Смекни!
smekni.com

Человек в мире культуры 2 (стр. 4 из 13)

«Нравственность» – русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в XVIII столетии и стало употребляться наряду со словами «этика» и «мораль» как их синоним. Нравственность – это практическая мораль (совокупность нравов, обычаев в поведении, в отношениях между людьми), она характеризует реальное поведение людей с точки зрения соответствия нормам морали. Мораль проявляется в нравственности.

Так в русском языке появились три слова с примерно одним и тем же значением. Со временем они приобрели некоторые смысловые оттенки, отличающие их друг от друга. Но в практике словоупотребления эти слова практически взаимозаменяемы, а их смысловые оттенки почти всегда можно уловить по контексту.

Нравственная культура, как и вся социальная культура, имеет два основных аспекта: 1) ценности и 2) регулятивы. Нравственные (моральные) ценности – это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями», в число которых, как уже указывалось, они включали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

Нравственные (моральные) регулятивы – это правила поведения, ориентированного на указанные ценности. Нравственные регулятивы разнообразны. Каждый индивид выбирает (осознанно или неосознанно) в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Среди них могут быть и такие, которые не одобряются окружающими. Но в каждой более или менее стабильной культуре имеется определенная система общепризнанных нравственных регулятивов, которые по традиции считаются обязательными для всех. Такие регулятивы являются нормами морали. В Ветхом Завете перечисляются 10 таких норм – «заповедей Божьих», записанных на скрижалях, которые были даны Богом пророку Моисею, когда он поднялся на Синайскую гору ( « Не убий », «Не укради», «Не прелюбодействуй» и др.). Нормами истинно христианского поведения являются 7 заповедей, которые указал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Не противься злому»; «Просящему у тебя дай и от хотящего занять у тебя не отвращайся»; «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» и др.

Центральный вопрос морали – это отношение человека как общественного существа к обществу. Более конкретно, это вопрос о том, как общество по отношению к своим членам становится регулятором их поведения.

Сознательный характер морали – ее первый существенный признак. Мораль адресована каждому человеку и всем, а не выборочно. Принципы морали не навязываются человеку категорически, а предлагают добровольное, сознательное их применение. Мораль действует в условиях личного выбора и личной ответственности: человек свободен сделать выбор между добром и злом, между нравственным и безнравственным, совершить подвиг или предательство. Личная свобода и ответственность являются основанием морального поведения. Оно концентрируется в "золотом правиле" нравственности, одном из древнейших нормативных требований: "Не делай другому того, чего бы ты не хотел себе".

Структура морального сознания выступает как единство двух уровней отражения и регуляции: рационального и чувственно-эмоционального. Рациональный уровень включает следующие элементы: моральные взгляды, принципы морали (принцип гуманизма, альтруизма), нормы (уважение стар-ших, родителей), моральный идеал (совершенствование человека), категории морали (с помощью которых оценивается человек – добрый, честный), нравственные потребности и интересы (выражаются в нравственных целях), мотивы (во имя чего совершается поступок), нравственные качества (честность, вежливость), нравственные традиции. Чувственно-эмоциональный уровень выражается в различных нравственных чувствах и эмоциях: чувство чести, собственного достоинства. Единство моральных взглядов и нравственных чувств находит свое выражение в нравственных убеждениях.

Для упрощения анализа различных этических теорий, их целесообразно классифици­ровать в соответствии с содержанием этических проблем. Эта процедура позволяет сосредо­точить внимание на той особенности, которая отличает одну этическую теорию от другой. Самой простой и естественной является историческая форма классификации, со­гласно кото­рой этические концепции можно разделить на "классические" и "современные".

Следуя логике постановки вопросов, к "классическим" можно отнести такие теории, в которых решается проблема "правильности" человеческой жизни. Другими словами, даются ответы на вопросы "Что есть правильная человеческая жизнь?" и "Как должны вести себя люди в различных ситуациях?" Если взглянуть на эти вопросы в другом ракурсе, то их можно истолковать как обращение за советом людей, запутавшихся в повседневной жизни. А различные ответы, предлагаемые классическими теориями, можно рассматривать как фор­мулировки этих советов индивиду, в предположении, что если человек знает правильный от­вет, он непременно им воспользуется. Причём полагалось, что смысл этих вопросов и отве­тов для людей однозначен и ясен.

Однако последующие философские исследования этических проблем поставили под сомнение истинность данного предположения. Современные философы обнаружили, что многие из вопросов и ответов не понятны; поэтому прежде чем пытаться давать какие-либо ответы, необходимо точно установить их значение. Процесс выяснения точного значения во­просов и ответов называется философским анализом. Систематическое использование этого подхода в этике нашего времени привело к тому, что она стала очень существенно отли­чаться от того, что представляла собой классическая этика. Главное различие заключается в том, что человек может заниматься философским анализом, не будучи связанным необхо­димостью давать какие-либо "жизненные советы". Конечно, предполагается, что процедура анализа не является самоцелью: если кто-либо устанавливает точное значение ключевых терминов и утверждений, содержащихся в разных моральных теориях, то он, естественно, оказывается в лучших условиях, чтобы принять решение на которой из них остановиться. Таким образом, современную этику не следует рассматривать как альтернативу классической традиции. Скорее её следует понимать как определённый подход для подготовки этических теорий к дальнейшему изучению.

2. Специфика морального сознания.

Второй вопрос касается, прежде всего, условий, при которых нравственное отноше­ние может возникать и реализовываться. Начиная с античности, мораль понималась как мера господства человека над самим собой, как показатель того, насколько человек ответствен за себя, за то, что он делает. Это означает, что развитие морали связано, прежде всего, с разви­тием личностного начала человеческих индивидов. Здесь следует ещё раз вспомнить, в чём заключается разница между такими понятиями, как индивид, индивидуальность, личность.

В свою очередь, внутренняя свобода личности может развиваться только в условиях социальной и политической свободы, в условиях определённого правопорядка. Следует об­ратить внимание на то, что, выполняя регулирующую функцию, мораль в корне отличается от социальных институтов, таких как право, политика, религия, играющих ту же роль, но действующих иными способами. Рассматривая особенности нравственного сознания, следует обратить внимание на нормативность и всеобщность моральных требований, на, присутст­вующие в них, моменты долженствования и оценки, совершаемых действий. Однако эти черты в различной степени можно обнаружить и в других формах, регулирующих социаль­ные отношения.

Самым существенным моментом, характеризующим специфику морального отноше­ния, является свобода выбора или свобода воли. Еще Аристотель установил, что цель этики – не познание, а поступки; ее изучают не для того, чтобы знать, что такое добродетель, а для того, чтобы быть добродетельным. Знание о морали этика доводит до формулирования мысленных процедур, правил и программ, позволяющих диагностировать моральное качество поступков, образа жизни в целом. Без понимания заключенных в той или иной этической теории регулятивно-оценочных механизмов нельзя понять и саму эту теорию. Этика как рационально аргументированная программа морального поведения приобретает обязывающее значение для тех, кто желает быть моральным и потому заранее настроен принять ее, если она окажется убедительной. Это означает, что она предполагает в качестве своего условия нравственно мыслящего и нравственно суверенного индивида. Поэтому формирование личностно окрашенного отношения к этическим теориям, выработка навыков их примеривания к типовым ситуациям морального выбора – важная задача и показатель овладения этикой. Теорию морали часто сравнивают с медициной: первая предназначена излечивать души подобно тому, как вторая излечивает тело. Это сравнение, однако, имеет ограничения. В медицине врач и пациент разведены. В морали они представлены в одном лице. Этика не дает готовых рецептов. Она предлагает человеку, желающему освободиться от душевных недугов, самому найти рецепт своей болезни и помогает ему сделать это.