизненность. На ваш взгляд, эти философы чересчур поспешно отказываются от концептуальной миссии философии и вопреки действительному положению дел изолируют единичное, в данном случае переживания, от общего (ценностей).

В культуре ХХ в. выработано новое, ранее не существовавшее понимание науки как осмысление существующего на основе не только понятий, но и ценностей. Такое осмысление ни в коем случае не изолирует человека от единичного, а , наоборот, объединяет с ним. Чувственно-эмоциональное, понятийное и ценностное – это различные грани того целого, с которым имеет дело философия. Старинная распря – философия – это наука, философия – не есть наука – изжила себя. Актуальная философия всегда научна, что при правильном, а не искаженном понимании науки ни в коей мере не дистанцирует философию от экзистенциальной полноты жизни. Те философы, которые отказывают философии в научном статусе, рискуют оказаться на позициях обскурантизма, враждебного отношения к науке (и это в ХХI веке!). Философия – особая наука. Она научна, ибо следует непротиворечивой логике, открыта для критики, настаивает на проверяемости, подтверждаемости и эффективности содержащихся в ней высказываний. Философия научна, ибо в ней по-настоящему значимо задействованы все критерии научности.

Сравнение философии с искусством рельефнее, чем когда бы то ни было ранее, выявило гуманистическую функцию философии, ее предельно внимательное отношение к человеку. Вспомним значение слова философия, объединяющее любовь и мудрость. Не претендуя на особо глубокую истину, можно сказать, что сторонники научной философии во главу угла ставят мудрость и любовь к человеку. Философия существует не иначе как во имя человека.

Чувственно-эстетическая ориентация философии – это благо, чем ярче она представлена, тем лучше. Плохо, когда эту ориентацию либо недооценивают, либо преувеличивают настолько, что отрицают научную и моральную ориентацию философии.