33 вопрос
Нации и национальные отношения.
Тот факт, что люди сами делают свою историю, не вызывает сегодня споров и сомнений. Но кому принадлежит решающая роль в исто- рии – народным массам или отдельным выдающимся личностям? Единодушного ответа на этот вопрос нет и поныне. В сравни- тельно недавнем прошлом в социологии практически безраздельно гос- подствовали взгляды, согласно которым историю по своему произволу творят короли и государственные деятели, законодатели и полковод- цы. О сути этого взгляда один автор образно сказал: история тво- рится по воле начальства. Подобные взгляды активно пропагандируются и в наши дни, в частности, в виде теории элиты. Авторы этой теории объявляют твор- ческой силой истории то "капитанов индустрии", то особенно в пос- леднее время - технократов, управляющих, крупных инженеров, ученых т.д. Чем объяснить чрезвычайную жизнеспособность подобных взглядов? Это прежде всего связано с тем, что Г.В.Плеханов называл сво- еобразным оптическим обманом. Дело в том, что, как правило, круп- ные исторические события связываются в нашей памяти с именами оп- ределенных исторических деятелей - победа в Отечественной войне 1812 года с именем М.И.Кутузова, объединение Германии в 60-70-х гг. XIX в. с именем Бисмарка и т.д. В результате, когда мы пытаемся отделить имя соответствующего деятеля от какого-то события, мысль путается, кажется, что если бы этого деятеля не было, то история пошла бы по-иному, хотя это все- го лишь своеобразный оптический обман. Неужели Германия, если бы Бисмарк умер в детстве от кори, до сих пор оставалась раздроблен- ной? Конечно нет. Нашелся бы "заместитель", который возглавил бы решение этой задачи, ибо само это решение назрело. Но возвеличение выдающихся личностей имело и социальную по- доснову. Оно отражало ведущие позиции в обществе господствующего меньшинства, занятого умственным трудом при одновременном умалении роли масс, уделом которых был труд "черный", физический. Одновре- менно оно было направлено на принижение роли народа в истории при непомерном преувеличении роли лидеров господствующего меньшинства. Научный, причем однозначный ответ на поставленный выше воп- рос, дали создатели диалектико-материалистической социальной фило- софии. Народ - вот подлинный творец истории. Такое решение прямо вытекает из основных положений материалистической социологии. Действительно, если основу, фундамент истории составляет матери- альное производство, то, очевидно, первую роль в истории надо от- дать тем, кто осуществляет процесс производства материальных благ и движет его вперед. А это и есть простые люди, трудящиеся, то есть народ. Но понятие народ - все-таки требует уточнения. Оно не совпа- дает с понятием народонаселение, поскольку последнее включает и антинародные силы, врагов прогресса и т.д. В то же время понятие народ конкретно-историческое. Народ, его состав в разные эпохи различен, во-первых, а во-вторых, в него включаются не только трудящиеся, но и такие силы, которые могут в тот или иной период решать задачи прогрессивного развития общества. Исходя из сказанного можно дать следующее определение народ- ных масс: Народные массы - это прежде всего трудящиеся массы данного общества, а также те классы и социальные группы, которые способны решать в данную эпоху в данной стране прогрессивные исторические задачи, имеют общность некоторых интересов с трудящимися. Попытаемся ответить на следующий вопрос. Почему решающая роль в истории принадлежит народным массам? Что касается главной сферы общественной жизни, материально- го производства, то главная роль народа, трудящихся здесь просмат- ривается достаточно определенно. Правда, нередко возражают: в раз- витии производства, особенно в наше время, важна роль научно-тех- нических открытий, изобретений, а это, де, дело талантливых людей. С этим вроде бы трудно не согласиться. Но, во-первых, условия для новых изобретений подготовлены совокупным трудом народа, а, во-вторых, только при условии тиражирования и применения в доста- точно широких масштабах, а здесь нужен труд массы людей, - они ос- тавят заметный след в истории как паравоз, динамомашина или элект- рический мотор. В сфере социально-политической решающая роль народных масс не бросается в глаза так ярко, как в области материального производства. Но она явно обнаруживается в переломных пунктах истории, в частности, в периоды социальных революций. Ярко характеризовал роль народа в политической истории Запад- ной Европы конца XVIII века и первой половины Х1Х века Г.В.Плеха- нов: "Кто разрушил Бастилию? Чье оружие сразило абсолютизм в Бер- лине? Кто сверг Меттерниха в Вене? Народ, народ, народ, т.е. бед- ный трудящийся класс, т.е. преимущественно рабочие. Никакими улов- ками нельзя вычеркнуть из истории тот факт, что решающая роль в борьбе западноевропейских стран за свое политическое освобождение принадлежала народу и только народу". Наконец, определяющая роль в конечном счете принадлежит наро- ду и в духовной сфере. А.М.Горький говорил, что "народ - неиссяка- емый источник ценностей духовных". Действительно, только труд народа в материальном производстве создает надлежащую основу для творчества создателей ценностей ис- кусства, научной и иных видов духовной деятельности. Это – вопервых. Во-вторых, народное творчество - источник образов для художников, литераторов. Пушкин отмечал, что образы Прометея до Эсхила, Дон Кихота до Сервантеса, Фауста до Гете возникли в народном твор- честве. А композитор Глинка ту же мысль выразил так: "Музыку соз- дает народ, а мы ее только аранжируем". Итак, во всех сферах общественной жизни народным массам при- надлежит решающая роль. Народ - творец истории. И это не фраза. Не раз в истории стран и народов войны и стихийные бедствия, казалось подрывали самые основы общественной жизни. Но оставался народ и он все останавливал. Вместе с тем роль народных масс, степень их ак- тивности на протяжении истории не остаются неизменными. В истории действует закон возрастания роли народных масс. Маркс и Энгельс так выразили его суть: "Вместе с основательностью исторического действия будет ...расти и объем массы, делом которой оно является". Действие этого закона определяется рядом факторов - ростом численности масс, прежде всего трудящихся, возрастанием их потен- ций как производительной силы, ростом их организованности и, нако- нец, сознательности. Дать простор идущей снизу инициативе, социальному творчеству - в этом суть активизации масс в наши дни. Закон возрастания роли народных масс должен в нашем обществе получить полный простор. Все, что препятствует его действию необходимо убрать с дороги. Итак, народ - творец истории. Но какова же роль личности в истори- ческом процессе