Смекни!
smekni.com

Философия неопозитивизма. Философия буддизма. Виды категорических суждений по объединенной клас (стр. 10 из 10)

Понятно, что на этой основе могут быть еще более сложные мыслительные конструкции.

Пример: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».

В принципе логический союз «и» может объединять даже такие суждения, которые по смыслу очень далеки друг от друга. Классический пример: «2x2=4, и снег бел». Важно чтобы исходные суждения обладали свойством коммутативности (пере­становочности).

Логический союз «и» может соединять и более двух исходных суждений. Вспомним в этой связи стихи Пушкина:

Теперь у нас дороги плохи,

Мосты забытые гниют,

На станциях клопы да блохи

Заснуть минуты не дают.

В подобных случаях важно другое — чтобы исходные суждения обладали свойством ассоциативности (сочетаемости).

Знание особенностей конъюнкции имеет немалое значение в практике мышления. Строя более или менее сложное рассуждение, следует тщательно проверять истинность исходных суждений. Ведь от этого напрямую зависит его собственная истинность или лож­ность.

Все это важно учитывать в юридической практике, когда не­редко выстраивается более или менее сложная цепь рассуждений. А из-за одного ложного звена она может распасться. В то же время достаточно обнаружить хотя бы одно ложное суждение в доводах оппонента, чтобы опровергнуть все рассуждение в целом.

2. Дизъюнктивные (разделительные) суждения. Бывает две их разновидности: слабая и сильная (или нестрогая и строгая).

Слабая (нестрогая) дизъюнкция образуется логическим союзом «или». Он характеризуется тем, что объединяемые им суждения не исключают друг друга. Языковые средства выражения слабой дизъюнкции — грамматические союзы «или», «либо» и другие в их разделительно-соединительном значении. Например, как сказано в древнем по­учении: «Мудрая книга, оставленная человеком после его смерти, более полезна, чем дворец или часовня на кладбище» (или чем то и другое вместе).

Слабая дизъюнкция истинна в тех случаях, когда истинно, по крайней мере, одно из составляющих ее суждений (или оба вместе), и ложна, когда оба суждения ложны.

Логический союз «или» обладает свойст­вом коммутативности. Дизъюнкция может состоять из трех и более исходных суждений. Примером может слу­жить рассуждение ходжи Насреддина, который взялся за десять лет научить падишахова ишака грамоте: «Через десять лет либо ишак сдохнет, либо падишах, либо меня аллах приберет» (а может, и все вместе). Великолепный образец многочленной дизъюнкции, мы находим у Цицерона: «Люди ведь гораздо чаще руководствуются в своих решениях ненавистью, или любо­вью, или пристрастием, или гневом, или горем, или радостью, или надеждой, или боязнью, или заблуждением, или другим ка­ким-либо душевным движением (а может быть, одновременно тем или иным их сочетанием), чем справедливостью, или пред­писанием, или каким-нибудь правовым установлением, или су­дебным решением, или законами». В подобных случаях, логический союз «или» обладает свойством ассоци­ативности.

Дизъюнктивное суждение может не исчерпывать всех возмож­ных случаев. Тогда ставятся выражения типа: «и так далее», «и тому подобное», «и прочее». Они применимы даже в юри­дических текстах (к которым предъявляются особо строгие требова­ния), если нет возможности перечислить все варианты чего-либо.

Сильная (строгая) дизъюнкция образуется логическим союзом «либо.,..,.либо». Ее составляющие исключают друг друга. И она выражается, такими грамма­тическими средствами: «или», «либо» и др., но уже в ином, разделительно-исключающем значении.

Примеры: «Закон, уста­навливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет»; «Виновным в преступлении может быть признано лишь лицо, совершившее общественно опасное деяние умышленно либо по неосторожности».

Для того чтобы подчеркнуть строго разделительный характер грамматических союзов, используется их усиленная, двойная фор­ма: «или... или», «либо... либо», «то... то», «ли... ли» и др.

Примеры. Как считали древние: «О мертвых либо хорошо, либо ничего»; у Брэгга подчеркнуто: «Человек к 40 годам либо сам себе доктор, либо он дурак»; или: «Либо я найду путь, либо проложу его».

Строгая дизъюнкция истинна лишь тогда, когда одно из состав­ляющих ее суждений истинно, а другое ложно.

Дизъюнктивное суждение может включать в себя три и более исходных суждения. Пример: «Вечно он был занят либо судебной речью, либо домашними упражнениями, либо обдумывал, либо писал». Еще более сложный случай: «При хищении, недостаче, умышленном уничтожении или умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется по ценам, действующим в данной местности на день причинения ущерба». Строгая дизъюнкция тоже обладает свойствами коммутативности и ассоциативности.

Дизъюнкция — слабая и сильная — широко распространена в практике мышления. В ней выражаются логические операции деле­ния, расчленения, перечисления чего-то. Юридическая практика особенно богата такого рода суждениями. Ведь здесь особое значе­ние имеет детальное указание видов права, видов преступления и наказания, перечисление юридически важных случаев, форм осу­ществления того или иного права или обязанности и пр.

3. Импликативные (или условные) суждения. В них объединяются суждения на основе логического союза «если... то». Для выражения импликации имеются следующие грамматические союзы: «если... то», «ког­да... тогда», «в случае, если... то» и др.

Примеры. Афоризм древних: «Когда молчат — кричат»; «Если мы хотим добиться уважения к закону, мы сначала должны создать закон, достойный уважения». Грамматический союз «если» может стоять и не перед первым суж­дением.

Юридический пример. «Заседание комиссии по трудовым спо­рам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины избранных в ее состав членов».

В условных суждениях отражаются, многообразные реальные зависимости между предметами и явлениями — причин­но-следственные, пространственно-временные, функциональные и т.д. Но они могут, представлять собой и со­единение разнородных по конкретному содержанию суждений типа: «Если 2x2=4, то снег бел». Именно в таком обобщенном смысле импликация используется в классической логике. Суждение, стоя­щее после слов «если», «когда», называется антецедентом (пред­шествующим) или основанием, а после «то» — консеквентном (пос­ледующим) или следствием.

Импликация истинна во всех случаях, кроме одного: когда пред­шествующее (основание) есть, а последующего (следствия) нет.

Импликация может включать в себя три и более суждений. На­пример: «Участие прокурора в разбирательстве гражданского дела обязательно в случаях, когда это предусмотрено законом или ког­да необходимость участия прокурора в данном деле признана судом».

Законодательство и юридическая практика его применения сви­детельствуют, что в форме импликации выражаются не только объективные зависимости одних предметов и явлений от других, но и также права и обязанности людей, связанные с теми или иными условиями.

4. Эквивалентные (равнозначные) суждения. В них объединяются суждения с вза­имной (прямой и обратной) условной зависимостью. Они называ­ются еще двойной импликацией. Их образует логический союз «если и только если…. то». Грамматически эквива­лентность выражается также союзами: «тогда и только тогда... ког­да», «лишь в том случае, если... то», «только при условии, если... то» и др. Примеры: «Если число делится на два, то оно четное»; «Если и только если человек достиг пенсионного возраста, то он имеет право на получение пенсии по возрасту».

Эквивалентное суждение истинно в двух случаях: когда оба со­ставляющие его суждения истинны и когда они оба ложны.

Отрицание суждений. При характеристике сложных суждений широко используется еще один логический союз: «неверно, что» или просто «не». Прибавление его к какому-либо суждению означает образование нового суждения, которое находится в определенной зависимости от исходного. Например, исходное суждение: «Все судьи неподкупны». Его отрицание: «Не­верно, что все судьи неподкупны» или «Не все судьи неподкуп­ны», «Некоторые судьи не неподкупны».

Логические союзы нередко переплета­ются друг с другом, образуя порой весьма сложные мыслительные конструкции. Например: «Суд не принимает отказа истца от иска, признания иска ответчиком и не утверждает мирового соглашения сторон, если эти действия противоречат закону или нарушают чьи-либо права и охраняемые законом интересы». Здесь налицо сочета­ние нескольких конъюнкций с дизъюнкцией и импликацией.

Различия между логическими союзами относительны. Подобно тому как один и тот же логический союз может соединять самые разные по конкретному содержанию суждения, так одно и то же конкретное суждение может быть выражено разными логическими союзами. Например: «День прошел, и настала ночь»; «Если день прошел, то настала ночь»; «Или день не прошел, или настала ночь»; «День не прошел, ночь не настала»; «Если ночь не настала, то день не прошел». Взаимосвязь и взаимозаменяемость логических союзов имеет большое значение для преобразования символических фор­мул в процессе исчисления высказываний.

ВЫВОД

Более сложной по сравнению с понятием формой мышления выступает суждение. Оно представляет собой качественно особую форму, выполняющую свои, иные функции в мышлении.

Чтобы дать логический анализ этой формы, необходимо вна­чале выяснить, что такое всякое суждение вообще, независимо от форм его проявления; затем произвести классификацию суждений; далее установить, какие существуют отношения между суждения­ми, и наконец, показать, какие возможны логические операции с суждениями.

Необходимость такого анализа обусловлена тем, что наше мыш­ление, будучи понятийным, слагается все же не из отдельных, изолированных понятий, а из суждений — от самых простых, обиходных, повседневных до наиболее сложных, научных или фи­лософских. Буквально обо всем на свете, что в той или иной мере затрагивает наши материальные и духовные потребности, интере­сы, мотивы деятельности, мы так или иначе судим: рассуждаем, высказываем мнение, всему даем свои оценки. Поэтому вся наша речь, по существу, либо выражает суждения, либо основывается на них. Отсюда — важность и значение исследования суждения как формы мышления.


ЛИТЕРАТЕРА:

1. Гетманова А.Д. Учебник по логике. – М., 1995.

2. Хоменко І.В., Алексюк І.А. Основи логіки. – К., 1996.- с.113.

3. Конський А.С. Логіка. – К., 1998.

4. М.Г. Тофтул. Логіка. Посібник для студентів вузів. – К., 1999.