Количество свойств и качеств зависит от уровня организации материального объекта.
Мера- это единство количественных и качественных сторон предмета. Она показывает , что определенное качество имеет строго определенные количественные границы. Мера – это интервал, в рамках которого изменения количества на ведут к изменению качества. Количественные знания в предметах постоянно изменяются, но их изменение в определенном интервале не ведет к изменению качества.Момент смены одного качества другим называется СКАЧКОМ, переход от одного качественного состояния к другому всегда резкий, неожиданный и свидетельствует о появлении нового явления.В философии выделяют 2 типа скачков- быстрые и взрывные.
49 вопрос Проблема сознания в философии.
Ф-ия ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания. Значение этой проблемы обнаруживается уже в том, что вид, к к-ому принадлежим мы, люди, обозначают как чел. разумный. Исходя из этого, можно с полным правом сказать, что ф-кий анализ сущности сознания исключительно важен для правильного понимания места и роли человека в мире. Уже поэтому проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов при выработке ими исходных миро- воззренческих и методологических установок. В современных условиях углубленная разра-ботка ф-их вопросов сознания диктуется к тому же развитием информатики и компьютеризацией чел-кой деятельности, обострением ряда аспектов взаимодействия чел. и техники, техносферы и природы, усложнением задач воспитания и развития общения людей. Нет сложнее ?, чем ? о том, что такое сознание и разум, какова их природа, их сущность. Этот феномен исследует целый ряд наук - психология, логика, физиология высшей нервной деятельнос ти, психиатрия, кибернетика, информатика и др. При этом рассмотрение отдельных аспектов сознания как специфически чел-кой формы регуляции взаимодействия чел. с действительнос тью в рамках различных дисциплин всегда опирается на определ-ую ф-ско-мировоззрен ческую установку в подходе и сознанию. Философия, в отличие от других наук, исследует общую природу сознания, изучает его прежде всего под углом зрения своего основного вопроса. И здесь, при подобном подходе к сознанию сталкиваются две альтернативных позиции – материал-ская и идеал-ческая, а также близкая к последней - религиозная. Рассмотрение сознания логично начать под углом зрения первой стороны основного вопроса философии, оставив для отдельного изуче- ния в дальнейшем сторону вторую, т.е. познавательное отношение сознания к миру. Следует ли понимать разумность, сознание как свойство особо- го, духовного начала в человеке, души либо видеть в нем функцию особым образом организованной материи, человеческого мозга, способ- ного отражать мир в идеальных образах? Таковы альтернативные, принципиально противополож ные подходы к решению проблемы сознания. Идеалистический подход фактически мистифицирует сознание, т.к. рассматривает его в качестве продукта души, превращая сознание в нечто таинственное и недоступ- ное рациональному, с научных позиций исследованию. Материализм, напротив, снимает с сознания покров таинственности и исходит из того, что оно есть функция мозга, во-вторых, рассматривает созна- ние как отражение материи, отражение внешнего мира и, наконец, с материалистической точки зрения оно явл. продуктом развития материального мира. При подобном подходе оказывается, что сознание при всей его сложности вовсе не является чем-то абсолютно непостижимым и непоз- наваемым. Действительно, значительный материал о физиологических основаниях сознания могут дать исследования физиологии высшей нервной деятельности, поскольку сознание органически связано с материальными, физиологическими процессами в мозгу, выступает как специфическая сторона. Обширные данные для понимания сознания дает исследование чел-кой деятельности и ее продуктов, поскольку в них реализованы, запечатлены знания, мысли и чувства людей. Наряду с этим сознание проявляется в познании, вследствие чего и этот источник, изучение познавательного процесса, открывает различные стороны сознания. Наконец, очень тесно можно сказать, органически связаны между собой сознание и язык, в силу чего и научный анализ такого явле- ния, как язык во всей его многосложности, немаловажен для осмысле- ния сущности, природы сознания. При этом главное, о чем следует постоянно помнить, состоит в том, что "нельзя отделить мышление от материи, которая мыслит". Сознание, как и материя, это реальность. Но если материя это объективная реальность, хар-щаяся самодостаточностью и са- мообоснованностью, то сознание - это реальность субъективная, это субъективный образ объективного мира. Оно не существует само по себе, а имеет основание в ином, в материи. Иными словами, диалектико-материалистический подход к созна- нию исходит из примата бытия по отношения к сознанию,что не только не исключает, а предполагает, что сам способ бытия человека в мире всегда предполагает сознание, что человеческая деятельность вся пронизана сознанием и без него не существует. Но бытие - более широкая система, и сознание выступает как условие и средство для того, чтобы чел. мог вписаться в эту более широкую,целостную сис- темы бытия. Сознание, как определяемое бытием, и выступает прежде всего в качестве свойства высокоорганизованной материи и одновременно как продукт эволюции материи, усложнения форм отражения в ходе этой эволюции, начиная с самых элементарных форм и кончая мышлением. При этом сама эволюция форм отражения определяется не изнут- ри, а на основе определенных взаимоотношений носителей отражения с окружающей средой. У человека это взаимодействие реализуется в практически-преобразующей деятельности, осуществляемой в рамках определенных сообществ. Поэтому сознание - не просто функция мозга, оно - обществен- ный продукт. Общественная природа сознания отчетливо видна в его органической связи с языком и в особенности - с практической дея- тельностью, в которой сознание, его продукты опредмечиваются и ко- торая придает сознанию объективный характер, направленность на внешний мир с целью не только его отражения, познания, но и его изменения. К тому же сознание не только изначально формировалось в первичных формах общества, но и сегодня оно закладывается и развивается у каждого нового поколения только в обществе через деятель- ность и общение с себе подобными. После этих предварительных замечаний попытаемся разобраться,какова структура, организация сознания, какие основные элементы оно включает. Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть соз- нание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные по- тенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентриро ваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизво- дить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в дея- тельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем. Сознание неотделимо от выражения определ. отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой существенный ком- понент сознания (которого, кстати, многим из нас так часто не хва- тает), каким явл. воля, представляющая собой осмысленное устремление чел. к определенной цели и направляющая его поведение или действие. Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание – истор-кий продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобыт- ного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индив-ного развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. В развитии, динамике самосознания можно выделить три уровня. Первый - уровень самочувствия, сводящегося к элементарному осознанию своего тела и его включенности в систему окружающих чел. вещей. Именно благодаря этому чел. не только выделяет себя из предметного мира, но и имеет возможности свободно ориентироваться в нем. Второй уровень самосознания реализуется в осознании своей принадлежности к тому или иному сообществу, к той или иной культу- ре и социальной группе. Самый высокий уровень развития самосознания - возникновение сознания "Я" как такого образования, которая хотя и похоже на "Я" других людей, но одновременно неповторимо, причем способно не только совершать поступки, но и нести ответственность за них, что предполагает необходимость и возможность как контроля за своими действиями, так и их самооценки. Т.о., самосознание хар-ет не только самопознание, но и сопоставление себя с нек-ым идеалом "Я", а значит, контроль и самооценку, а также возникновение на этой основе чувс- тва удовлетворенности или неудовлет-сти собой. При этом само осознание чел. своего "Я" опять-таки может реализоваться лишь через сопоставление себя с другими людьми. Это лишний раз свидетельствует об общ-ной природе сознания, формирующегося в ходе коллективной деят-сти и чел- кого общения.