Смекни!
smekni.com

Историческое развитие социальной философии (стр. 3 из 4)

Особое внимание было уделено анализу надорганической эволюции в другом труде “Основания социологии”. Чем менее развитыми являются физические, эмоциональные и интеллектуальные способности человека, тем сильнее его зависимость от внешних условий существования, важнейшей частью которых может быть соответствующее групповое образование. В борьбе за выживание человек и группа совершают ряд непреднамеренных действий, объективно предопределенных функций. Этими функциями, осуществляемыми членами определенных групп и самими группами, определяются групповые организации и структуры, соответствующие институты контроль за поведением членов групп. Спенсер старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом. Он утверждал, что непрерывный рост общества позволяет смотреть на него как на организм. Общества, как и биологические организмы, развиваются в “форме зародышей” и из небольших “масс” путем увеличения единиц и расширения групп, соединения групп в большие группы и соединения этих больших групп в еще большие группы. Главное направление происходящих изменений Спенсер видел в нарастании многообразия внутренней дифференциации общественного развития (социальное расслоение, появление новых организаций и т. д.) при одновременном усилении общественных связей. Спенсер выделил два типа общества: «военное», в котором сотрудничество имеет принудительный характер, и «промышленное» с добровольным сотрудничеством. Общество как социальный организм, помысли Спенсера, состоит из трех главных систем:

- «производящей средства для жизни»;

- «распределительной»;

- «регулятивной».

Последняя система включает в себя систему социального контроля, который держится на страхе. «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» — церковью. Спенсер активно отстаивал идею о том, что общество не может и не должно поглощать отдельную личность.

Современный позитивизм и постпозитивизм о гармонии и равновесии в обществе как основе его стабильности.

Современный позитивизм, или постпозитивизм, во многом исходит из идей О.Конта и Г.Спенсера о гармонии равновесии в обществе как основе его стабильности. Предмет его анализа – структура и функционирование различных явлений общественной жизни, прежде всего разнообразных социальных институтов. На этой основе сложилось направление структурно-функционального анализа, представителями которого являются американские социологи Т. Парсонс (1902-1979) и Р. Мертон (р. 1910). Главное внимание уделяется проблеме стабильности социальной системы, и ее «нормальному» функционированию, изучению условий, при которой формируются поддерживаются, изменяются и разрушаются различные типы социальных организаций.

Как видно современный позитивизм решает актуальные проблемы существования и развития общества.

Р. МЕРТОН выступил с инициативой создания так называемой теории среднего уровня (ее также называют теорией среднего ранга), призванной связать эмпирические исследования с общей социологической теорией, которую предстоит создать в будущем.

Основные положения своего учения Мертон изложил в «Парадигме структурно-функционального анализа». Главными моментами, которой являются: значение самого понятия «функция», формулирование постулатов существования общества как особой системы. Мертон описывает пять значений функции:

1. как общественное поручение, возложенное на конкретного исполнителя;

2. в смысле рода или вида человеческой деятельности;

3. в ее математическом смысле (зависимость одной переменной от другой);

4. как способ связи элементов системы (структурных единиц);

5. как выражение системных процессов (адаптации и интеграции), определенным образом в силу своей объективности отличающихся от субъективно обусловленных (интересами, мотивами и т.д.) действий.

Постулаты существования общества как системы представляют собой исходные, эмпирически неопровергаемые, положения, лежащие в основании структурно-функционального подхода к обществу. Проанализировав многочисленные исследования по этой проблеме, Мертон формулирует три таких постулата.

1. Функциональное единство общества. (Фундаментальным условием существования общества как системы является согласованность функционирования всех частей).

2. Универсальный функционализм. Констатирует функциональную природу всех социальных феноменов (процессов, связей, отношений, предметов и т.д.).

3. Функциональная необходимость. Непременным условием социального является способность к функционированию в составе социальной системы. Не может функционировать, не может быть (стать) социальным (общественным).

Однако эти постулаты применимы только к относительно простым социальным системам, и в современном сложноорганизованном обществе должны быть скорректированы. - Первый постулат предполагает учет последствий функционирования отдельных «сегментов» социальной системы на разных уровнях, ибо эти последствия могут не совпадать и проблема функционального единства решается уже иным образом. - В связи со вторым постулатом применительно к современному сложно дифференцированному обществу Мертон обращает внимание на системные дисфункции — Мертон является автором этого понятия — и тогда соответственно системные элементы обретают при определенных условиях иную, дисфункциональную, природу. - В связи с третьим постулататом Мертон вводит понятие функциональных альтернатив (функциональных эквивалентов), что все в целом позволяет ему сформулировать основную теорему структурно-функционального анализа: точно так же как одно явление может выполнять множество функций в социальной системе, одна функция может выполняться весьма разными явлениями. Разделение Мертоном функций на два вида — дисфункцию и эвфункцию (еуфункцию) — для понимания функциональных процессов в общественных системах имеет принципиальное значение. Действительно, результат или следствие выполнения функций в обществе может иметь двоякий характер: в одном случае оно ведет к сохранению, выживанию системы (в более узком смысле — ее адаптации), и тогда имеет место системная эвфункция; в другом случае оно ведет к рассогласованию, разрушению системы (ее дезадаптации), и тогда имеет место дисфункция. В разных аспектах одна и та же функция может быть эвфункциональной и дисфункциональной, поэтому приходится говорить о необходимости функционального баланса. Рассматривая функции с точки зрения связи намерения и результата (следствия), Мертон различает и другие разновидности функций, являющиеся следствием намеренных поступков, явными, и функции, являющиеся следствием ненамеренных поступков, латентными. Свой функциональный анализ Мертон обращает к целому ряду феноменов общественной жизни. Дальнейшее развитие школы структурно-функционального анализа связано с учениями «структурного функционализма» и «теории социального действия».

Мертон сопоставил теоретическое и прикладное знание с социологически понимаемыми ценностями и нормативными принципами. Его вклад в становление социологии науки состоит не в изобретении системы норм науки или утверждении принципа, согласно которому нормы – основа всякого социального института, а в применении этих представлений в качестве основы теоретической модели науки при рассмотрении ее как социального института.

Диапазон интересов и идей Мертона как исследователя гораздо шире и сложнее его парадигмы: в отличие от большинства современных социологов он прекрасно знал классическую социологию знания, а его работа «Наука, технология и общество в Англии XVII в.» – одна из первых работ по исторической социологии науки. Осознание огромных практических возможностей науки, ее достижений и перспектив, беспрецедентные финансовые вложения в науку 50-х годов, казавшиеся залогом будущих успехов, привлекали большое внимание к проблемам развития науки, но вопрос о необходимости научно обоснованной политики в данной области не ставился. Основной причиной этого было, конечно, «самопроизвольное» успешное развитие науки, но не последнюю роль играл и господствующий «образ» науки (причем совершенно одинаковый как в кругах научного сообщества, так и у социологов науки), который передавался и во вненаучные круги. Наука изображалась как некая эзотерическая деятельность, имеющая свой собственный внутренний контроль, которая может быть только разрушена попытками регулировать ее извне, но которая будет исправно производить объективное, и тем самым – практически эффективное знание, если ей предоставят независимость и адекватную поддержку. Систематическое исследование социальных аспектов науки получило официальное поощрение и поддержку.

Наука рассматривается как относительно самостоятельный институт, специфическая сфера деятельности, внутренние механизмы которого и подвергаются исследованию.

Он дал некую целостную теоретическую схему рассмотрения науки как социального феномена, на основе которой можно было:

1. формулировать поддающиеся исследованию вопросы;

2. устанавливать критерии оценки получаемых ответов;

Он сформулировал научный этос – совокупность норм, действующих в научном сообществе, – который представил основным механизмом функционирования науки – социального института по производству достоверного знания. Сила же, обеспечивающая движение этого механизма, – институционально подкрепляемое стремление каждого ученого к профессиональному признанию. Мертон, внес большой личный вклад в разработку центральных вопросов знания «аналитическую парадигму». Наконец, опираясь на личные научные потенции, авторитет признанного социолога и организационные возможности руководителя кафедры в крупнейшем Колумбийском университете, Р. Мертон создал сильную школу в социологии науки. Он обеспечивал прямое и детальное руководство всеми современными американскими социологами науки или уж, во всяком случае, их большинством. Мертона принято считать основоположником "институциональной" социологии науки, так как наука для него прежде всего социальный институт. А любой социальный институт с точки зрения структурно-функционального анализа – это прежде всего специфическая система ценностей и норм поведения.