Смекни!
smekni.com

Философия неопозитивизма. Философия буддизма. Виды категорических суждений по объединенной клас (стр. 8 из 10)

В процессе познания и общения единичные, частные и общие суждения взаимодействуют между собой. На основе единичных суж­дений возникают обобщения в виде частных и общих суждений. Так, кропотливое исследование фактов преступности в стране по­зволяет сделать общие выводы о ее причинах, характере, тенден­циях развития, возможных последствиях. В свою очередь, наличие общих суждений становится основой для подведения отдельных случаев под общее правило.

В логике большое значение придается объединенной классификации суждений по их количеству и качеству. Возможны четыре вида таких суждений: об­щеутвердительные, частноутвердительные, общеотрицательные и частноотрицательные.

Общеутвердительными называются суждения, по количеству, т. е. по характеру субъекта, общие, а по качеству, т. е. характеру связки, утвердительные. Например: «Все адвокаты — юристы».

Частноутвердительные суждения — частные по количеству, ут­вердительные по качеству. Например: «Некоторые свидетели дают достоверные показания».

Общеотрицательные суждения — общие по количеству, отри­цательные по качеству. Пример: «Ни один обвиняемый не оправ­дан».

Частноотрицательные суждения — частные по коли­честву, отрицательные по качеству. Пример: «Некоторые свидете­ли не дают верных показаний».

Для формульной записи этих видов суждений в логике исполь­зуются гласные буквы двух латинских слов «аffirmo» («утверж­даю») и «пеgо» («отрицаю»). Конкретно они означают суждения:

А — общеутвердительные,

I — частноутвердительные,

Е — общеотрицательные,

О — частноотрицательные.

Чтобы правильно понимать смысл суждений и правильно опе­рировать ими, необходимо знать распределенность терминов в них — субъекта и предиката.

Распределенным считается термин, мыслимый во всем объеме; нераспределенным — если он мыслится не во всем объеме, а час­тично.

В общеутвердительных суждениях (А): «Все S есть Р» — субъект распределен, а предикат не распределен.

Исключение составляют лишь случаи, когда суждение — общевыделяющее. Например: «Только люди - разумные существа на Земле». Здесь распределены и субъект, и предикат.

В частноутвердительных суждениях (I): «Некоторые S есть Р; субъект и предикат не распределены.

Исключение составляют лишь случаи, когда субъект по объему шире предиката. Например: «Некоторые смертные существа — люди», «Некоторые юристы - адвокаты». В них субъект не распре­делен, а предикат распределен.

В общеотрицательных суждениях (Е): «Ни одно S не есть Р» — субъект и предикат распределены.

В частноотрицательных суждениях (О): «Некоторые S не есть Р» — субъект не распределен,

Обобщая сказанное, можно вывести следующие закономернос­ти, характеризующие распределенность терминов в суждениях:

а) субъект распределен в общих и не распределен в частных суж­дениях;

б) предикат распределен в отрицательных и не распределен в утвердительных суждениях.

Знание распределенности терминов в суждениях имеет боль­шое значение в практике мышления. Оно необходимо, во-первых, для правильного

преобразования суждений и, во-вторых, для про­верки правильности умозаключений.

Виды суждений по характеру предиката. Предикат суждения, может иметь самый различный харак­тер. Выделя­ются три наиболее распространенные группы суждений: атрибутивные, ре­ляционные и экзистенциальные.

Атрибутивные суждения, или суждения о свойствах чего-либо, раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли тех или иных свойств (или при­знаков). Например: «Все республики бывшего СССР объявили о своей независимости». Поскольку понятие, выражающее предикат, имеет содержание и объем, атрибутивное суждение может рассмат­риваться в двух планах: содержательном и объемном.

В содержательном плане это суждение о том, обладает или не обладает предмет мысли какой-либо совокупностью свойств или отдельным свойством. В зависимости от этого различаются две раз­новидности атрибутивных суждений. В одной из них предикат вы­ражен конкретным понятием, т. е. понятием о самих предметах и явлениях в строгом смысле этого слова. Например: «Ртуть — ме­талл» (т.е. она обладает всеми свойствами металлов).

В другой разновидности предикат — абстрактное понятие. На­пример: «Ртуть электропроводна» (т.е. она обладает отдельным свой­ством электропроводности). Нетрудно, заметить относи­тельность различий между этими разновидностями. Достаточно срав­нить следующие пары суждений: «Человек — мыслящее существо» и «Человеку свойственно мыслить»; «Всякое преступление — об­щественно опасное деяние» и «Всякое преступление обладает об­щественной опасностью».

В объемном плане атрибутивные суждения — это суждения о том, входит или не входит предмет мысли в тот или иной класс предметов. Они именуются тогда «суждениями включения (или не­включения) в класс предметов». В зависимости от объемных отно­шений различаются тоже две их разновидности. Для одной харак­терно включение (или невключение) подкласса в класс. Например: «Все металлы электропроводны» (здесь подкласс металлов вклю­чается в класс электропроводных веществ). В другой устанавливает­ся принадлежность (или непринадлежность) элемента классу: «Дан­ное вещество — металл». В символической логике те и другие суждения выражаются формулами: объем S вхо­дит в объем Р и S принадлежит Р.

Правда, грань между этими двумя разновидностями суждений включения (невключения) в класс также относительна.

Реляционные суждения, или сужде­ния об отношениях чего-либо к чему-то, раскрывают наличие или отсутствие у предмета мысли того или иного отношения к другому предмету (или нескольким предметам). Например: «СНГ не равно СССР», «Дураку за­кон не писан».

У реляционных суждений тоже есть свои разновидности. Одну из них составляют суждения об отношениях между двумя предме­тами. Например: «Знания подобны день­гам» (чем больше их имеешь, тем больше хочется иметь. В отличие от «одноместного» предиката ат­рибутивных суждений предикат в них называется «двухместным». Другая разновидность реляционных суждений — суждения об отношениях между тремя и более предметами.

Относительность различий между атрибутивными и реляцион­ными суждениями проявляется в их способности превращаться друг в друга.

Примеры. Суждение «Все металлы электропроводны» можно пре­вратить в суждение «Все металлы подобны электропроводным те­лам». В современной логике имеется тенденция свести реляционные суж­дения к атрибутивным.

Экзистенциальные суждения, или суждения о существовании чего-либо, это такие, в которых раскрывается наличие или отсутствие самого предмета мысли. Пре­дикат здесь выражается словами «существует» («не существует»), «есть» («нет»), «был» («не был»), «будет» («не будет») и др. Напри­мер: «Дыма без огня не бывает», «СНГ существует».

В процессе судопроизводства решается прежде всего вопрос: имело ли место событие: «Преступление есть» («Доказа­тельств нет»).

Экзистенциальные суждения целесообразно рассматривать как ча­стный случай атрибутивных суждений. Так, суждение «СНГ суще­ствует» означает, что «СНГ обладает свойством существовать», или в объемной трактовке: «СНГ принадлежит к классу существующих межгосударственных объединений». Вот почему в последующем логическом анализе экзистенциальные суждения самостоятельно не рассматриваются.

Познавательное значение рассмотренных видов суждений по характеру предиката трудно переоценить. В атрибутивные суждения облекаются знания о все новых открываемых свойствах бесконечно разнообразных предметов мысли. Например, Пьер и Мария Кюри установили, что полоний, как и уран, обладает свойством радио­активности, и тем самым значительно расширили горизонт наших знаний. Выявление тех или иных свойств исследуемых предметов или особенностей тех или иных лиц важно, например, в кримина­листике.

В реляционных суждениях отражается бесконечное богатство отношений между предметами мысли: пространственные и вре­менные, природные и социальные, а среди социальных — произ­водственные и непроизводственные (политические, нравственные, религиозные, семейные и т.д.). С их помощью выражается вся гам­ма правовых отношений между людьми: отношения кредитора и должника, продавца и покупателя, начальника и подчиненного, родителей и детей, участников судебного процесса и др. Напри­мер: «Иван взял взаймы у Петра», «Судья задал вопрос свидетелю».

Особое значение имеют экзистенциальные суждения. Первое, с чем сталкивается человек в своей практической деятельности, — это существование (или отсутствие) тех или иных предметов и яв­лений, с которыми он имеет дело. И в настоящее время нас волну­ют вопросы: есть ли жизнь на других планетах, есть ли другие ра­зумные существа во Вселенной и многое другое. В судебной практике установление факта преступления, трудового или гражданского спора — начало всего последующего разбира­тельства.

Знание особенностей атрибутивных, реляционных и экзистен­циальных суждений имеет, важное значение для всякого человека вообще и юриста в частности.

Виды суждений по модальности. В заключение — еще одно деле­ние простых суждений на виды — по модальности.

Логический же термин «модальность суждений», произ­водный от слова «modis», означает, что помимо основного кон­кретного содержания всякое суждение так или иначе несет с собой дополнительную смысловую нагрузку. Это информация об объек­тивном характере (или способе) связи между субъектом и пре­дикатом, раскрываемой в суждении, о субъективном отношении к ней человека, характере и степени достоверности заключенного в суждении знания и т. д. Модальность суждения выражается посредством огромного множества слов, таких как «воз­можно», «разрешено», «ценно» и им подобных, а также их отрица­ний: «невозможно», «не разрешено» и др. Они называются в логи­ке модальными операторами. Нередко их заменяет контекст.