Для Ильина в православной религиозности на первый план выступает задача не просто личного спасения души, а прежде всего, - служение Богу через служение своему народу. Роль церкви по Ильину не исчерпывается возможностями приведения к Богу отдельных людей. Церковь оказывается призванной к водительству народа и союзу с государством. Она является не просто хранительницей духовности, но и вдохновляющей и одухотворяющей силой народной жизни и государственного строительства. Ильин всесторонне рассматривает понятие личности, задачи и этапы её формирования на основе своего учения о духовно-органической конкретности, анализирует гармоническое соотношения личной, народной и государственной жизни. Ильин детально исследует соотношение в человеческой личности духа и инстинкта. Человек как природный организм должен стать духовной личностью, а духовная личность должна принять законы природного организма: от личной семьи и частной собственности до национальной жизни и государственного бытия.
В диссертации рассмотрены важные перспективы влияния концепции духовного обновления на становление конструктивных идей строительства современной российской государственности. Главный рецепт мыслителя есть возрождение и укрепление правосознания, которое оказывается наиболее ярким проявлением духовности человека. Правосознание имеет для мыслителя корни как в духе, так и в инстинкте человеческого существа. По сути, правосознание означает восприятие человеком законов государственности, что значит по Ильину, - законов самого бытия, как внутренней потребности жить, любить и творить. Разрушение правосознания есть крушение духовности и путь к разгрому государственности, открывающий дорогу военному поражению, революции и тоталитаризму. Защита собственности и уважение к духовной культуре народа на нерушимом фундаменте гражданского правосознания личности есть составляющие элементы государственной идеологии, как они представлялись русскому мыслителю. Такую позицию можно охарактеризовать как либеральный консерватизм, используя термин Струве и Полторацкого. Именно в ней, по мнению автора диссертации, у Ильина получает своё яркое воплощение принцип конкретности в применении к государственному строительству.
Насущный вопрос, поднятый Ильиным о мировом глобальном зле является самым животрепещущим в судьбе всего человечества.
В Заключении подводятся основные итоги работы и намечаются пути дальнейшего исследования проблем в творчестве И.А. Ильина. Идеи выдающегося русского мыслителя о сопряжённости духа и материи, личности и народа, человека и государства, о необходимости взращивания духовной аристократии, о непримиримости к пошлости в любых её проявлениях, о значении и роли православной религиозности являются жизненно необходимыми для духовного возрождения нашей страны и поэтому востребованы в современной России.