Смекни!
smekni.com

Человек в мире культуры 2 (стр. 10 из 13)

Темы докладов и рефератов

1. Власть и анархия.

2. Можно ли упразднить государство?

3. Государство и естественное состояние общества.

4. Политическая философия античности.

5. Политическая философия Нового времени.

6. Политическая теория К. Маркса.

7. Современные учения о природе власти.

8. Индивидуальная свобода и гражданские права.

9. Свобода и ответственность.

Литература

1. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.

2. Аристотель, Политика./ Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М., 1983

3. Барьер Ф. Цивилистические правовые традиции под вопросом. М., 2007

4. Власть. Очерки современной политической философии запада. М., 1989.

5. Власть: философско-политические аспекты. М., 1989.

6. Гаджиев К.С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2.

7. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

8. Гоббс Т. Левиафан // Гоббс Т. Собp. соч. в 2-х т. Т. 2. М., 1990.

9. Гобозов И. А. Философия политики. М.2000.

10. Гребенник Г.П. Проблема соотношения морали и политики / Г.П. Гребенник. – М.: Астропринт, 2007

11. Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. Основы философии права. М.: ИНФРА, 2001.

12. История политических и правовых учений. М., 1988.

13. Канетти Э., Масса и власть. М., 1997.

14. Леони Б. Свобода и закон. М., 2008

15. Локк Дж. Два трактата о правлении. Книга вторая./ Локк Дж. Сочинения в трех томах: Т. 3.- М. 1988.

16. Макаренко В.П. Аналитическая политическая философия. Очерки политической концептологии. М.: 2002.

17. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

18. Маркс К. Капитал. К критике политической экономии. Т. I; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. М., 1960

19. Нересесянц В.С. Философия права. М., 1998.

20. Нозик Р. Анархия, государство и утопия: М. 2008.

21. Платон, Государство. СПб., 2005

22. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре . Трактаты. М., 1998

23. Маркузе Г. Одномерный человек: исследование идеологии развитого индустриального общества. М.2002

24. Поппер К. Открытое общество и его враги. М.1992

25. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

26. Философия Канта и современность. М., 1974.

§ 4. Сущность и смысл искусства.

План занятия.

1) Понятие искусства.

2) Природа художественного образа.

3) Специфика эстетического отношения к действительности.

4) Основные категории эстетики:

а)эстетическое,

б)прекрасное и безобразное

в) трагическое и комическое

г)возвышенное и низменное.

5) Модели происхождения эстетического.

6) Эстетический идеал и его трансформация в истории культуры.

7)Cущность художественного творчества.

8) Искусство и медицина.

Содержание занятия.

1)Понятие искусства.

Обратимся к этимологии (т. е. происхождению) слова искусство. Гнездо родственных ему образований восходит к старославянскому языку. Например, выражение «искусы творити» встречается в Договоре Олега 912 г. Слово «искус» употребляется здесь в значении «опыт».

В русском литературном языке оно появилось во второй половине XVII в. В лексиконе Петровского времени латинское слово experientia (опыт, испытание) поясняется при помощи слова искусство и определяется как «знание, полученное через частое повторение какого действа». Таким образом, изначальное значение слова искусство можно определить как умение, мастерство, приобретенное на основе опыта.

В настоящее время сосуществуют два значения:

искусство-

1) чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области.

2)форма человеческой деятельности, в которой эстетическое отношение человека к действительности воплощается в художественном образе.

В античности и в Средние века понятие искусство соответствовало первому определению. Характерно, что, в это время в классификации искусств не выделялись изящные искусства (т.е. то, что мы называем искусствами сегодня-музыка, литература, живопись и т.д.) Искусства разделялись на служебные и свободные. Служебные, те, что требуют физической работы, их результатом является создание материального объекта. Сюда попадают не только живопись, скульптура, зодчество, но и все ремесла – столярное искусство, кузнечное искусство, гончарное искусство. Свободные – требуют чисто интеллектуальных усилий, и их результатом являются умозрительные построения. Семь свободных искусств распадаются на «тривиум» (грамматика, риторика, логика) и «квадриум» (арифметика, геометрия, астрономия, музыка).

Начиная с эпохи Возрождения утверждается современное понимание искусства, соответствующее второму значению. Основные категории, через которые раскрывается сущность искусства – это художественный образ и эстетическое.

2)Природа художественного образа.

Художественный образ – образ действительности, созданный художником.

Художественный образ – это не воспроизведение реальности, а создание новой реальности. Художник – творец художественного образа: действительность, которую он показывает, преломляется через его субъективность. В современном понимании, искусство, это средство создания иной реальности, воплощающей, раскрывающей и продолжающей личность творца. Искусство, таким образом, есть способ утверждения самоценности человеческой личности. В современном понимании этого слова, оно появляется тогда, когда художник осознает и манифестирует себя свободной личностью и творцом, т. е в эпоху Возрождения. Ни в Средние века, ни в античности, ни тем более в первобытные времена этого не было, а соответственно и не было того, что мы сейчас подразумеваем под искусством. С древних времен существовала изобразительная, поэтическая и др. деятельность, но она преследовала иные цели, чем искусство в современном понимании. Это была деятельность, нацеленная, прежде всего, на удовлетворение социальных и культовых потребностей - украшение, развлечение, воспитание, научение, создание средств для общения (или соединения) человека с Богом (или богами). Художник творил не из осознанного желания самореализации, а для достижения определенной практической цели. Он не стремился окрасить произведение своей субъективностью(хотя она невольно проявлялась).

В древности и средневековье существовал лишь исполнитель, медиатор, в принципе не являвшийся автором. Замечено, что большая часть дошедших до нас надписей под античными скульптурами, говорит от имени вещи. Так, на пьедестале статуи Зевса Олимпийского было написано «Фидий, сын Хармида, афинянин, создал меня». Надпись на статуе Аполлона (рубежа VIII–VII в. до н.э.) «Мантикл посвятил меня дальноразящему, сребролукому за десятину (от своего имущества или прибыли)».

Те же черты относятся и к средневековым произведениям – иконописец выступает не как творец, он не создает, а воспроизводит, копирует божественную реальность, его цель – максимальное следование первообразу. Характерно, что подписывать иконы начинают на Западе только с XI в., на Востоке с XIII в. Правда субъективность мастера всегда невольно проявлялась. И можно отличить стиль Андрея Рублева, от стиля Феофана Грека. Но выражение этой субъективности не было осознанной целью художника.

Интересно так же, что древнее искусство не имело не только автора, но и зрителя. Изображения создавались не для того, чтобы кто-то любовался ими.

Например, статуя Зевса Олимпийского /скульптура Фидия (V в. до н.э.)/ –одно из 7 чудес света - была высотой 17 м., т.е.рассмотреть, как полагают, можно было лишь рельеф на троне.

Еще одним примером служат скульптуры с фронтона Парфенона – главного храма Афин (V в. до н.э.), которые ныне находятся в Британском музее. Это дает возможность рассмотреть, что статуи обработаны с одинаковой тщательностью со всех сторон, хотя зритель не мог видеть обратную сторону. Кроме того, огромные усилия по обработке камня «перечеркивались» последующей раскраской, снижавшей эстетическую ценность произведения.

И, наконец, памятники погребального культа – «картины для мертвых». Предполагался ли зритель для фресок внутри гробниц или для рельефов на внутренних поверхностях крышек саркофагов?

Очевидно, что все эти изображения создавались как части мифоритуальной системы, а не как произведения искусства в современном понимании этого слова.

Характеристики художественного образа:

1) Художественный образ — единство объективного и субъективного.

В нем отражаются существенные стороны действительности, заключено большое объективное содержание. Вместе с тем искусство вовсе не предполагает, чтобы его образы принимались за реальность. Этим оно отличается от религии. В образ входят не только факты действительности, переработанные творческой фантазией художника, но и его личное отношение к изображенному, а также все богатство личности творца. Реальный мир и личность художника — строительный материал образа

2)Образ неповторим, принципиально оригинален.

Даже осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идейных позиций, разные творцы создают разные произведения. На них накладывает свой отпечаток творческая индивидуальность художника. Автора шедевра можно узнать по его почерку, по особенностям творческой манеры.

3) Многозначность и недосказанность.

Если в научно-логической мысли все четко и однозначно, то образная мысль многозначна. Художественный образ так же глубок и богат по своему значению и смыслу, как сама жизнь. Один из аспектов многозначности образа — недосказанность. Недосказанность образа стимулирует мысль читателя, зрителя, заставляет его додумывать, дорисовывать. А Э. Хемингуэй сравнивал художественное произведение с айсбергом. Лишь небольшая часть его видна на поверхности, главное и существенное спрятано под водой. Именно это делает читателя или зрителя активным, а сам процесс восприятия произведения превращает в сотворчество.