Смекни!
smekni.com

Человек в мире культуры 2 (стр. 7 из 13)

– 90 с.

8. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты. Учебно-метод. пособие / под ред. Я.С.

Яскевич.– Мн., БГЭУ, 2007.

6.Введение в биоэтику: Учеб. пособие / Под ред. Б.Г. Юдина, П.Д. Тищенко. М.,1998.

7.Врачебные ассоциации, медицинская этика и общемедицинские проблемы. Сборник официальных материалов. М. 1996.

6. Врачи, пациенты, общество. Права человека и профессиональная ответ-ственность врача в документах международных организаций. Киев, 1996.

7. Вивекананда С. Практическая веданта. М., 1993.

8. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного.-М.,1991.-С.266-323.

9. Гиппократ. Избранные книги. М., 1994.

10. Гиппократ. Этика и общая медицина / Под ред. С.Ю. Трохачева; Пер. с древнегреч.СПб. 2001.

11. Голубева Г.А. Этика: Учебник . М., 2007

12. Грюнебаум Г.Э. фон. Классический ислам. М., 1998.

13. Губин В.Д. Основы этики: Учебное пособие / В.Д. Губин, Е.Н. Некрасова. – М.: Форум, Инфра-М, 2008

14. Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 1985.

15. Гусейнов А.А. Античная этика / А.А. Гусейнов. – М.: Гардарики, 2003

16. Деонтология в медицине. В 2-х томах, под ред. Б.В. Петровского. М., 1988.

17. Дробницкий О.Г. Понятие морали. М., 1974.

18. Зорза Р., Зорза В. Путь к смерти. Жить до конца. Пер. с англ., М. 1990.

19. Иванюшкин А.Я. Профессиональная этика в медицине.-M.,1990.

20. Ильин И.А. О сопротивлении злу силою. Путь к очевидности М., 1993.

21. Канке В.А. Этика ответственности: Теория морали будущего / В.А. Канке. – М.: Логос, 2003

22. Кант И. Основоположения к метафизике нравов. И.Кант Соч. М.,1997.Т.Ш.

23. Карсавин Л.П. Добро и зло. Карсавин Л.П. Малые сочинения СПб., 1994.

24. Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб., 1993.

25. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Антология мировой философии: В 4 т. М.,1971. Т.3.

26. Малеина М.Н. Человек и медицина в современном праве. М., 1995.

27. Медицина и права человека. М., 1992.

28. Мень А. Сын человеческий. М., 1989.

29. Микиртичан Г.Л. Биоэтика: основные проблемы //Проблема человека: Гуманитарные аспекты.-СПб.,1995.

30. Микиртичан Г.Л., Скачкова Л.К. Основные принципы биоэтики // Проблема человека: Гуманитарные аспекты.-СПб.,1997.

31. Милль Дж. О свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.

32. Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть. М., 1995.

33. Михайлова Е.П., Бартко А.Н. Биомедицинская этика: Теория, принципы и проблемы. М., 1995.

34. Мур Дж. Принципы этики. М., 1984.

35. Нерсесянц В.С. Сократ. М., 1996.

36. Ницше Ф. К генеалогии морали. Соч. в 2 т. М.,1990. Т. 2.

37. Огурцов А.П. Этика жизни или биоэтика: аксиологические альтернативы. Вопросы философии. 1994. № 3.

38. Платон. "Апология Сократа", "Критий", "Протагор". Соч. в 3 т. М., 1970. Т.1.

39. Рейчелс Дж. Активная и пассивная эвтаназия. Этическая мысль: Научно-публицистические чтения. М., 1990.

40. Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. Сумерки богов. М., 1989.

41. Сборник нормативных актов по охране здоровья граждан Российской Федерации. Под ред. Ю. В. Сергеева. М. 1995.

42. Свасьян К.А. Фридрих Ницше: мученик познания. Ницше Ф. Соч. в 2 т. М.,1990.

43. Сенека. О счастливой жизни. Римские стоики: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. М., 1995.

44. Силуянова И.В. Биоэтика в России: Ценности и законы. М., 1997.

45. Скрипник А.П. Моральное зло.-М.,1992.

46. Соловьёв В.С. Магомет. Его жизнь и религиозное учение. СПб., 1902.

47. Соловьёв В.С. Оправдание добра. Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. М., 1988. Т.1.

48. Соловьёв В.С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории.

49. Соловьёв В.С. Соч. в 2 т. М., 1988. Т.2.

50. Тищенко П.Д. Феномен биоэтики //Вопросы философии.-1992.-№3.

51. Толстой Л.Н. В чём моя вера? Тула 1989.

52. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. М., 1997.

53. Уиклер Д. и др. На грани жизни и смерти. Краткий очерк современной биоэтики в США. М., 1989.

54. Франк С.Л. Крушение кумиров. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990.

55. Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений. М., 1989.

56. Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки: Проблемы и дискуссии. М., 1986.

57. Фромм Э. Ситуация человека – путь к гуманистическому психоанализу. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

58. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

59. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

60. Фут Ф. Эвтаназия. Философские науки. 1990. № 6

61. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

62. Хаузер М. Мораль и разум: Как природа создавала наше универсальное чувство добра и зла: [Пер. с англ. Т. Марютиной] / М. Хаузер. – М.: Дрофа, 2008

63. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

64. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

65. Шрейдер Ю.А. Этика. Введение в предмет. М., 1998.

66. Эпикур. Письмо к Менекею. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.

67. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.

68. Этика Канта и современность. Рига, 1989.

69. Этика практической психиатрии. Руководство для врачей под ред. В.А. Тихоненко. М., 1996.

70. Этико-правовые аспекты проекта "Геном человека". Международные документы и аналитические материалы. Отв. Ред. Б. Г. Юдин. М., 1998.

71. Этические и правовые проблемы клинических испытаний и экспериментов на животных и человеке. М. 1994.

72. Яровинский М.Я. Лекционный курс по медицинской этике (Биоэтика). Ч. 1, 2. М., 1999, 2000.

73. Ясперс К. Ницше и христианство. М.,1995.

§ 3 Политико-правовая сфера культуры.

План занятия.

1. Определение политики. Природа и сущность властных отношений.

2. Теории политической философии.

3. Право как форма регулирования поведения людей.

4.Исторические этапы формирования правового сознания.

5. Политическая идеология и её роль в формировании общественного сознания.

Содержание занятия.

1.Определение политики. Природа и сущность властных отношений. Термин "политика" происходит от греческого слова "полис", означающего город, государство. Политикой называют сферу общественной деятельности, связанную с отношениями между большими социальными группами. Ядром этих отношений является проблема власти, её завоевания, удержания и использования.

Власть, по самому общему определению, есть способ влияния одних людей на других. Это способ подчинять своей воле волю другого, а также, способ управлять и распоряжаться действиями других людей. Проблема власти всегда была и остаётся одной из актуальных и острых проблем. Во все времена требовали разрешения вопросы о том, кому должна принадлежать власть, кто должен пользоваться авторитетом; как вообще складывается ситуация, при которой одни люди господствуют над другими.

Вслед за Эрихом Фроммом понятие власти можно разделить на два значения: власть рациональную и власть иррациональную. Рациональная власть основана на компетентности. Такая власть формирует сознание стремящееся подражать действиям авторитета. Такая власть способствует росту человека, который на неё опирается. Иррациональная власть основана на силе и служит для эксплуатации того, кто ей подчиняется. Отсюда следует, что власть и авторитет понятия не тождественные.

Власть, основанная на авторитете, зависит от конкретных обстоятельств. От них же зависят и качества властвующего субъекта. Как правило, к таким качествам относятся: жизненный опыт, мудрость, великодушие, мастерство, а также внешность и храбрость.

Личности, способные буквально «излучать» власть встречаются в каждую историческую эпоху, но это скорее исключения, чем правило. Основным признаком авторитетной власти является отсутствие необходимости приказывать, угрожать и подкупать.

Человек от рождения нуждается в авторитете, Первым авторитетом для него являются родители. Ребёнок с готовностью подчиняется авторитету, но восстаёт против давления и пренебрежительного отношения. Отсюда следует важный вывод о том, что в человеке от рождения заложены два начала: подчиняться и сопротивляться подчинению. Степень проявления каждого из этих начал зависит от окружающих человека условий.

2. Теории политической философии.

Возникновение государства стало явлением в корне изменившим политическое сознание архаического общества. Власть авторитета уступила место авторитету власти. В полисной организации властные отношения превращаются в политику, в искусство убеждения и управления народом. Одним из главных инструментов управления становится слово. Политическое искусство сводится к умению убеждать. Спор и дискуссия предполагают наличие публики, к которой обращаются как к арбитру. Поэтому второй отличительной чертой полисной организации является публичность общественной жизни. Все проблемы выносятся на площадь и подвергаются обсуждению. Всему демосу открывается доступ в мир политических отношений. Центральной аксиомой политической мысли античности становится признание неразрывной связи человека и политики. Раздвоение труда на физический и духовный привело к расслоению общества на управляемых и управляющих. Раб в античности воспринимался не как человек, а как вещь, действующая не по своей воле. В то же время и господин оказывался не полноценной личностью, поскольку он не мог обходиться без рабов. Господину надлежало выполнять свою управленческую функцию, к которой он был предназначен по природе, наделившей его особыми качествами. Кроме рационального обоснования властных отношений никогда не исчезали совершенно иррациональные способы утверждения господства. Основной базой этих отношений была традиция и официальная религия. Традиция противопоставляла полисной власти родовых богов. Религия претендовала на духовное господство. Религиозная власть не могла быть уничтожена, так как опиралась на неуничтожимую веру человека в возможность спасения. Эта вера могла лишь ослабевать под воздействием благоприятной политической ситуации, однако, любой политический и социальный кризис вновь усиливали влияние религии и её институтов.

В период средневековья человек из существа политического превратился в существо религиозное. Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами. В то же время, христианство, в качестве господствующей идеологии, резко разделило сферу религиозного и гражданского авторитетов. Однако, лишь та власть признавалась законной, которая получала духовную санкцию на правление. Утверждалось, что власть даётся от Бога.В Новое время религиозной идеологии была противопоставлена идея естественной сущности власти. Это был совершенно новый поворот в трактовке властных отношений. Во-первых, отрицалась божественная природа власти, а во-вторых, отрицался и античный идеал власти, как естественное отличие лучших от многих. Новая идея была попыткой рационального обоснования иррациональной природы власти. Власть и стремление к власти начинают связываться с «грешной» природой человека. Власть мыслится как средство обуздания порочных человеческих страстей. Наиболее известным идеологом этого периода стал Николо Макиавелли (1469-1527). Прежде всего, Макиавелли отделил реальную политическую деятельность от моральных и религиозных оснований. Следует предположить, говорил он, что не мораль и религия, а низменные побуждения определяют человеческое поведение. К ним относятся: корысть, страх, жестокость, утилитарный расчёт. Для обуздания стихийных анархических сил, для победы разумного начала как цели общественного развития, в обществе должна существовать власть, использующая любые средства для достижения цели. Эта политическая доктрина формируется в условиях, когда основными формами политических отношений были дворцовые заговоры и перевороты. Другими словами, когда политика из искусства управления превратилась в искусство захвата и удержания власти.