Моизм. Главное внимание уделяется проблемам социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы. Весь смысл заключается в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, взаимной пользы. Школа моизма (Мен-цзы). Судьбы как таковой нет, все люди равны - образовывать нужно всех. Каждый сам управляет своей судьбой. Самые большие демократы в Дpевнем Китае. Должны быть государственные принципы образования.
Легизм. Шан Ян (природа человека - зло). Почти исключительно учение, сосредоточившее главное внимание на вопросах социально-политических изменений. Его представители занимались проблемами социальной теории и проблемами, связанными с государственным управлением. Законники - не послушание и уважение, а закон, жесточайшие юридические регламентации. Hикто не обязан любить, но каждый обязан исполнять закон. За нарушение – наказание; чем меньше проступок, тем больше наказание. Если пресечь в самом начале, то не будет и далее преступлений. Как наблюдать за исполнением законов, как контролировать? Хань Фан-цзы: надо, чтобы каждый следил за каждым и доносил. Hаказание за недоносительство. Система тотальной слежки и доносительства начальнику.
Конфуцианство Оpиентация на практическое поведение. Конфуция интересовало положение человека в обществе. Каков человек по своей природе? Конфуций: скорее по своей природе добр или нейтрален. Откуда зло? - От недостатка образования и воспитания человека. Hеобходимо образовывать каждого и всех, но в рамках кастового слоя. Судьба помещает человека в определенный слой. Чтобы ей не сопротивлялись, человека нужно образумить. Реализовал на практике ряд принципов поведения: человеколюбие (жень), справедливость (инь), знание (джи), церемонии (ли), Уважение к родителям (сяо), принцип почитания старшего брата (ди, все наследовал старший брат), принцип почитания господина. Все управляется государством на основе сакральных норм. Юpидическая норма вроде бы не нужна. Эту систему развили: ученики Мен-цзы (природа человека-пpиpода добра), Сюнь-цзы (исказил концепцию - природа человека - природа зла). Испpавить зло можно образованием и воспитанием. Появились противоположные Конфуцию по методам решения школы.
Эклектики. Стремление соединить в одну систему взгляды и концепции различных школ. Они утверждали, что каждая из школ постигает действительность своим способом и необходимо эти способы объединить в такую целостность, которая была бы новой универсальной системой интерпретации мира.
4 вопрос
Предпосылки возникновения античной философии.
Возникновение философии относится к той эпохе всемирной исто- рии, когда на смену первобытно-общинному строю пришел более разви- тый - рабовладельческий. В эту эпоху в древних Индии и Китае, в Греции и Риме и других регионах стали появляться первые философс- кие учения. Этому способствовало прежде всего накопление зачатков научных знаний, изменения в общественном производстве (развитие земледелия, ремесла, торговли), связанные с этим перемены в соци- ально-экономических отношениях,в образе жизни людей ( появление классов; первых государств). Рабовладельческий строй способствовал развитию культуры, что в свою очередь дало толчок развитию филосо- фии. Уже в народном творчестве древнейших эпох, в мифологических сказаниях о богах и героях, наряду с религиозно-мистическими представлениями о сверхъестественных божественных существах, воз- никали зародыши натуралистического, естественного понимания окру- жающих человека явлений мира. Так, в мифах древних египтян гово- рится, что все произошло из вод океана и что воздух пребывает во всех вещах. Один из древнейших памятников индийской мифологии "Ригведа", - наряду с мифами о дэвах (божествах первобытной рели- гии), содержит представление о естественном характере происхожде- ния вещей. Подобные зачатки натуралистического подхода к природным явлениям в последствии стали идейным источником древнейших фило- софских учений. Передовые мыслители Древнего Египта, Вавилона, Ин- дии, Китая, Греции и Рима и других стран древнего мира противопос- тавили мифологическим взглядам, господствовавшим в древние време- на, материалистическое понимание природных явлений. Они рассматри- вали мир таким, каков он есть, каким он представлялся нашему не- посредственному взгляду, без привнесения в него предвзятых идей. Древние философы впервые поставили вопрос о том, что лежит в основе мира. Совершенно очевидно, что при формировании мировоззре- ния вопрос о первоначале и основе единства многообразных явлений окружающей человека действительности выдвигается на первый план. В сущности, задача философии тогда и состояла именно в том, чтобы попытаться охватить единым взором все пестрое и великое многообра- зие явлений природы и общества, найти единство и связь там, где на поверхности выступает хаотическое переплетение вещей и процессов. Материальность мира и его материальное единство понимались древними философами как нечто само собой разумеющееся, требовалось лишь показать, какова именно эта единая материальная основа вещей. Одни философы за материальную основу и "первоначало" всех вещей принимали огонь, другие - воду, третьи - воздух, четвертые матери- альную основу всех вещей видели не в одном, а в совокупности ряда качественно различных элементов: в огне, воздухе, воде, земле и т.д. Это были, хотя и наивные, но смелые попытки объяснить мир из него самого, при помощи естественных причин. Размышления древних мыслителей о материальной основе всех вещей явились первоначальным естественно-научным подходом к природным явлениям. В древней Индии уже за несколько веков до нашей эры филосо- фы-материалисты - чарваки выдвигали требование объяснить мир, при- роду, не прибегая ни к какому божественному существу. Древние ки- тайские мыслители учили, что явления природы состоят из материаль- ных частиц ци и подчиняются объективной естественной закономернос- ти дао. На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции наблюдается бурный расцвет культуры и философии. За это время было создано новое, не- мифологическое мировоззрение, новая картина мира, центральным эле- ментом которой стало учение о космосе (космогония). Согласно взглядам древнегреческих мыслителей этой поры, космос охватывает Землю, человека, животных, растения, небесные светила и сам небес- ный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму, конечен по своим размерам, в нем происходит постоянный круговорот, все возникает, течет и изменяется. Но из чего все возникает, течет и изменяется. И из чего все возникает, и к чему все возвращается? Одни греческие мыслители (натурфилософы) считали, что основой вещей являются чувственно воспринимаемые предметы - вода, воздух, огонь; другие (пифагорейцы) видели эту основу в математических числах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, недвижимом бытии, кото- рое можно постичь лишь разумом, но не чувствами; четвертые (ато- мисты) считали такой основой чувственно не воспринимаемые частицы (атомы), различающиеся между собой размерами, положением и фигу- рой. Разумеется, все эти философские взгляды были во многом наивны и различались между собой, но им были присущи следующие общие чер- ты: 1) не порвав до конца с мифологией, греческие мыслители отво- дили богам второстепенное место и пытались объяснить мир из него самого. Иными словами, они положили начало развитию материалисти- ческих взглядов и представлений, правда, материализм у них носил во многом наивный характер, многие положения не были подкреплены данными науки. Наиболее яркими представителями материализма в то время были такие философы, как: Левкипп, Демокрит (род. около 47О г.до н.э.), Эпикур (341-27О гг. до н.э.), Тит Лукреций Кар (99-95 гг. до н.э.) и др. Особенно большое значение имело развитие Лев- киппом и Демокритом атомистической теории. Левкипп заложил основы древнегреческой атомистики, а Демокрит развил целую систему ато- мистического материализма. Атомистическая теория строения материи явилась величайшим достижением научной мысли древнего мира и одним из показателей мощи теоретического мышления. Конечно, представле- ния древних философов об атоме как неделимой и простой материаль- ной частице носили наивный характер, но для того времени это была гениальная догадка о строении материи, которая была эксперимен- тально подтверждена лишь через два с лишним тысячелетия; 2) большое внимание греческие философы уделяли развитию диа- лектики (учению о развитии). Они осознавали взаимную связь вещей, их взаимную обусловленность, изменчивость и постоянное движение и развитие. Наиболее полное отражение эти взгляды нашли в учении Ге- раклита (46О-34О гг. до н.э.). Согласно его взглядам, мир не соз- дан богами, он всегда существовал и будет существовать, переходя из одного состояния в другое. Правда, диалектика древних мыслите- лей носила стихийный характер, многие ее выводы невозможно было доказать в то время, так как не было накоплено достаточно знаний. Тем не менее эти взгляды были прогрессивны и способствовали даль- нейшему развитию диалектики и естествознания. Наряду с материалистическими взглядами, в то время получили определенное развитие и идеалистические учения. В начале 5 в. до н.э. против материалистических взглядов и представлений выступали пифагорейцы, которые основой и сущностью всего существующего счи- тали числа. В учении пифагорейцев о числе содержалась рациональная мысль о количественной стороне природных явлений. Однако в даль- нейшем числа в их построениях превратились в нечто таинственное, образующее основу всех вещей. Наиболее крупными идеалистами Древ- ней Греции были Сократ (469-399 до н.э.) и его ученик Платон (427-347 гг. до н.э.), создавшие целую систему объективного идеа- лизма. На протяжении всего развития философии шли споры между предс- тавителями материализма и идеализма, и начало этой борьбе мнений было положено в трудах Демокрита и Платона. Наличие разных взглядов и разного понимания сущности бытия привело к тому, что античные мыслители развивали логику, чтобы умело доказывать свои взгляды, совершенствовать критические рас- суждения. Развитие и совершенствование логики, особенно в трудах Аристотеля (384-322 гг. до н.э.), стало одним из важнейших дости- жений античной философии. В многообразных философских учениях и школах древнего мира предвосхищены основные тенденции будущего развития философской мысли. Наиболее ценным приобретением древней философии явились на- ивный материализм и стихийная диалектика, положившие начало науч- ному пониманию действительности.