Такой подход вполне понятен с общефилософской точки зрения на развитие, но его необходимо было подтвердить о обосновать исследованием фактической истории науки, в которой преобладала, начиная с П. Дюгема, кумулятивисткая точка зрения. Неопозитивистская концепция науки, господствующая в западной философии, обращала внимание лишь на рост, а не на развитие научного знания, что создавало неверное представление о природе науки в целом.
Втрое достоинство концепции Куна состоит в том, что он попытался взглянуть на развитие науки с точки зрения тех профессиональных групп, которые создают эту науку и составляют научное сообщество. Такой подход означал выход за рамки чисто интерналистской концепции, в которой все внимание сосредоточивается на исследовании чисто внутренних, логико-методологи-ческих проблем развития науки. Изучение деятельности научного сообщества как социологического коллектива открывает возможность исследования более широкого круга вопросов взаимодействия науки с культурой и обществом в целом. Но Кун сознательно ограничил рамки своего исследования научным сообществом.
Несмотря на эти и некоторые другие достоинства, его концепция подверглась основательной критике со стороны не только западных философов науки, но и целого ряда ученых как рубежом, так и в нашей стране. Большинство возражений встретило понятие нормальной науки, в период которой вся деятельность ученых сводится к применению существующей парадигмы к решению частных и второстепенных проблем, которые Кун сравнивает с решением головоломок. Многие критики хотя и не отрицают возможности таких периодов в развитии науки, но считают их застойным, догматическим и консервативным, а отнюдь не нормальным явлением в науке. Дух критики, творчества и поиска присущи науке на всех этапах ее развития. Ученые не всегда работают в рамках единой парадигмы, и это означает, что в науке одновременно может существовать несколько парадигм. Ведь даже сам Кун признает, что аномалии, которые встречаются в нормальной науке, заставляют ученых сомневаться в принятой парадигме, не говоря уже о том, что именно увеличивающееся число аномалий в конце концов приводит к отказу от старой и принятию новой парадигмы.
Второй недостаток его концепции заключается в отсутствии четкого представления о переходе от нормальной науки к революционной стадии, сопровождающейся сменой парадигм. Переход от старой парадигмы к новой Кун нередко объясняет субъективными и волевыми факторами, такими, например, как изменение индивидуальной точки зрения субъекта, его ценностных установок, убеждений и даже сравнивает такой переход с обращением в другую веру. Поэтому многие критиковали его за то, что он отказывается здесь от рационального объяснения причин возникновения новых парадигм и приводящих к ним научных революций.
Заключение
Без сомнения концепция Т Куна внесла переполох в умы философов- консервантов. Всякое учение противоречащему, устоявшимся нормам, всегда воспринимается в «штыки», и пройдет время, прежде чем философские «умы» смогут опровергнуть либо подтвердить теорию научных революций Т. Куна. Ведь даже сам Кун, как уже упоминалось выше, не смог до конца разобраться в своей теории и дать ответы на все вопросы, возникающие к его концепции.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова, - 4-е изд. – М.: По лит - Издат, 1980. – 444 с.
1. Философия: Учебник / Под. Ред. О.А. Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2004. – 655 с.
2. Человек и общество: справоч. Пособие / С.В. Решетников, Я.С. Яскевич, Н.П. Денисюк и др.; Под. ред. С.В. Решетникова. – Мн.; «ТетраСистемс», 1998. 336 с.