5 вопрос
Философия милетской школы и Гераклита.
Зарод. в Др.Гр. 6 в. до н.э. Отличит. черта - формир-е нов. способа дух. самовыр-я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. Становл.: 6-5 в. до н.э. - центр. вним. пробл. космоса, природы. 1-я науч. и ф. школа - Милетская. Родонач. натуралистич. фазы р-я антич. ф. Ярк. предст.: Фалес - считал, что все сущее происх. из воды. Океан - кольц. река, окруж. землю, Земля плав. на воде. Все рожд. из влажн. семени. “У влажн. вещей началом их прир. явл. вода”. Все происх. из воды и возвр. в нее. Фалес - монист, т.к. принимал за основу всего сущ. одно начало. Его треб. - все знание надо сводить к обной основе - чувств. видимости. Душу считал материальной, д. явл. движ. нач. всех явл. прир. ”Боги”=души, кот. явл. источн. движ-я вещей. 1-й сформул. вопр. “Что есть всё” - что явл. первоосновой. Анаксимандр - ориг. ф. концепция. Расширил понятие всего сущего до понятия первоначале - единая, первич., вневременная субстанция “апейрон” - веществ. начало, лишенное границ, т.е. без качеств. хар-к и количеств. неогранич. Апейрон превр. в разл. земные стихии (земля, вода, возд., огонь), они перех. друг в друга. Все соб. происх. в опр. борьбе тепл. и хол., напр. смена врем. года. Прир., мир сущ. объ-но.Жив. сущ-ва возн. в проц. выпарив. солнцем влаги, живое род. из ила под возд. солн. лучей, чел-к произ. от рыб. Чувств. мир явл. лишь проявл-м реальн. мира, сл. необх. выйти за пределы непоср. набл-я. Анаксимен: начало всего сущего - воздух. Рязряж. в. - огонб, сгущ. - вода, земля, камень. Душа тж. сост. из воздуха. Возд. обл. св-вом бескон-сти. Обобщение: ф. Мил. шк. явл. рационал-ей мифа. Мир объ. на осн. матер. начал, без участия внеприр. сил. Гилозоизм - любое мат. тело обл. душой, пантеизм - Бог=природа. В ч-ке мил-цы усматр. прежде всего не биол., а физич. прир., выводя его из воды и пр. Мил.ф. возн. на осн. зарожд. эмпирич. и теоретич. знания. Пыт.дать целостн. карт. мира, кгода частности и дет. были неизв. Их матер-м носил стихийн. хар-р, рассм. мир в непрер. движ. и изменении - наивн. представл. о диалектике. Гераклит: разв. мат-ма и диал-ки. Труд “О природе”. Первоначало всего мира - огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и явл. живым огнем, загор. и потух. Огонь превр. в воду - семя мироздания, вода превр. в землю и возд.. и назад. Душа явл. огнен. дыханием - основ-е жизни. Г. явл. основопол. гносеологии (уч. о позн.). 1-й различал чувств. и рациональн. познания. Истина постиг. умом, кот. познает сущность (логос) мира, находясь за порогом чувств. Познание нач. с чувств, но они должни обраб-ся разумом. Образ и понятие слиты воедино, т.к. едины чувств. и рац. познание. В мире сущ. единство как рез-т сочет. противоп-стей. Борьба противоп-стей законом., т.к. явл источн. созд-я мира. Противоп-сти соед. и устан-ся гармония. Г. разв. диалект. взгляды. “Все течет, все изм.”, “Нельзя войти в одну реку дважды”, все рожд-ся благ. смерти ч-л. Это стихийна я диал-ка, где чувств.-матер. космос рассм. как единое целое, пребыв. в пост. движ.и изм.
6 ворос
Философия Пифогора и Демокрита
Демокрит – древнегреч. ф-ф, материалист, один из основателей атомистики. Он призн. два первонач.: атомы и пустоту. При этом атомы, т.е неделим. частицы материи, неизменны; они вечны, нах. в постоянном движ. и отлич. друг от друга лишь формой, велич., полож. Др. св-ва - звук, цвет, вкус и т.д. - атомам не присущи, а сущ. лишь усл., "не по природе самих вещ.". Таких атомов Дем. допускает бесчисл. множ-во, тем самым отвергая утвержд., что бытие - одно. Атомы, по Дем., разд. пустотой, пуст. - это небытие и, как такова, непознав. Бытие не может сущ. без небытия. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пуст. позволяет вещам и их элем-м двигаться, перемещ-ся.
Дем. различ. мир атомов - как истинный и потому познав. лишь разумом - и мир чувств. вещей, представл. собой лишь внешн. видимость, сущность кот. составл. атомы, их св-ва и движ.. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Атомы Дем. различ. по форме и велич.; двигаясь в пустоте, они соедин. между собой в силу различия по форме: у Дем. есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные. Так из них образ-ся тела, доступные нашему восприятию. Число колич-го соотнош-я и движ-я атомов есть основа многообразн. изменений явл-й мира.
Согласно Д., биологич. явл. и даже мышление можно объяснить материалистически - движением и связями опред. атомов. Поскольку атомы движутся, они могут проникать во все тела и воздействовать на все жизненные процессы. Демокрит считал, что душа – скопление атомов, кот. со смертью улетучиваются из груди, и сознание заканчивается с последним дыханием.
Дем. предлож. продуманный вариант механич. объяснения мира: целое у него представл. собой сумму частей, а беспорядочное движ. атомов, их случайные столкновения оказываются прич. всего сущего. Дем. считал, что всё происх-е в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью. В мире нет случайностей. Случайность – это кажемось, кот. сами примыслили люди, чтобы прикрыть собственную глупость. Органом чел. знания Дем. считал душу. Он разд. знания на 2 вида – темное (получ. при пом. орган. чувств) и светлое (при пом. разума, души).
Учение Дем. было дополн. и развито Эпикуром. Эпикур припис. атомам еще одно св-во - тяжесть. Он также допуск. и призн. закономерным и опред. отклонение от прямолин. движ. .:9:.
Пиф-цы – фил. братство, осн. Пифагором Самосским. Союз отлич. строг. обыч., члены его вели аскет. образ жизни. Ни одна строка, напис. Пиф., не сохр.; вообще неизв., прибегал ли он к письм. передаче своих мыслей.Что было сделано самим Пиф., а что его учениками, устан. трудно.
Пиф. представл. единое нач. как нечто идеальное, как число. Ч-ло есть то, что всегда и неизм. присутств. в соверш. разл. местах, явл. их связующей линией, единой объедин. основой, поэтому его можно назвать нач. мира. Из всех чисел самое главн. – 1. Ей соотв. точка, а 2-ке соотв. 2-е точки, через кот. можно провести прям., 3-ке соотв. плоскость, а 4-ке – простр., кот делится на 4 стихии: земля, огонь, вода, воздух. Душа – «гармония телесн. элем.», исчисл. ч-ло.
В пифагореизме выд. 2 составл.: практ. и теорет. У пиф-в. были специф. представл. о природе и судьбе души. Душа – сущ-во божеств., она заключ. в тело в наказ. за прегреш. Высш. цель жизни – освобод. душу из телесн. темницы, не допуст. в др. тело, кот. якобы соверш. после смерти. Путем для достиж. этой цели явл. выполн. опред. моральн. кодекса, "пифагорейский образ жизни".
Теорет. сторона пиф-зма тесно связ. с практ. Здесь пиф-цы видели лучш. средство освобожд. души из круга рожд. В деят. Пиф. и его ближ. учеников научные положения были перемеш. с мистикой, религ. и мифолог. представлениями.
Основн. объектами научн. позн. у пиф-цев были мат. объекты, в перв. очередь числа нат. ряда ("Число есть сущность всех вещей"). Видное место отвод. изуч. связей между чет. и нечет. ч-ми. Нечёт. числа одновр. рассм. как огранич. и как выр-е лучш., четные - как неогранич. и как выраж. худш.. Пиф-ми была построена значит. часть планиметр. прямоуг. фигур; высшим достиж. в этом направл. было доказ-во теор. Пифагора. Некот. источники припис. пиф-цам даже такие выдающ. рез-ты, как построение 5-и правильн. многогр. П. открыли несоизмеримость и уже знали иррац. числа.
Числа у пиф-цев выступ. основополагающ. универс. объектами, к кот. предполаг. свести не только математ. построен., но и все многообр. действит-ти. Науке о ч-х и др. математ. объектах отводится основополагающее место в системе мировоззр., т.е. фактич. матем. объявл. философ. Матем. объекты рассм. пиф-ми как первосущ. мира. Абсолютизировав абстракцию кол-ва и оторвав его от матер. вещей, Пиф-цы пришли к выводу о том, что колич. отнош. явл. сущностью вещей.
7 вопрос
Философия Платона.
Платон (427 – 347 до н. э.) – сын афинского гражданина. По своему соц положению происходил из афинской рабовладельческой аристократии. И конечно же, был своим чел-ком в Сократовском кружке. В молодости был слушателем кружка сторонника учения Гераклита – Кратила, где познакомился с принципами объективной диалектики, на него также оказала влияние и тенденция Кратила к абсолютному релятивизму. В 20 лет он готовился участвовать в соревновании как автор трагедии и случайно перед театром Дионисия услышал дискуссию, в которой участвовал Сократ. Она настолько его увлекла, что он сжег свои стихи и стал учеником Сократа. Было это примерно в то время, когда афинский флот одержал последнюю знач победу в Перепелонской войне. Платон разделял со всем кружком отвращение к афинской демократии. После осуждения и смерти Сократа, в период, когда демократы снова вернулись к власти, Платон отправляется к одному из старших учеников Сократа – Евклиду – в Мегару. Но вскоре он снова возвращается в город и принимает активное участие в ее обществ жизни. После возвращения в Афины он предпринял 1-ое путешествиюв Южную Италию и на Сицилию. Он пытается реализовать свои идеи и принял участие в полит жизни на стороне местной аристократии, возглавляемой тогда Дионом, зятем Дионисия Старшего. Дион был последователем пифагорейской ф-фии и в своей общине представлял крайне реакционное крыло. Полит деятельность Платона не была, успешной. Дионисий выдал его, как военного, послу Спарты. На рынке рабов его выкупили друзья и он возвращается а Афины. В Афинах Платон интенсивно работает в области ф-фии. Во время своих странствий он познакомился с Пифагорейской ф-фией, которая в дальнейшем повлияла на него. Диоген Лаэртский считает, что учение Платона является синтезом учений Гераклита, Пифагора и Сократа. В этот же период Платон в саду, посвященному полубогу Академу, основывает свою собственную ф-фскую школу – Академию, которая становится центром античного идеализма. В период правления в Сиракузах тирана Дионисия Младшего Платон пытается включится в полит борьбу. И на этот раз его стремление провести свои мысли в жизнь не находят ожидаемого понимания. Подавленный полит неудачами он возвращается в Афины, где и умирает в 80 лет. Основной вопрос ф-фии он решает однозначно – идеалистически. Материальный мир, который нас окружает и который мы познаем своими чувствами, является лишь “тенью” и произведен от мира идей, т. е. материальный мир вторичен. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. За эти с-ва Платон признает их подлинным, действительным бытием и возводит в ранг единственного предмета подлинного истинного познания. Между миром идей, как подлинным, реальным бытием, и небытием (т. е. материей как таковой, материей в себе) $ по Платону, кажущееся бытие, производное бытие (т. е. мир действительно реальных, чувственно воспринимаемых явлении и вещей), которое отделяет истинное бытие от небытия. Действит, реальные вещи представляют собой соединение подлинного бытия с пассивной, бесформенной “принимающей” материей (небытием). Отношение идеи (бытия) и реальных вещей (кажущегося бытия) явл важной частью его ф-фского учения. Чувственно воспринимаемые предметы не что иное, как подобие, тень, в которой отражены определенные образцы – идеи. Но у него также можно встретить и утверждение противоположного характера. Идеи присутствуют в вещах. Это отношение идей и вещей, открывает определенную возможность движения к иррационализму. Много внимания он уделяет вопросу “иерархизации идей”. Эта иерархизация представляет определ упорядоченную с-му объективного идеализма. Идея красоты и добра это одна из самых важных идей для Платона. Она не только превосходит все реально $-ее добро и красоту тем, что совершенна, вечна и неизменна (так же, как и другие идеи), но и стоит выше других идей. Познание, или достижение, этой идеи является вершиной действит познания и свидетельством полноценности жизни. (работы – “Пир”, “Закон”, “Федр”).