Чел-к пытается найти ответ на наиб. общие и глуб. вопр.: что предст. собой окр. мир и каково место и предназн. ч-ка в мире? Что лежит в основе всего существ-го: матер./дух.? Подчинен ли мир к-л законам? Может ли ч-к познать окр. мир, что предст. собой это познание? В чем смысл жизни, ее цель? Такие вопр. наз. мировоззренч. Ч-к может опир. на жиз. опыт и здрав. смысл, на веру в сверхъест. или на науч. знания. Это зав. от типа мир-я. М. - это система обобщ. взглядов на мир, на место в нем ч-ка и его отн-е к этому миру, а также осн-ные на этих взгл. убеждения, чувства, идеалы, к-рые опред. жизн. позицию ч-ка, принципы повед. и ценностн. ориентации. Взгляды - опред. совок. знаний, выраж-х в представл. и понятиях: они сост. основу мир-я. Эти общ. полож. и принципы превр. в убеждения - особ. сост. знаний, хар-ся тверд. увер-стью. Мир-е полож. и принц. содерж. оценку явл-й дейст-сти, опр. жизн. поз. ч-ка. М. вкл. настроения, чувства, переж., сост. эмоц.-псих. основу. 2 стороны м-я: эмоц.-псих./рац. Идеалы - компонент м-я, духовн. ориентир, придает осмысл. и целеустр. чел-ской деят-сти. Знания, ставшие убежд-ми - основа м-я. Сущ. м. ч-ка/о-ва. Личн. м. - зав. от хар-ра, соц. гр. В о-ве формир. общечел. ценности - единые для всех людей идеи гуманизма, нравств. принц., эстетич. и др. критерии. Т.О. можно гов. о мировоззр. всего о-ва на опр. этапе истор. р-я. Мифолог. мировоззр.: формир. на ранних стадиях разв-я о-ва. Первая попытка ч-ка объясн. происх. и устр-во мира, появл. людей, жив., причины стихийн. явл., опр. свое место. Мифы связ. с обрядами, обычаями, содерж. нравств. нормы и эстетич. предст-я, сочет. реальн. и фантазии, мысли и чувства. В мифах ч-к не выдел. себя из прир. Религиозн. мировоззр. отлич. от миф. верой в сущ-е сверхъест. сил и их главенств. роль в мирозд. и жизни людей. Раздваив. мир на земной/небесн. Вера в сверхъест. - основа. Религ. вера проявл. в поклонении высшим силам, позднее формир. образ единого Бога. Ф. мировоззр. ориент. на рациональн. объясн. мира. Общие предствал. о прир., о-ве, ч-ке станов. предм. теор. рассм. и логич. анализа. Ф. мир-е унаслед. от миф. и рел. совок. вопр. о происх. мира, его строении, месте ч-ка и т.п., но отл. логич. упорядоч. сист. знаний, хар-ся стремл. теор-ски обоснов. положения и принципы. В ф.м. входят тж. обобщ. экон., полит., правов. и ест.науч. предст., нравств., эстетич., религ./атеист. принципы, воззр., идеалы
28 вопрос
Научное познание. Методы и формы научного познания.
Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания.
Методология - учение о методах. В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений:
- философия науки
- материалистическая диалектика
- феноменология
- структурализм
- пост позитивизм
-герменевтика - теории интерпретации текста Любой метод разрабатывается на основе определённой теории. Классификация методов научного познания:I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научногопознания
II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.Методы эмпирического исследования:- наблюдение,-эксперимент,-сравнение,-измерение
Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов. Измерение - даёт количественную сторону явления.
Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент -мысленный и с помощью приборов.Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов. Методы теоретического исследования:
1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа: 1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления 2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве 3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики 4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые Обще логические методы познания:
- анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части
- синтез - воссоединение целого из частей
- индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер
- дедукция - рассуждения от общего к частному
- аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах
-абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого
Структура и осн. закономерности процесса познания.
Центр. проблемой познав. отнош. ч-ка к миру явл. проблема познав. мира. Реш. этой проблемы, начин. с древн. времен, порождало серьезные трудности, связ. как с реальн. сложностями проц. позн., проявл. в неполноте знаний и наличии больших массивов непозн., так и с особеннос. развит. науки и ф-и в разл. периоды. Эти трудности связ. с тем, что наши органы чувств сходно реагируют на разл. раздраж. Именно поэтому еще в др-ти родился скептицизм, сторонники кот. выраж. сомнение в возм. получ. достоверн. знаний, а поздн. в Новое время, сформир. агностицизм. Юма и Канта. Но чем обосн. диалектико-материалист. ф-фия положит. реш. вопроса о познав. мира? Это реш. базируется на том, что наши ощущ., представл., понятия, будучи продукт. развития природы и общ-ва, долж. соотв. им, адекватно отраж. природные и соц. объекты. Реш. подтвержд. познаваемость мира нах. в предметной практич. деятельности. Именно в практике, в эксперим., в индустрии, материализуя свои знания и тем самым своеобразно сопоставл. их с объектами, доказыв. ч-к мощь, своего мышления, его способн. познав. мир. Познание - сложный, многогранный процесс, исследуемый рядом наук. Теория познания сосредотач. свое вним. на фил., мировоззр. аспектах этого процесса, изуч. его самые общие закономерн. Происхожд. созн. органич. связано с таким всеобщ. св-м материи, как отраж. Это св-во находит свое проявл. в том, что мозг ч-ка, взаимодейств. с внешн. миром через органы чувств и нервную систему, отражает его. Но само это взаимод. предполаг. контакт ч-ка с миром. Содерж. знания субъект черпает не из собственных глубин. Отраж. предпола г. активное отнош. ч-ка к миру уже потому, что человечество позн. действит в целях ее осознанного преобразования. В формир. объекта познания велика роль не только соц. практики, но и достигнутого уровня знаний о мире. Если вести речь об объекте позн. общества в опред. эпоху, то его границы заданы практическими потребностями времени и достигн. уровнем знаний о мире. Но познав. отнош. включает и субъект познания. Что же он представляет собой?. В действительности в качестве субъекта познания ч-к выступает как общественное, социальное существо. Он становится субъектом познания, лишь освоив в обществе язык, овладев ранее добытыми знаниями, будучи включенным в практическую деятельность, усвоив существующие в данное время средства и методы познания и т.д.
29 вопрос
Философия культуры.
Цивилизация не имеет однозначного понятия. Существуют различные подходы в понимании цивилизации. (1) Цивилизацию часто отождествляют с культурой. (2) Цивилизация – этап в развитии культуры. Это понимание до логической завершенности довел немецкий философ Шпенглер, который написал книгу “Закат Европы”, где говорил что развитие истории имеет циклический характер. Каждый цикл – это культура – выражение духа нации. Сначала нарастают духовные ценности, а затем они начинают костинеть, осуществляется переход к науке и технике – это есть цивилизация, затем происходит распад культуры и начинается новый цикл. Эта книга была написана после 1-ой мировой войны и имела хождение до середины 30-ых годов. У Шпенглера были основания говорить, что наука и техника враждебны культуре, это инструмент но нужна цель для использования этого инструмента, которая определяется культурой. Так как наука выдвигается на первое место, цели культуры отодвигаются на задний план, а наука и техника получает саморазвитие. Это верно, но не верным является утверждение что это приведет к катастрофе. (3) Цивилизация как ступень в развитии человечества.
Культура появилась раньше цивилизации, вместе с человеком. Культурный мир расширяется, оказывает давление на инстинкты человека. Цивилизация характеризуется: 1) превращение материального производства в основной источник получения материальных благ. Человек от собирательства переходит к производству; 2) материальное производство становится на ноги под влиянием разделения труда, появляется ремесло, земледелие, скотоводство. На этой основе складываются товарно-денежные отношения, формируется собственность, и следовательно создается государство. Эти черты характеризуют цивилизацию как степень в общественном развитии. Но цивилизация понимается и как организация общества. Общество м.б. организовано на основе частной собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию понимают как определенный тип социально-технической организации общества. Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. Т.о., можно выделить аграрное и индустриальное общество. Вопросами цивилизации занимались Сен-Симон, Макс Вебер. В ХХ в цивилизация завоевала прочный характер. В СССР цивилизационный подход критиковался, т.к. он конкурировал с формационным подходом. В наст вр и марксисты говорят о цивилизации. В частности коммунисты говорят о переходе к третьей цивилизации – информационному обществу. Таким образом, понятие цивилизации основывается понимании народнохозяйственной деятельности и элементах ценностей. Так аграная цивилизация у всех народов, но имеет различный окрас. Так для китайцев преобладающий принцип “у-вэй”. Понятие цивилизации нацеливает на то что историю делают люди.