Смекни!
smekni.com

Философия неопозитивизма. Философия буддизма. Виды категорических суждений по объединенной клас (стр. 7 из 10)

а) суждения с положительным предикатом. Формула: «S не есть Р». Пример: «Петров не есть патриот»;

б) суждения с отрицательным предикатом: «Петров не есть не патриот». Познавательное значение утвердительных и отрицательных суж­дений определяется их особенностями, которые носят объектив­ный характер. Утвердительные суждения дают более или менее точ­ные знания о том, что именно представляет собой предмет мысли, какова его качественная определенность, выделяющая его среди других предметов. А так как в природе и обществе все взаимосвяза­но, то из любого утверждения вытекают соответствующие, и при­том многообразные, последствия. Так, говоря, что «Это человек», мы в то же время утверждаем, что «Это животное, способное к труду, одаренное разумом и речью» и т.д.

Отрицательные суждения, тоже имеют рациональный смысл, если не иметь в виду суж­дений типа «Роза не верблюд». Они важны прежде всего сами по себе, так как отражают объективное отсутствие чего-либо у чего-то. Недаром говорят: «Отрицательный результат тоже результат». Но они не менее важны в их отношении к утвердительным суждениям. Установление того, чем не является предмет мысли, — ступень к раскрытию его действительной сущности. Так, суждение: «Киты — не рыбы» диалектически связано с суждением: «Киты — млекопи­тающие», служит его предпосылкой.

Утвердительные суждения информационно более на­сыщенны, и обладают большей познавательной силой. Из отрицательного суждения далеко не всегда определенно следует, чем непосредственно является предмет. А из утвердитель­ного вполне определенно следует не только то, чем он является, но и то, чем не является.

Знание особенностей утвердительных и отрицательных сужде­ний имеет не только теоретическую, но и практическую значи­мость. Взять для примера известный юридический принцип пре­зумпции невиновности. Как правильнее, сильнее, категоричнее, а, следовательно, гуманнее и демократичнее его сформулировать: «Обвиняемый считается невиновным» или «Обвиняемый не счи­тается виновным»? В законодательстве нашей страны была приня­та первая его формулировка — утвердительная.

Помимо исходного, фундаментального деления простых кате­горических суждений по качеству существует еще их деление по количеству.

Количество суждения — это его другая важнейшая логическая характеристика. Под количеством разумеется характер субъекта, т.е. его логический объем. В зависимости от этого выделяются общие, частные и еди­ничные суждения.

Общими называются суждения, в которых что-либо утвержда­ется обо всей группе предметов, и притом в разделительном смыс­ле. Такие суждения выражаются словами «все», «всякий», «каждый», «любой» (если суждения утвердительные) или «ни один», «никто», «никакой» и др. (в отрицательных суждениях). В символической логике такие слова называются кванторами (от лат. quahtum— сколько). В данном случае это квантор общности. В традиционной логике общие суждения выражаются форму­лой «Все S есть Р» («Ни одно S не есть Р»).

Примеры: «Все люди смертны», «Ни один человек не бессмертен».

Юридические примеры: «Все адвокаты — юристы»; «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его со­вершения не признавалось правонарушением».

В мыслительной прак­тике кванторное слово нередко опускается, его можно подставить лишь мысленно. Так, в суждении: «Кто ясно мыслит, тот ясно из­лагает» имеется в виду «всякий», «любой». У Пушкина в суждении «Острая шутка не есть окончательный приговор» подразумевается «никакая». Общими суждениями этого же типа являются афориз­мы: «Сравнение — не доказательство», «Невежество — не аргу­мент» и др.

Общие суждения имеют свои разновидности. Прежде всего они могут быть выделяющими и невыделяющими.

В выделяющих нечто говорится лишь о данной группе. Они выражаются словами «только», «лишь», «лишь только» и т.д. Примеры: «Только люди — разумные существа на Земле» (это означает, что других разумных существ на Земле нет); «Лишь лицо, совершившее общественно опасное деяние, может быть признано виновным в преступлении».

В невыделяющих то, что сказано о данной группе, может быть отнесено и к другим группам: «Все люди смертны» (это означает, что смертны не только люди, но и животные, и растения). «Все адвокаты — юристы» (означает, что юристами могут быть прокуро­ры, судьи, следователи и т. д.).

Частные суждения — те, в которых что-либо высказывается о части какой-то группы предметов. Они выражают­ся такими словами, как «некоторые», «не все», «большинство», «часть», «отдельные» и др. В традиционной логике принята следующая фор­мула частных суждений: «Некоторые S есть (не есть) Р».

Примеры: «Некоторые войны справедливы», «Некоторые вой­ны несправедливы» или «Некоторые свидетели правдивы», «Неко­торые свидетели не правдивы». Кванторное слово здесь тоже может опускаться. Поэтому, чтобы определить, имеется ли налицо частное или общее суждение, надо мысленно подста­вить соответствующее слово. Например, в пословицу: «Людям свойственно ошибаться» не озна­чает, что это относится к каждому человеку. Здесь понятие «люди» взято в собирательном смысле. В другой пословице: «Что дозволено Юпитеру, то не дозволе­но быку» предполагается не «всё», лишь «кое-что».

Нетрудно понять, что кванторные слова частных суждений, логически тождественные, фактически по-разному характеризу­ют объем субъекта. Поэтому на практике они далеко не взаимоза­меняемы. Так, суждения: «Большинство населения проголосовало за Конституцию» и «Меньшинство населения проголосовало за Конституцию» в логическом отношении оба — частные, но их кон­кретный смысл принципиально различен. Поэтому их политичес­кие и юридические последствия прямо противоположны: «Кон­ституция принята» или «Конституция не принята».

Частные суждения тоже имеют свои разновидности. Они делят­ся на определенные и неопределенные.

В определенных частных суждениях что-либо говорится лишь о части какой-то группы предметов и не может быть распространено на всю группу предметов в целом. Слово «некоторые» здесь пони­мается в смысле «только некоторые». Примеры: «Некоторые люди красивы»; «Некоторые книги не интересны».

В неопределенных частных суждениях что-либо высказывается о части предметов так, что может быть отнесено ко всей их группе вообще. Слово «некоторые» используется здесь в другом смысле: «По крайней мере некоторые, а может быть, и все». Например, увидев на первых столах студенческой аудитории новый учебник логики, я уже могу высказать суждение: «Некоторые студенты имеют учебник логики». Опросив остальных, я могу убедиться в том, что «Все студенты имеют учебник логики». Значит, предыдущее суж­дение было неопределенно-частным.

Единичные суждения — это такие, в которых нечто высказыва­ется об отдельном предмете мысли. Они выража­ются словами «это», именами собственными и т.д. Пример: «Харьков- не является столицей Украины».

Единичные суждения, имеют свои разновидности. Одна из них — суждения об индивидуальном пред­мете: «Это Солнце», «Солнце — источник жизни на Земле», «Луна — не планета». Другую составляют суждения о совокупности предме­тов, рассматриваемых как единое целое и выражаемых собиратель­ными понятиями. Например: «Солнечная система — не единствен­ная планетная система в нашей Галактике»; «Большая Медведица — созвездие». Поскольку в том и другом случае нечто говорится о предмете мысли в целом, единичные суждения в логике приравниваются к общим и отдельному логическому анализу не под­лежат.

Между частными и общими суждениями тоже нет абсолютной грани. Например: «Все студенты, не считая двоих, пришли на се­минар по логике». Какое это суждение? С одной стороны, здесь кванторное слово «все». Значит, это по форме общее суждение. А с другой — слова «не считая двоих». Значит, не «все», а «некоторые». Следовательно, по существу это частное суждение. Подобные суж­дения, носящие промежуточный характер, называются в логике исключающими. Они выражаются словами: «ис­ключая», «кроме», «помимо» и т.п. В юридической практике такие суждения нередки. Например: «Как правило, закон обратной силы не имеет» (т.е. бывают исключения).

Наконец, относительна грань между частными и единичными суждениями. Так, словесное выражение частного суждения «по крайней мере некоторые» означает «хотя бы один». Например, до­статочно кому-либо в научной или философской литературе, сред­ствах массовой информации и т.д. высказать какое-либо мнение, чтобы можно было сказать: «Некоторые авторы выдвигают такое мнение...».

Познавательная ценность общих, частных и единичных сужде­ний различна, но по-своему велика. Так, в единичных суждениях содержатся знания об отдельных предметах и явлениях: историчес­ких событиях, великих личностях, фактах современной обществен­ной жизни. Юридическая практика, вся основывает­ся на единичных суждениях: например, гражданские и уголовные дела — на отдельных фактах, лицах, вещах. Единичные суждения дают также знания и о целых совокупностях, «ансамблях» предме­тов, а, следовательно, могут выражать определенные общие зако­номерности, приобретать огромное мировоззренческое значение. Например: «Земля — рядовое небесное тело» (а не центр мирозда­ния, как полагали до Коперника).

Частные суждения содержат знания о типах, формах, видах, разновидностях и т.д. той или иной группы предметов. Например: «Некоторые металлы легче воды», «Некоторые люди гениальны». При определенных условиях частные суждения могут превращаться в общие. Напри­мер: «Некоторые металлы электропроводны» — «Все металлы электропроводны».

В общих суждениях выражаются общие свойства (или целые совокупности свойств) мыслимых предметов, общие связи и от­ношения между предметами, включая и объективные закономер­ности. Форму общих суждений принимают юридические законы, указы, другие нормативные акты.